Свернутое(сокращенное) конструирование информации.

Коммуникативная сторона межличностного общения.
Система категорий, понятий, терминов.
понятие «межличностный контакт» Понятие «межличностное взаимодействие» Понятие «межличностные отношения» Понятие «межличностное общение» Понятие «межличностная коммуникация»
Принципиальные моменты этого определения
Во-первых,содержание используемого в нем термина Во-вторых,коммуникативные действия В-третьих,обмен сообщениями, анализ межличностной коммуникации—.
Межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия
взаимосвязь пове­дение информация
Коммуникацию можно считать эффективной
цели оценка успешность умение
постулат тео­рии межличностной коммуникации:эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, уме­ний и навыков
понятие коммуникативнойкомпетентности
способности человекапрогнозировать коммуникативную ситуацию коммуникативного исполнительского мастерства, способности разбираться в самом себе, навыков самонастройки, саморегуляции
ситуационные и психологические предпосылки успешной межличностной коммуникации, а также такие коммуникативные действия
9.1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ 9.1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ 9.1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ 9.1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ 9.1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аксиомы межличностной коммуникации
Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации. Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уро­вень отношения. Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий. Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие. Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной. Аксиома 6. Коммуникация необратима.
Можно выделить ряд стратегий ухода от общения (или сообщений о нежелании вступать в коммуникацию):
Ø прямая демонстрация (в более или менее грубой форме) нежела­ния общаться; Ø стратегия наименьшего сопротивления, Ø дисквалификация коммуникации, Ø приемлемое для собеседника, не обижающее его указание причин, по которым в данный момент общение нежелательно:
                                                 

Коммуникативная сторона межличностного общения. Изучение непосредственных взаимоотношений между людьми оказывается возможным только в том случае, если исследователи располагают развитой системой категорий, понятий, терминов. К числу базо­вых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодей­ствие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разно­образие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе об­щения.
Так, понятие «межличностный контакт» указывает на саму воз­можность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физи­чески и психологически направлены друг на друга.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает ак­тивность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.
Понятие «межличностные отношения» акцентирует эмоцио­нально-чувственный аспект взаимодействия, временные параметры общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникает взаимная эмоциональная зависимостьвступивших в контакт людей, их взаимная ответственность захранение сложившихся отношений.
Понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми, выработку ими единый стратегии взаимодействия, то общее, что было сформировано вступившими в контакт индивидами.

Понятие «межличностная коммуникация» используется в процессе анализа способов обмена сообщениями между партнерами во время их приема и переработки. Этому аспекту межличностного взаимодействия, а именно, так называемой коммуникативной стороне общения между людьми посвящен данный раздел.

Итак, понятие «межличностная коммуникация» означает процессобмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Обратим внимание на следующие принципиальные моменты этого определения. Во-первых,содержание используемого в нем термина «коммуникация» соответствует как исходному латинскому слову communicatio (от соmmunico — делаю общим, связываю, общаюсь), так и пониманию коммуникации в технических науках (пути сообщения, транспорта, связи) и естественных (сигнальные способы связи у животных). Говоря о межличностной коммуникации, имеют в виду прежде всего процессы обмена, взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга участвующих в общении людей.
Во-вторых,коммуникативные действия — это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, связь, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информацией). Информация всегда облекается в форму каких-то знаний, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, интерпретацию. Особенности истолкования и понимания переданного сообщения (как вербального, так и невербального) в контексте межличностного взаимодействия — важный ракурс рассмотрения межличностной коммуникации.
В-третьих, межличностный характер коммуникации предполагает, что имеет место обмен сообщениями между небольшим числом людей; это непосредственное взаимодействие, когда его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность легко осуществлять обратную связь; это взаимодействие личностно ориентировано, т.е. предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание.
Иными словами, анализ межличностной коммуникации— это анализ того, при каких условиях и с помощью каких средств пред­ставления, идеи, знания, настроения, т.е. субъективный опыт одно­го субъекта может быть сообщен другому и более или менее точно истолкован им. Задачей исследования тем самым становится выяв­ление и систематическое описание различных предпосылок и усло­вий успешной (или, напротив, неуспешной, затрудненной) комму­никации.

Теория межличностной коммуникации исходит из того, что межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Основной единицей анализа являет­ся взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Каждый из его участников существенным образом влияет на пове­дение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, они приспо­сабливают их к конкретной ситуации общения, содержание полу­ченной информации в значительной мере перерабатывается, пере­структурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наи­большей степени. Любой человек может оценить степень эффек­тивности взаимодействия (как собственного, так и другого челове­ка) со сверстниками или людьми иной возрастной группы, с родст­венниками или коллегами по работе, с представителями своего или противоположного пола. Большинство из нас более успешны в об­щении с одной категорией людей и менее успешны с другой. Значи­тельно меньше тех, кто умеет найти общий язык в разных ситуаци­ях с самыми разными людьми. Не случайно их называют мастерами общения.

Результаты наблюдений за поведением людей в межличностном взаимодействии позволили сформулировать важный постулат тео­рии межличностной коммуникации:эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, уме­ний и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, отрабатывать и тренировать (подобно тому, как работает музыкант или спортсмен). Искусство межличностной коммуника­ции прямо связано с тем, насколько человек оказывается способ­ным заметить, воспринять и развить эти действия.

Чтобы оценить уровень формирования необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков, используется понятие коммуникативнойкомпетентности,которая складывается из следующих моментов:

Ø способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в которой он оказался;

Ø коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, реализовать коммуникативный замысел;

Ø способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера;

Ø навыков самонастройки, саморегуляции в общении, включая умения преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; эмоционально настраиваться на ситуацию; распределять свои усилия в общении.

Хотя коммуникативный опыт каждого человека уникален и неповторим, вместе с тем можно развивать навыки компетентного коммуникатора, повышая тем самым эффективность своего общения, а вместе с ней и удовлетворенность жизнью.
Далее мы рассмотрим ситуационные и психологические предпосылки успешной межличностной коммуникации, а также такие коммуникативные действия, как речь, слушание, невербальное поведение, эмоции и чувства, особенности их проявления в межличностном взаимодействии, причины возможных трудностей и способов позволяющие сделать эти действия более эффективными.

Аксиомы межличностной коммуникации.Американскому психологу П. Вацлавику принадлежит заслуга описания некоторых свойств коммуникации, имеющих большое прикладное значение в контексте межличностного взаимодействия и названных им аксиомами человеческой коммуникации (см.: Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д.Психология межличностных коммуникаций. СПб 2000).

Пауль Вацлавик (нем. PaulWatzlawick; 25 июля 1921, Филлах — 31 марта 2007, Пало-Альто) — австрийский и американский психотерапевт и психолог. Применил системный подход в теории межличностных коммуникаций.

Наши рекомендации