Принцип активности отражает способность Я организовывать, синтезировать опыт личности, усиливать или изменять ее позицию в познании и деятельности.

Интегративный подход предполагает выявление соотношения интеграции и дифференциации, позволяет анализировать Я-концепции.

11. Проблема социальной установки в социальной психологии

Периоды исследований:
1. От введения термина в 1918 году (У. Томас, Ф. Знанецкий) до Второй мировой войны. Рост популярности проблемы и числа исследований.
2. 1940-1950 гг. Упадок исследований.
3. 1950-1960 гг. Возрождение интереса, разработка новых идей, одновременно – признание кризиса.
4. 1970-е. Обилие противоречивых и несопоставимых фактов, застой.
5. 1980-1990 гг. Новый рост интереса к проблеме. Лаборатория Введение понятия аттитюда:
У. Томас и Ф. Знанецкий. В 1918 г. Томас и Знанецкий изучали польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Адаптация зависела от: социальной организации (фиксируется через понятие «социальная ценность»); характеристик индивида (фиксируется через понятие «социальная установка», англ. attitude).
Социальная установка – «психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта». Или «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». Лаборатория Исследовательский бум (период с 1918 до Второй мировой войны) В 1935 году Г. Олпорт обобщил 17 определений аттитюда. Аттитюд понимался: как определенное состояние сознания и нервной системы; „ выражающее готовность к реакции;„ организованное; „ на основе предшествующего опыта; оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Т.о. подчеркивалась зависимость аттитюда от прошлого опыта и его важная регулятивная
роль в поведении. Лаборатория Функции аттитюдов
1. Приспособи тельная

Направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению цели.
2. Знание Дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
3. Выражение Выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражение личности.
4. Защита Способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Лаборатория осознание объекта социальной установки
Структура аттитюда:
М. Смит, 1942 г.
Многочисленные экспериментальные исследования («Йельские исследования» К. Ховланда) выявили структуру аттитюда:
‡ Аффективный компонент эмоциональная оценка объекта, чувство симпатии или антипатии к нему
‡ Поведенческий компонент последовательное поведение по отношению к объекту
‡ Когнитивный компонент Лаборатория „ Лапьер вместе с двумя студентами- китайцами посетил 252 отеля. В 251 отеле – нормальный прием. Не было различий в обслуживании Лапьера и студентов-китайцев.
„ Через два года Лапьер обратился в 251 отель с письмами (будет ли им вновь оказан прием). Ответили из
128 отелей: 1 - согласие, 52% - отказ, остальные – уклончивые формулировки. США, полевой эксперимент. Вывод Р. Лапьера («парадокс Лапьера»): между аттитюдами по отношению к китайцам
и реальным поведением есть различие.
Аттитюды и реальное поведение: эксперименты Р. Лапьера, 1934 г.Лаборатория
Связь аттитюдов и поведения: объяснения «парадокса Лапьера»
Упадок интереса к аттитюдам был связан со сложностями обоснования связи аттитюдов и
поведения. „ М. Рокич: существует два аттитюда – на объект (китайцы) и ситуацию (обслужить
посетителей, нормы сервиса). „ Д. Кац, Э. Стотленд: в разных ситуациях могли проявляться то
когнитивный, то аффективный компонент аттитюда, результат был различным. Лаборатория
Связь аттитюдов и поведения: модели 1980-х
‡ В 1980-е было предложено несколько объяснительных моделей. „ Факторы, определяющие влияние аттитюда на поведение (сила, ожидаемость аттитюда). „ Причины, осложняющие влияние аттитюда на
поведение (около 40) и условия влияния.
‡ Было разработано несколько теорий:
„ А. Айзен, М. Фишбайн: необходимо сравнивать однопорядковые уровни аттитюда и поведения.
„ Л. Райтсмен: теория «смывающего потока» (обстоятельства смывают очевидность влияния).
„ Д. Бем: существует обратное отношение между аттитюдом и поведением, т.е. поведение влияет
на аттитюд. Лаборатория Диспозиционная концепция регуляции социального поведения
Базовые социальные установки

