Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.

Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Эти смысловые доминанты организуют поведенческие события, оказывая существенное влияние на происходящее взаимодействие (подобно тому, как знаки пунктуации задают смысл предложению).

Несогласие относительно пунктуации последовательности событий лежит в основе возникновения бесконечных проблем во взаимоотношениях. Мы не можем быть уверены ни в том, что другой обладает тем же объемом информации о том, что является важным, а что нет, совершенно по-разному происходит у разных людей. Во всех случаях рассогласованной коммуникационной организации обычно можно наблюдать конфликт относительно того, что является причиной, а что с вызванной нарушением последовательности причин и следствий, является эффект «самоосуществляющегося пророчества». Это по­ведение, которое вызывает у окружающих такую реакцию, на которую это поведение было бы естественным ответом. Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «ник­то меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его. В данном случае это и составляет проблему пунктуации.
Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.

Отношения между людьми базируются либо на равенстве, либо на отличии. В первом случае партнеры стараются скопировать по­ведение друг друга, поэтому их отношения можно назвать сим­метрическими. Слабость или сила, нравственность или без­нравственность не имеют здесь никакого значения, поскольку ра­венство может поддерживаться в любой из этих областей. Во вто­ром случае поведение одного партнера дополняет поведение другого, такой тип взаимодействия называется комплементар­ны м. Симметричные отношения, таким образом, характеризуются равенством и минимизацией различий, в то время как особен­ностью комплементарного взаимодействия является доведение раз­личий до максимума.

В комплементарных взаимоотношениях можно выделить две различные позиции. Один партнер занимает более высокую, важ­ную, первичную позицию, а другой — подчиненную, вторичную, более низкую. Эти понятия довольно полезны, если их не прирав­нивать к словам «хороший» или «плохой», «сильный» или «сла­бый». Комплементарные отношения могут устанавливаться соци­альной или культурной средой (как в случае взаимоотношений ма­тери и младенца, врача и больного, учителя и ученика) или быть Характерным стилем отношений данной диады. В любом случае важно подчеркнуть, что природа этих отношений носит взаимоза­висимый характер, разные типы поведения взаимно дополняются. Нельзя сказать, что один из партнеров установил комплементар­ные отношения с другим, скорее каждый ведет себя так, что это предполагает и одновременно является причиной поведения дру­гого.

Симметричность и комплементарность сами по себе не являют­ся «хорошими» или «плохими», «нормальными» или «ненормальными». Оба вида взаимоотношений выполняют важные функции. Но они чреваты патологией. В симметричных взаимоотношениях постоянно присутствует опасность соревновательности, эскалации равенства симметричного взаимодействия, когда происходит потеря стабильности и так называемый сбой, что приводит к ссорам и конфликтам между индивидами. Таким образом, патология в симметричных взаимоотношениях характеризуется более или открытой враждой.

В здоровых симметричных взаимоотношениях партнеры способны уважительно относиться друг к другу, что ведет к появлению доверия и уважения со стороны другого. Когда симметричные отношения нарушаются, можно наблюдать скорее отвержение, а не игнорирование личности другого. В свою очередь патологические изменения комплементарных взаимоотношений проявляются в игнорировании, а не отвержении личности другого (например, которая продолжает обращаться со своим взрослым сыном, как с ребенком).

Наши рекомендации