Развитие отечественной социальнойпсихологии
Психологический конфликт – это трудно разрешимое в рамках прежних представлений и поведения субъекта противоречие, вызванное совокупностью внешних и внутренних факторов и связанное с сильными переживаниями, эмоциями, носящими, как правило, негативный характер.
Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) открытого взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга, что вызывает взаимное противодействие, противоборство.
Объединяя эти два суждения, мы выдвигаем свое понимание конфликта как социально-психологического явлениячерез систему взаимосвязанных и необходимых признаков:
- существует ситуация открытого столкновения в форме противоборства или противодействия двух и более сторон, являющихся акгивными субъектами;
- проявляющийся тип взаимодействия вызывает определенный тип отнощения между сторонами – отношения взаимной неприязни или вражды;
- каждая из сторон преследует свои цели, основанные на потребностях и мотивах, испытывая затруднения (барьеры) в их достижении из-за действий других сторон;
- конфликтное взаимодействие опосредствуется неким общим для всех сторон предметом, именуемым ресурсом конфликта: ресурс всегда ограничен; его меньше, чем необходимо сторонам;
- взаимная зависимость сторон не позволяет им уйти с «арены» взаимодействия;
- сформированные в конфликтном взаимодействии отношения в совокупности с переживанием невозможности достижения своей цели вызывавает у сторон сильные негативные эмоции.
Необходимо также дополнить предлагаемое понимание конфликта как социально-психологического явления некоторыми соображениями. Во-первых,противоречие должно быть актуализированным, т. е. воплощенным во взаимодействии конфликтующих сторон с противоречащими ценностями, целями, мотивами, установками. Во-вторых,можно представить конфликт как способ удержания противоречия в процессе его разрешения. Содержание данного противоречия составляет предмет конфликта [3] . В-третьих,само понимание и интерпретация конфликта участвующими в нем сторонами определяется не только различными личностными (в широком смысле) факторами, но и опосредуется всей социальной средой, в которой конфликт разворачивается. Социальная среда формирует потенциальное пространство конфликта, задавая возможные конфликтные основания (пересечения интересов и потребностей), которые будут влиять на возникновение и протекание каждого конкретного конфликта. В-четвертых,в некотором смысле, конфликт можно рассматривать как некую незаконченность и неразрешимость социальной ситуации привычными способами, которая ставит конфликтующие стороны перед осознанием назревшей необходимости перемен в какой-то текущий период жизнедеятельности.
Таким образом, конфликт можно понимать как интегральный феномен, связывающий воедино интрапсихические процессы (переживания, эмоции, восприятие, отношение и т. д.) с интерпсихическими (взаимоотношения, коммуникация и т. д.) в ситуации актуального взаимодействия социальных субъектов в форме противодействия, противоборства.
6. Феномены социального влияния
Все люди делятся на:
- конформистов;
- нонконформистов – противостояние группе.
Конформное поведение поделил:
- одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
- уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
- негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.
Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.
Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.
Зимбардо. Проявляется прежде всего в толпе (где есть у нас анонимность).
Социальная Личность. Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.
Первичная социализация
Семья
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]
Вторичная социализация
Школа
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Групповая социализация
Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
10. Проблема Я-концепции в социальной психологии
Сложность проблемы в определении Я-концепции подчеркивалась многими исследователями. Суть её в слишком общем характере того, что мы определяем как «Я».
У Бёрнса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «Я-концепцию», Р. Бёрнс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, «…претерпевает определённые изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации „Я-концепции“, в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на „Я-концепцию“ в пору юности»[5].
Таким образом, в зависимости от исходной проблемы и способов её расчленения меняется и значение понятий и их бесчисленных производных.
Накоплен материал о содержании Образа-Я и его структуре. Многие работы раскрывают возрастные особенности представлений о содержании своего «Я». Предметом специального психологического исследования являлся и вопрос об уровнях развития Образа-Я, овладение которыми в разных возрастных группах может означать не только знание своего «Я», но и готовность его реализовать. Большинство авторов предлагают изучать изменение содержания представлений о себе, то есть переход от объективных показателей (физические характеристики) к субъективным (личностные качества, идеи, установки).
Я-концепция является результатом личностного развития человека. Это система самовосприятия, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя, включает на разных уровнях своего проявления такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий.
Многие авторы в своих исследованиях Я-концепции ( Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Е.И. Исаев, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.) опираются на интегративный подход, который отвечает сложному системно- целостному и структурно - иерархическому характеру предмета Я - концепции и объединяет общенаучные и конкретно- психологические принципы, задающие вертикальную структуру ее изучения. Горизонтальная структура раскрывает содержательные признаки предмета познания на каждом уровне его представленности, а также общие и частные особенности. В данном случае выявляются и квалифицируются наиболее важные принципы, имеющие значение для всестороннего исследования Я-концепции
Системный принцип открывает возможность исследовать Я - концепцию на пересечении общепсихологических знаний и знаний других отраслей психологии, позволяет изучить Я - концепцию как стержень ее составляющих: самосознания, образа Я, самооценки, самости, духовности, а также с точки зрения индивидных, личностных, субъектно- деятельностных характеристик и проявлений.
Развитие отечественной социальнойпсихологии
Основоположникомотечественной социально-психологической мысли был Н.К.Михайловский, который впервые обобщил опыт наблюдения и анализамассовой психологии, накопившийся в русской социологии,художественной литературе и публицистике. Он рассматривал толпу как«самостоятельное общественно-психологическое явление»,считая, что герои являются порождением толпы, которая выдвигает их вопределенные моменты истории. Толпа неосознанно подражает герою, чтообъясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личностигероя.
На развитие социальнойпсихологии в России сильное влияние оказывал марксизм. Г.В.Плеханов рассматривал «общественную психологию» какконкретно-историческое и классовое явление.
