Тема 1 Психология как наука.
Этапы развития психологической науки. Основные категории психологической науки. Методы психологических исследований, их характеристики. Психическая реальность, структура и содержание.
Литература: [1-48].
Тема 2 Психология высшей школы
Психология студенческого возраста
Психологические особенности студенческого возраста:
- познавательные процессы.
Развитие личности студента в процессе обучения. Развитие интеллектуальных функций. Мотивы учебной деятельности. Психологические особенности студентов в зависимости от будущей профессиональной деятельности. Профессиональная логика специалиста.
Литература: [1-48].
Социальная психология студенческого коллектива.
Понятие о социальной психологии, основные категории. Понятие «группа», характеристика группы: признаки и функции. Теория коллектива: признаки, условия развития коллектива. Психологические теории лидерства. Динамика развития студенческой группы как коллектива. Методы социологических исследований в психологии.
Литература: [1-48].
Тема 3 Психология педагогической деятельности
Психология педагогического общения
Психология общения, общее понятие, виды и типы общения. Уровни общения, характеристики собеседников. Психологические особенности воздействия на аудиторию. Культура педагогического общения (стиль общения, культура речи, педагогический такт, педагогическая этика).
Литература: [1-48].
Психология педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
Психологические требования к преподавателю высшей школы. Педагогические способности и их развитие. Профессиональное личностное развитие педагога в процессе трудовой деятельности. Понятие об акмеологии. Возрастная динамика научного и педагогического творчества.
Литература: [1-48].
3.3 Психология педагогического коллектива.
Характеристика трудового коллектива (стиль управления, половозрастной состав, квалификационная характеристика). Психологические особенности научно – исследовательского коллектива. Психологические аспекты формирования молодого ученого в вузе. Совместная познавательная деятельность студентов и преподавателей.
Литература: [1-48].
Тема 4. Эмоционально волевая сфера личности
Эмоции как способ отражения и реагирования
Эмоции. Основные характеристики эмоций. Функции эмоций. Виды эмоций. Теории эмоций. Базовые эмоции по К.Изарду. Чувства. Виды чувств.
Понятие воли, структура волевого действия
Воля. Простые и сложные волевые действия. Стадии волевого действия. Приемы смыслообразования. Воспитание и развитие воли
Стресс, эустресс, дистресс. Профессиональное выгорание. Постстрессовый синдром. Понятие психической травмы
Понятие стресс. Понятие стрессоустойчовсти. Основные причины вызывающие стресс. Определение и характеристики профессионального стресса. Антистрессовый стиль работы – продуктивный метод работы
Тема 5 Стрессоустойчивость и психопрофилактика
Психическое здоровье и его критерии
Социально психологический статус здоровья. Приемы саморегуляции.Социальные изменения и здоровье населения
Стрессоустойчивость
Сложные жизненные ситуации. Фазы развития стресса. Симптомы стресса. Влияние стресса на различные типы личности. Последствия воздействия стресса.
Общие принципы психологической борьбы. Психологическое айкидо
Психологическое Айкидо. Психосоматика и позитивная психотерапия. Общие принципы психологической борьбы: объективность законов психологии. Теория амортизации. Основы амортизации. Hепосредственная амортизация. Отставленная амортизация. Профилактическая амортизация.
Психосоматика и позитивная психотерапия.
Введение в позитивную психотерапию и психосоматическую медицину. Модель конфликта в позитивной психотерапии применительно к психосоматической. Пять ступеней позитивной психотерапии
Лидерство
Понятие лидерства. Личностные теории и аспекты лидерства
Общие понятие лидерства. Теории лидерства. Гендер и лидерство. Лидер и лидерство.
Основные компетенции лидерства
Псевдолидерство. Активное лидерство. пассивное лидерство. Метокомпетенции лидерства.