Социальные фиксирова ые установки (а итюды) Це остные ориентац
личности
Элементарные фиксирова ые установки
1’’ – поведенческий акт
2’’ – поступок
3’’’ – серия поступков
4’’’ – деятельность
‡ Бихевиористская традиция
„ Принцип научения: изменение аттитюдов через систему вознаграждений и наказаний.
‡ Когнитивистская традиция „ Теории когнитивного соответствия: изменение
установки происходит в случае, если в когнитивной структуре индивида возникает
несоответствие.
‡ Теория деятельности „ Объективные социальные изменения: установки изменяются при изменении деятельности или личностного смысла деятельности.

12. Классификация групп +

13. Структурные характеристики малой группы+

труктурные и динамические характеристики малой группы.
«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».Малые группы: организованные (формальные, официальные) – существование этих групп задано внешней системой обществом и создаются для решения каких-то задач. Спонтанные (неформальные, неофициальные) – зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организационных групп, так и вне их. Размеры малых групп четко не определяются.
Верхний предел обычно указывается в 20 человек (но чаще не превышает 5-7 человек).Нижний предел - диада (2 человека) или триада (3 человека). Структура малой группы изучается методом социограммы.
Сначала в группе проводится социометрический опрос, при котором каждый член группы указывает, с кем из членов группы он хотел бы вместе поработать, провести досуг, сходить в поход и т.п. Взаимные выборы наносятся на социограмму линиями. Лидер получает наибольшее число выборов, т.е. пользуется наибольшим авторитетом, авторитетные лица - ядро группы, опора лидера, организаторы рядовые члены группы получают небольшое число выборов, аутсайдеры - лица с наименьшим авторитетом, они не участвуют в принятии решений, с их мнением не считаются. Термин «групповая динамика» может быть употреблен в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. «Групповая динамика» в данном случае — особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином «групповая динамика» обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится). Далее, это традиционно рассматриваемые в «групповой динамике» процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности. В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива — в социально-психологическом разрезе — могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.

14. Динамические характеристики малой группы

15. Нормативное влияние в малой группе

Нормативное влияние Нормативное влияние (normative influence) референтной группы состоит в побуждении индивидуума следовать групповым нормам для получения прямого вознаграждения или избежания санкции. Так, например, родители определенной социальной группы покупают услуги обучения, развлечения и образования для своих детей (иностранный язык, музыка, профессиональная подготовка), следуя нормам этой группы. Аналогично индивидуум может отказаться от одежды остромодного стиля, чтобы не стать объектом шуток друзей.
Нормы — ожидаемые и приемлемые варианты поведения. Нормы возникают вместе с возникновен Нормативное влияние Нормативное влияние (normative influence) референтной группы состоит в побуждении индивидуума следовать групповым нормам для получения прямого вознаграждения или избежания санкции. Так, например, родители определенной социальной группы покупают услуги обучения, развлечения и образования для своих детей (иностранный язык, музыка, профессиональная подготовка), следуя нормам этой группы. Аналогично индивидуум может отказаться от одежды остромодного стиля, чтобы не стать объектом шуток друзей.
Нормы — ожидаемые и приемлемые варианты поведения. Нормы возникают вместе с возникновением групп и охватывают все аспекты поведения, связанные с группой. Нарушение норм может повлечь санкции. Значимость и действенность нормативного влияния пропорциональны значимости награды/санкции группы для индивидуума. Апелляция к соответствию групповым нормам наиболее эффективна при следующих условиях: 1) существуют сильные нормативные прессы; 2) социальное принятие группы — сильная мотивация для индивидуума; 3) продукт/услуга видимы в процессе покупки и/или использования. Сила нормативного пресса различна для различных ситуаций и даже индивидуумов. Динамика подчинения нормам определяется уравнением человеческого обмена социолога Джорджа Хомэнса (George Homans). Уравнение построено на соотношении вознаграждения за подчинение нормам с затратами на подчинение. Вознаграждением могут служить одобрение и высокая оценка группы, усиливающие это поведение и поощряющие его повторение. С другой стороны, подчинение нормам требует затрат. Затратами могут быть время, деньги, ограничение свободы выбора, нежелательные союзы. Результат, то есть сила нормативного пресса (NP) определяется индивидуальным восприятием выгоды реализации нормы, то есть разницы между вознаграждением (АР) и затратами (СР):
NP = AP-CP. Под действием нормативного пресса, например, находится политический деятель, ведущий активную работу определенной направленности в надежде завоевать голоса избирателей. Или фотомодель, стремящаяся к поддержанию физической формы с целью сохранить или получить наиболее удачный контракт. Примером является маркетинг-менеджер, доброжелательно и с готовностью терпящий гнев (не всегда справедливый) и возмущение неудовлетворенных потребителей. Этот менеджер хорошо знает — будущие достижения компании и его персональные основаны на высоком уровне сохранения потребителей.ием групп и охватывают все аспекты поведения, связанные с группой. Нарушение норм может повлечь санкции. Значимость и действенность нормативного влияния пропорциональны значимости награды/санкции группы для индивидуума.
Апелляция к соответствию групповым нормам наиболее эффективна при следующих условиях: 1) существуют сильные нормативные прессы; 2) социальное принятие группы — сильная мотивация для индивидуума; 3) продукт/услуга видимы в процессе покупки и/или использования.
Сила нормативного пресса различна для различных ситуаций и даже индивидуумов. Динамика подчинения нормам определяется уравнением человеческого обмена социолога Джорджа Хомэнса (George Homans). Уравнение построено на соотношении вознаграждения за подчинение нормам с затратами на п