Экспериментальнаясоциальная психология. В.М. Бехтерев , считая объективныеметоды единственно возможными при изучении психики, способствовалиспользованию экспериментальных методов к явлениям социальнойпсихологии. Он рассматривал групповую психику как совокупностьусловных рефлексов. Бехтерев дал характеристику различных социальныхгрупп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законыпсихологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты,проведенные Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, показалисущественное влияние группы на особенности психической деятельностиее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природныеразличия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы.Было установлено, что группа может стимулировать психическуюдеятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящимобразом влиять на других. Работы В.М.Бехтерева: "Объективная психология" (1907) и "Внушение в общественной жизни" (1908)
В 20-е гг. большоевнимание уделялось социально-психологическим проблемам детских,ученических коллективов (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, и др. ),социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Виткеи др .).
Культурно-историческаятеория развития психики Л.С. Выготского придерживаласьмнения, что «в процессе исторического развития общественныйчеловек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформируетприродные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формыповедения – специфически культурные». Эта теория оказалабольшое влияние на исследования развития поведения ребенка.
С 30 по 50-е гг.социально-психологических работы практически не проводились поидеологическим соображениям, если не считать работ А.С. Макаренко, который считал главной целью воспитания формирование коллективиста,провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной изважных задач является воспитание потребностей «коллективиста».
Возрождениесоциальной психологии как науки в конце 50-х гг. началось собсуждения вопроса о предмете социальной психологии. В 1962 г.была создана первая в стране лаборатории социальной психологии вЛенинградском государственном университете (под руководством Е.С.Кузьмина ). Проводились работы по эмпирическому исследованиюфольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьныхклассах.
Б.Ф. Поршнев впервые у нас в стране ставит вопрос о такихсоциально-психологических категориях, как «мы» и «они».
В 1968 г.в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), ав 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М.Андреевой ) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии,проводятся социально-психологические исследования на промышленныхпредприятиях, в учреждениях государственного управления, школах,вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры,организациях системы здравоохранения.
4. Связь социальной психологии с другими науками
Социальная психология связана со многими науками. Наиболее близкими являются социология и общая психология. Социальная психология изучает такие психологические образования, как социальные потребности и интересы, самосознание и сознание, общественное мнение, умонастроения, внушение, подражание и т.д. Эти образования находятся на границе социологии и общей психологии. Социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных интересов, норм и ценностей. А социальных психологов - конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом микро- и макросреды, в которой живет человек.
5. Социально-психологический конфликт
В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внугриличностные переживания, и кризисные явления.
данный тип конфликта объединяет в себе Д ве составляющие, два компонента, но объединяет их таким образом, что обозначает новую сущность, иной тип самих явлений или иной тип понимания уже привычных явлений. Здесь интегрируются такие компоненты как психологический конфликт и социальный конфликт.
Психологический конфликт – это трудно разрешимое в рамках прежних представлений и поведения субъекта противоречие, вызванное совокупностью внешних и внутренних факторов и связанное с сильными переживаниями, эмоциями, носящими, как правило, негативный характер.
Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) открытого взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга, что вызывает взаимное противодействие, противоборство.
Объединяя эти два суждения, мы выдвигаем свое понимание конфликта как социально-психологического явлениячерез систему взаимосвязанных и необходимых признаков:
- существует ситуация открытого столкновения в форме противоборства или противодействия двух и более сторон, являющихся акгивными субъектами;
- проявляющийся тип взаимодействия вызывает определенный тип отнощения между сторонами – отношения взаимной неприязни или вражды;
- каждая из сторон преследует свои цели, основанные на потребностях и мотивах, испытывая затруднения (барьеры) в их достижении из-за действий других сторон;
- конфликтное взаимодействие опосредствуется неким общим для всех сторон предметом, именуемым ресурсом конфликта: ресурс всегда ограничен; его меньше, чем необходимо сторонам;
- взаимная зависимость сторон не позволяет им уйти с «арены» взаимодействия;
- сформированные в конфликтном взаимодействии отношения в совокупности с переживанием невозможности достижения своей цели вызывавает у сторон сильные негативные эмоции.
Необходимо также дополнить предлагаемое понимание конфликта как социально-психологического явления некоторыми соображениями. Во-первых,противоречие должно быть актуализированным, т. е. воплощенным во взаимодействии конфликтующих сторон с противоречащими ценностями, целями, мотивами, установками. Во-вторых,можно представить конфликт как способ удержания противоречия в процессе его разрешения. Содержание данного противоречия составляет предмет конфликта [3] . В-третьих,само понимание и интерпретация конфликта участвующими в нем сторонами определяется не только различными личностными (в широком смысле) факторами, но и опосредуется всей социальной средой, в которой конфликт разворачивается. Социальная среда формирует потенциальное пространство конфликта, задавая возможные конфликтные основания (пересечения интересов и потребностей), которые будут влиять на возникновение и протекание каждого конкретного конфликта. В-четвертых,в некотором смысле, конфликт можно рассматривать как некую незаконченность и неразрешимость социальной ситуации привычными способами, которая ставит конфликтующие стороны перед осознанием назревшей необходимости перемен в какой-то текущий период жизнедеятельности.
Таким образом, конфликт можно понимать как интегральный феномен, связывающий воедино интрапсихические процессы (переживания, эмоции, восприятие, отношение и т. д.) с интерпсихическими (взаимоотношения, коммуникация и т. д.) в ситуации актуального взаимодействия социальных субъектов в форме противодействия, противоборства.
6. Феномены социального влияния
Все люди делятся на:
- конформистов;
- нонконформистов – противостояние группе.
Конформное поведение поделил:
- одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
- уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
- негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.