Сознание – высший уровень психического отражения.

форма субъективного отражения объективной реальности

Психикой обладает большое количество живых организмов.

Психика нужна:

1)для адаптации живого организма в изменяющихся условиях

2)для ориентировки живого организма

3) для преобразования этого окружающего мира и для само изменения (доступна только человеку, благодаря тому, что он обладает сознанием)

Сознание –такой уровень отражения окружающего мира, когда человек может дать отчет о своих переживаниях.

Сознание появляется достаточно поздно в историческом становлении человека. Выделяют 2 условия возникновения сознания. 1- кооперативная (совместная) деятельность; 2 – язык.

1) Прогностическая ф. сознания. Биологическая потребность преобразуется в мотив совместной деятельности в рамках которой человек может действовать вопреки биологической потребности (например и отгонять мамонта). Изготовление орудий труда, развитие руки. Опыт который передается.

2)Для передачи опыта накопившегося у человека, для совершенствования совместного характера деятельности появляется необходимость в средствах передачи информации т.е. в языке.

Ресурс языка для развития сознания:человек благодаря языку удваивает окружающий его мир. Человек начал означивать окружающие ого предметы (вырабатывать систему значений). Язык Развивает органы говорения, что является физиологической основой вербального обобщения.

2 1

СО --- ЗНАНИЕ

1. Сознание-всегда знание о предметах, явлениях окружающего мира. Однако, сознание не равно знанию.

2. Сознание еще и отношение к знанию. Т.е. я знаю что это (предмет, явление), но я знаю еще и для чего это надо, в каких случаях это пригодится и для чего не может. Я знаю, что я знаю. И я знаю, что я не знаю.

Рождаясь у человека нет сознания, есть только предпосылки. Сознание формируется прижизненно

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ) , с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтез) , вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности —речь.ишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией (“превращение во внутреннее”). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.

К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.

Существенной особенностью сознания человека является самосознание.

Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания —необходимая предпосылка правомерного поведения.

Самосознание —целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.

Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я‑концепции, котораяобусловленасоциальнымиусловиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).

самосознание —социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство —стиль поведения данной личности.

Итак, психика человека, его сознание —это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

1. Категориальность—отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.

2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

5. Самосознание —концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.

Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:

1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем;

2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций) ;

2) привычно - автоматизированные подсознательные действия;

3) сознательные, волевые действия.

11.сознание как образ.

Чувственная ткань –образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимую к будущему или даже просто воображаемой.   Эмоции на уровне восприятия
Значения – общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность.   Самый объективный уровень.
Значение для меня Личностный смысл — субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст.   Эмоции на уровне мышления

Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания».сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта, размыкание круга сознания

12.Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой,при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельность представляет собой последовательность действий каждое из которых дробится на действия более низкого порядка.

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна

деятельность всегда носит продуктивный характер,

Мотив – то ради чего совершается действие. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель.видами деятельности являются игра, учение и труд.

«Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство» С.Л. Рубинштейн

13. Потребность  предмет  мотив деятельность  действия операции

| |

(Цель -- условия)

|

Задача

1. Особенные деятельности -совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.

2. Действия - процесс, направленный на реализацию цели.

3. Операции - способ выполнения действия. (техническая сторона: ловкость, сноровка, техника), мало осознаются или вообще не осознаются.

4. Психофизиологические функции - физиологические обеспечения психических процессов (способность к ощущению, памяти, моторная способность, врожденные механизмы) они составляют предпосылки и средства деятельности. Составляют органический фундамент процессов деятельности.

Внутренняя деятельность

Умственная.

Внутренняя деятельность подготавливает внешние действия, они экономизируют человеческие усилия., дают возможность избежать грубых ошибок.

1)подобная активность есть деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, отличается только по форме протекания

2) внутренняя деятельность произошла из внешней путем процесса интериоризации.

в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив определяется как предмет потребности. Потребность получает свою конкретизацию. Мотив – опредмеченная потребность.