16. Лидерство и руководство в группе

Лидерство и руководство в группах Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер — в системе неформальных отношений, руководитель — в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Выделяют два аспекта власти — формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.
Различия между лидером и руководителем: лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;
лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений; лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство; 4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем — опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.
В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство — это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу. При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

17. Психологические характеристики больших социальных групп

Большая социальная группа — это совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни тысяч людей, объединенных друг с другом по определенным социально-демографическим признакам, например по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, вероисповеданию и т. п. Такие группы отличаются от малых и средних не только по величине, но и по организованности. Они являются менее всего организованными. Большинство их участников не только не имеют между собой определенных взаимоотношений, но чаще всего лично друг друга не знают (иногда даже и не подозревают о существовании друг друга). Здесь нет внутренней организации, единых органов управления. Они не имеют общей, объединяющей их цели или совместной деятельности. Особо выделяютя стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.

Среди методов исследований больших социальных групп предлагаются: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.

Особенности социально – психологических процессов в нашей стране: сплочение определенных групп к единым действиям; сдвиги в мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереотипом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое социальное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ групповой принадлежности; увеличение числа пассивных людей.

^ Виды стихийных групп: толпа, масса, публика.

В социальной психологии выделяются три вида стихийных групп: толпа, масса, публика. Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенностимассы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Толпа – многочисленное скопление людей. Легко образуется в следующих типичных ситуациях. 1. - стихийные бедствия. 2. - общественный транспорт и транспортные узлы. 3. - массовые зрелища. 4. - политические акции. 5. - места масс гуляний и отдыха. Признаки толпы: 1. - многочисленность. 2. - высокая контактность. 3. - эмоциональная возбужденность. 4. - неорганизованность (стихийность). 5. - отсутствие общей, всеми осознаваемой цели.

Под толпой необходимо понимать стих возникшее, или утратившее организованность и характеризующееся отсутствием общей для всех осознаваемой цели, многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и находящихся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

Виды толпы. По степени активности выделяются три вида:

1. пассивная - отличается отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, не обмениваются информацией и не могут совершать совместные действия.

2. активная - всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заражённость способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать. У них формируются сходные соц. установки на определенные формы поведения. Возраст теснота связи между людьми и интенсивность обмена идей. Необходимо различать толпы в состоянии внутренней активности, которые психологически готовы совместно действовать, но ещё не действуют, реально действующие толпы активны и внутренне и внешне.

