Ставка князей Андрея Углицкого и Бориса Волоцкого

Князь Борис Волоцкий страшно закричал во сне, и проснулся весь в поту, с бешено колотившимся сердцем. Ему приснился страшный сон, будто он умирает в сырой, мрачной темнице, брошенный туда старшим братом за измену.

Весна в этом году наступила рано и была необыкновенно теплой, предвещая жаркое лето и суровую зиму.

Князь Борис распахнул окно и, глядя на яркий диск полной луны, тяжело дышал, втягивая в легкие наполненный ароматами весеннего цветения почти горячий воздух.

Никогда еще не было ему так тяжело на душе.

Сомнения и колебания одолевали князя.

Правильно ли они с Андреем поступили, противясь воле Ивана?

Что делать дальше?

Сорокатысячное войско дворян и служилых людей, находясь уже несколько месяцев в бездействии, разлагается.

Запасы продовольствия кончаются, начинаются грабежи местного населения, а это приведет к бунту, деморализации армии и всевозможным волнениям…

Гонцы с востока доносят о том, что Ахмат уже собрал войско и полон решимости двинуться на Москву.

Как поступить, если это действительно произойдет?

Забыть обиды и присоединится к Ивану в борьбе против общего врага?

Но это будет означать полную капитуляцию и признание своей вины.

Выдвинуть свои требования, как предлагает Андрей?

Но это значит перед лицом всего княжества показать себя людьми, для которых личные интересы важнее судьбы державы, на которую движется враг!

Как теперь быть?

Иосиф!

Мудрый Иосиф должен знать — он подскажет правильно решение…

Да-да, только он и больше никто!

Надо написать ему, нет, надо отправить гонца и просить, умолять, чтобы он сам сюда приехал…

Он один знает ответ…

Волоколамский монастырь

Игумен Иосиф, все чаще именуемый теперь Волоцким тоже не спал.

Вот уже третий час, стоя на коленях перед маленькой иконой Богородицы, он молился о ниспослании ему мудрости.

Время от времени он прерывал молитву, углублялся в размышления, а затем молился снова.

Необходимо было принять важнейшее решение, от которого, возможно, будет зависеть не только его личная судьба, но и судьба всей православной церкви.

Дав еще в детстве обет положить всю свою жизнь на укрепление силы и могущества православия на Руси, Иосиф, принимал любое решение, руководствуясь собственной, уже давно выстроенной им иерархией внутренних ценностей, и в этой иерархии первое и высшее место занимала церковь.

Иосиф ежемесячно получал от своих православных коллег, находящихся во многих европейских странах, донесения, касающиеся текущих событий, связанных с церковью и не только; они же регулярно посылали ему новейшие религиозные трактаты, издающиеся в Европе. Он внимательно следил за тенденциями развития католической церкви. Особенно его интересовала далекая Испания, где некий ревностный служитель веры по имени Томас Торквемада, доминиканец, духовник самой королевы Изабеллы, еще в прошлом году в каждой испанской провинции создал специальные трибуналы, которые жестоко пресекали и наказывали любые проявления ереси.

Иосиф отчетливо видел, что и православную церковь подстерегают сейчас две страшные опасности: множащиеся ереси и недавно выявленная внутренняя язва — идея нестяжательства.

Еретики угрожали извне — если их вера распространится в народе, или, не приведи Господь, зацепится при дворе — тяжелые испытания ждут русское православие, но не менее страшна язва внутренняя.

Совсем недавно хороший друг и последователь Иосифа, новопоставленный после изменника Феофила Новгородский архиепископ Геннадий сообщил о том, что известный старец Нил Сорский, живущий в пустыни недалеко от Белоозера, стал высказывать странные и богопротивные мысли о том, что, дескать, церковь не должна иметь никакого имущества — ни земель, ни деревень, ни даже скота и утвари!

Ереси, безверию и шатаниям надо было противопоставить сильную церковную власть.

Но чтобы церковная власть была сильной, необходимо чтобы она всемерно поддерживалась властью светской…

А это значит…

Это значит — надо пересмотреть все свои прежние взгляды и идти вперед, не отставая от времени…

По всей Европе видны тенденции к укреплению единовластия монархов и Великий князь московский тоже явно идет по этому пути.

Не сам он до этого дошел — это ясно.

Софья, воспитанная в Европе, племянница великого императора Византии Константина Палеолога, просвещает его в этом направлении..

И правильно делает…

Софья, вне всякого сомнения, привержена православию…

Да, надо менять ошибочную политику поддержки древних традиций…

Надо максимально приблизиться к великокняжеской власти, и воспользоваться ее силой для укрепления власти церковной…

Но так ли уж сильна власть великокняжеская?

Это покажет ближайшее время.

Если Ивану удастся успешно отразить неумолимо грядущее нашествие Ахмата — его трон укрепиться стократно!

Значит надо помогать ему, а вовсе не его взбунтовавшимся братьям …

Следует укреплять самодержавие, а вовсе не старые родовые порядки…

Что ж, а может, все получилось к лучшему.

Появляется хороший шанс напомнить о себе..

Надо помирить Ивана с братьями.

Надо помочь ему одержать победу над Ахматом…

Но действовать надо тонко и осторожно…

Иосиф прервал размышления и вернулся к молитве.

Теперь он молился о будущей победе в будущей битве с могущественным ханом Золотой орды Ахматом…

Наши рекомендации