Потребность- исходная форма активности живых организмов. Состояния объективной нужды в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

И в игре, и в учении деятельность ребенка совершенствуется в плане осознанности, целенаправленности, установления произвольного отношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны деятельности. В процессе развития у ребенка формируется в первую очередь умение произвольно устанавливать отношения между мотивом, т. е. тем, ради чего выполняется деятельность, и целью, т. е. тем, что должно быть получено в результате деятельности. Ребенок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, выбирать способы деятельности.

14.Достижение результата, составляющего цель определённого действия, может в силу своей сложности потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определённым образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. Поскольку их результат не осознаётся как цель, они не являются самостоятельными действиями; но в отличие от движений операции - не просто механизмы, посредством которых осуществляются действия, а составные части, из которых они состоят.То, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятельности, побуждает человека к действию, должно быть значимо для него: именно осуществляющееся в действии отношение к тому, что значимо для субъекта (и что поэтому становится для него переживанием), является источником, порождающим действие - его мотивом и тем, что придаёт ему смысл для субъекта.

Обычно различают: рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия.

Инстинктивные действия в собственном смысле слова, т. е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, на

по существу при изучении поведения человека практически приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) - с волевыми и импульсивными действиями.

волевое действие, и собственно лишь волевое действие является действием в специфически человеческом смысле этого слова, т. е. сознательным актом, направленным на осуществление определённой цели.Волевое действие - целенаправленный, сознательно регулируемый акт. Ход действия в нём более или менее сознательно регулируется в соответствии с целью. Переход от побуждения к действию в волевом действии опосредован осознанием цели и предвидением последствий.

Импульсивные действия существенно отличны от волевого действия. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля.Импульсивное действие - это аффективная разрядка. Оно связано с аффективным переживанием.

15. Житейское и научное знание о личности не совпадают. Житейское оценочно, научное всегда безоценочно. Жит. Идет от конкретного человека, научное - наоборот. В научном личность и индивидуальность не равны, в житейском чаще всего равны. В житейском личность – уровень высокого развития человека, результат этого развития.

16Сравнительная характеристика понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»

В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся вними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.

У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, то есть по сумме своих возможностей является человеком. Все это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. То есть в понятии индивид человек воплощен как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens. А.Н.Леонтьев к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки.

Наиболее полно общая схема индивидных свойств описана Б.Г.Ананьевым, который разделял их на два больших класса: «индивидуально-типические свойства» и «возрастно-половые свойства». Индивидуально-типические свойства в свою очередь делятся на три группы: особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией больших полушарий (левое полушарие - преобладание рациональности, правое - эмоциональности, соответственно мыслители и художники, по И.П.Павлову); конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека. Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Интегрируясь, индивидные свойства в конечном итоге воплощаются в темпераменте и задатках.

Рождаясь индивидом, ребенок постепенно осваивает (переводит из внешнего плана во внутренний или интериоризирует) то, что ему предлагает общество, те отношения и связи, в которые вступают взрослые люди во время их общения и деятельности. Даже развиваясь в обществе, он так или иначе овладевает какой-то частью этих отношений, совокупность и переплетение которых образуют его личность. Личностью в психологии называют социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и воплощающее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Это социальное качество приобретается не сразу. Взрослые, вовлекая ребенка в свои взаимоотношения, первоначально делают его объектом своей активности. Однако далее, постепенно овладевая составом деятельности, предложенной ребенку в качестве ведущей для его развития, он становится субъектом этих взаимоотношений.