3. агрессивная - уровень эмоционального возбуждения внутренней и внешней активности существенно возрастает. Появляются новые состояния, накапливается псих. напряжение людей, основанные на возможных чувствах фрустрации (ощущения препятствия), отчаяния и гнева. Чтобы толпа перешла из просто активного состояния в агрессивное, необходим всем понятный стимул (слух), вызывающий общее возмущение и негодование. Главной особенностью агрессивной толпы является деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям.

Толпы людей, объединенных чувством страха, вызванного опасностью для жизни, делятся на 5 видов.

1. панические - отличаются от спасающихся большей степенью угрозы для людей, полной утраты всякой организации (спасающиеся поддаются). Поведение людей похоже на механические действия. Психологическое состояние людей характеризуется сужением сознания – когда люди многое из окружающего не воспринимают. Люди ведут себя неадекватно.

2. демонстрирующие - выражают своё отношение к каким-либо соц. событием.

3. окказиальные (образовываются из случайных людей).

4. конвенциальные (образовываются на основе заранее объявленных событий)

5. экспрессивные (по поводу каких-либо эмоций).

Виды и основные характеристики толпы. Толпа является весьма специфическим и чрезвычайно многоликим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют два вида толпы: пассивный (выжидательный) и активный (действующий).

Наиболее простым и весьма распространенным подвидом пассивной толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Как правило, она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны случаи, когда окказиональная толпа состояла из нескольких тысяч человек.

Другим часто встречающимся подвидом пассивной толпы является конвенциональная толпа, т.е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.

Третий подвид пассивной толпы — экспрессивная толпа, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстраций, выражающие поддержку политике правящего режима или протест. Экспрессивный характер могут иметь народные праздничные демонстрации (например, карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро) или похоронные процессии.

В некоторых ситуациях экспрессивная толпа может трансформироваться в свою крайнюю форму — экстатическую толпу, т.е. тот подвид экспрессивной толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время рок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект.

В отличие от пассивной, активную, или действующую, толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств), большинство исследователей рассматривают как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.

Наиболее опасной считается агрессивная толпа, представляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.

Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы

Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа, т.е. скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

Масса собирается по поводу какой-либо акции. Масса определяется как более стабильное образование с нечёткими границами. В её действиях более продуманы конечные цели и тактика поведения. Масса достаточно разнородна: в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким зрелищем. Элементы стихийности выражены слабее. Собираются ради общей и определенной цели. Она более управляема, но достаточно какого либо инцидента и публика станет неуправляемой. В замкнутых помещениях публику часто называют аудиторией.

Паника — это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который, однако, выступает предпосылкой, почвой для страха группового, для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей — стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать данную ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов для организации совместного противодействия возникшей опасности.

Паника может возникнуть при различных обстоятельствах: при авариях, пожарах, стихийных бедствиях, террористических актах, в боевой обстановке и т.д. Ее возникновению способствует целый ряд условий социального, социально-психологического, психологического и физиологического характера. В неорганизованных, слабо сплоченных группах паника может провоцироваться даже минимальной опасностью. Однако в определенных условиях в паническую толпу может превратиться и организованный коллектив, например воинское подразделение. По своим масштабам паника не имеет границ. Она способна охватывать людей, собранных как на ограниченном пространстве, так и рассеянных на обширной территории. Значительную социальную опасность для общества представляют различные варианты экономической паники, возникающей в периоды экономических кризисов. Здесь можно выделить: биржевую (панические действия тысяч вкладчиков, сбрасывающих для продажи свои быстро обесценивающиеся акции), валютную (массовая продажа наличной валюты при резком падении ее курса), продовольственную (проявляется в виде массовой закупки «про запас» тех или иных продуктов питания). Среди подвидов действующей толпы можно выделить стяжательную толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта. Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпу как непременный атрибут всех революционных событий. Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.

^ Способы воздействия в стихийных группах:

Социальные движения делятся на: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений выражаются в том, что для них характерно: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды).

^ Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально –психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически - настроенных; нормативно – комфортных; коньюнктурно – приспособительных; «новых русских»; переставших быть субъектами общественной жизни. Проблема фрустрации больших социальных групп.

^ Основные категории: большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.

18. Общение как социально-психологический феномен

1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) отношений, взаимовлияние, регуляцию совместной деятельности. В процессе общения происходит:
- обмен информацией,
- ее интерпретация,
- взаимопонимание,
- взаимооценка,
- сопереживание,
- психологическое воздействие.
В общении выделяются:
- содержание (передаваемая информация),
- цель,
- средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические средства).

2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.
Структура общения по Г. М. Андреевой:
- коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,
- интерактивная составляющая – взаимодействие людей,
- социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга. Функции общения (по Борису Федоровичу Ломову):
- информационно-коммуникативную (передача информации),
- регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и организация совместной деятельности),
- аффективно-коммуникативная (передача эмоций).
Структура коммуникации по Гарольду Ласуэллу:
- коммуникатор,
- содержание,
- канал коммуникации,
- адресат,
- результат коммуникации.
Виды коммуникации:
а) вербальная,
б) невербальная:
- кинетика (мимика, пантомимика),
- паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),
- проксемика (организация пространства и времени в общении),
- визуальное общение (контакт глаз).
Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.
Часто невербальное общение помогает получить информацию:
- о признаках принадлежности человека к социальным группам,
- о физическом и психологическом состоянии человека,
- об эмоциональном отношении человека к чему-либо,
- о возможных вариантах поведения человека,
- о степени воздействия на человека тех или иных события,
- о психологическом климате в группе.

3. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность.
От чего зависит уровень развития коммуникативных способностей?

4. Роль общения в психическом развитии человека
Этапы онтогенеза общения:
- до 2-3 месяцев – биологическое по содержанию, контактное общение, служащее удовлетворению органических потребностей ребенка,
- от 2-3 до 8-10 месяцев – начальный этап познавательного общения,
- от 8-10 месяцев до 1,5 лет – возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности,
- от 1,5 до 3 лет – появление простейшего делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры,
- от 3 до 6-7 лет – становление произвольности в выборе и использовании разнообразных средств общения, развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры,
- далее – совершенствование.

5. Социальная перцепция – отражение социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция).
Социально-психологическая компетентность = межличностная компетентность + коммуникативная компетентность.
На глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека влияют:
- пол,
- возраст,
- национальность,
- темперамент, экстра- и интроверсия,
- психические состояния,
- установки,
- опыт общения,
- профессиональные и личностные особенности субъекта межличностного познания.

19. Коммуникативная сторона общения

Процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;

· Ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, а другой делает что-либо в ответ;

· Взаимодействие, опосредованное символами;

· Процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или несколькими сколькими партнерами;

· Взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Несмотря на некоторые различия, все эти определения привлекают наше внимание к двум моментам, а именно: 1) к процессу обмена, то есть взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга как отличительному признаку непосредственного взаимодействия между людьми; и 2) к сообщению (информации) как предмету обмена. Иными словами, анализ межличностной коммуникации - это анализ того, как, с помощью каких средств происходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, то есть субъективного опыта, от одного субъекта к другому. Использование термина «коммуникация» в этом смысле соответствует как исходному латинскому слову «соmmunicatio» (от соттипiсо - делаю общим, связываю, общаюсь), так и пониманию коммуникации в технических (пути сообщения, транспорта, связи) и естественных (сигнальные способы связи у животных]) науках. Более того, именно успешное исследование законов получения, хранения, передачи и переработки информации в области кибернетики дало мощный толчок к изучению коммуникативных процессов в гуманитарных науках - сначала в лингвистике, а затем и в психологии. Человеческая коммуникация имеет некоторые особенности:
1. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Схематично коммуникация может быть изображена так: S ~ S. Следовательно, имеет место обмен информацией.
2. Люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
3. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. То есть «все должны говорить на одном языке».

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Глоссарий. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).

Структура коммуникативного процесса Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) - коммуникатор

ЧТО? (передается) - сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) - канал

КОМУ? (направлено сообщение) - аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая - коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения; отстраненная - коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая - коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее.
Выделяют два

Наши рекомендации