Кроме социальной типичности, свойства личности обладают еще и своеобразием, индивидуальными особенностями, отличающими одного человека от другого. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно-обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

17.Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание

потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте

опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет

потребности. Полимотивированность

человеческих действий - типичное явление

Перейду к проблеме соотношения мотивов и сознания. Я говорила, что мотивы

порождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как

известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В

результате все мотивы можно разбить на два больших класса: к первому

относятся осознаваемые мотивы, ко второму - неосознаваемые. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели,

которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его

жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых

личностей.неосознаваемые мотивы. Этот

класс значительно больше, и до определенного возраста в нем оказываются

практически все мотивы. Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в

сознании? Нет, не значит. Они проявляются в сознании, но в особой форме.

Таких форм по крайней мере две. Это эмоции и личностные смыслы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата

деятельности к ее мотиву. Что же такое личностный смысл?

Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или

события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.что превращение цели в мотив может произойти, только если

накапливаются положительные эмоции:

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Эмоции – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Личностный смысл – переживание повышенной субъективности значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива.

18.По теме: «Характеристика самооценки, механизмы и условия ее формирования»

1.Что такое самооценка?

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

2.Какие главные функции выполняются самооценкой?

Главными функциями, которые выполняются самооценкой, являются: регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

3.В каких формах функционирует самооценка?

Самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах: общей и частной. Первая отражает обобщенно-интегральные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая — оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств.

4.Какова структура самооценки?

Структура самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности — от элементарных представлений до концептуально-понятийных. Эмоциональный — отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намечаемых целей.

5.Когда проявляется?

Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.

19. Ориентировочная основа

По теме: «Характеристика уровня притязания»

1.Где и для чего был введён термин «уровень притязания»?

Термин "уровень притязаний" был введен в школе известного немецкого психолога К.Левина (на основе работ Т. Дембо) для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.

2.Когда формируется УП?

УП формируется только в определенном интервале сложности: это средний сектор, очерчиваемый рамками "очень легко - очень трудно" ("зона средней субъективной сложности").

3.Когда наблюдается повышение и понижение УП?

Повышение УП имело место после полного успеха, понижение - почти исключительно после ряда неудач.

4.На какие группы К.Левин разделил УП?

К. Левин сделал попытку первичной классификации детерминант УП, разделив их условно на ситуационные или временные и стабильные.

5.Что является важнейшей детерминантой формирования притязаний?

К. Левин всячески подчеркивает роль в этом процессе социальных влияний, считая их важнейшей детерминантой формирования притязаний, начиная с самых ранних этапов их становления, показывает статистически значимое повышение зрелости притязаний, определяемое по характеристике целевого отклонения.

6.Что представляет УП?

УП способен представить собственно уровень трудности намечаемых человеком задач, подход к их решению, реакцию на успех и неуспех, коррекцию выбора в зависимости от уровня достижения, адекватность линии поведения, отраженной в стратегии выбора, а, следовательно, продуктивность отработанной тактики, наконец, степень ее лабильности или устойчивости.

20. Ориентировочная основа

По теме: «Особенности взаимосвязи самооценки и уровня притязания»

1.Чем самооценка связана с УП?

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудности целей, которые он себе ставит.

Нередко оба конструкта объединяют в одно стержневое образование личности, где на первый план выдвигается либо УП, самооценка же выступает как одна из его сторон, либо доминирует самооценка, а УП считается ее выражением.

2.Что продуцирует соответствие и несоответствие самооценки и УП?

Соответствие самооценки и УП по высоте продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся приятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкая дивергенция высотных показателей самооценки и притязаний, когда человек при скромном представлении о своих наличных достижениях избирает высокие цели, вызывает внутренний дискомфорт, напряженность, имеющую эквивалентом подъем уровня тревожности, фрустрированность, снижение толерантности, рост агрессивности, т.е. обнаруживает картину личностного неблагополучия.

3.Как отражаются самооценки и УП в человеке?

При реалистичном сознании человек встречает конфликт между осторожностью и самолюбием спокойно, соблюдая среднюю линию.

Неуклонное падение УП под влиянием внешних условий свидетельствует о нетвердости характера и недостатке смелости перед реальностью - в противном случае испытуемый полностью прекратил бы действия.

Стабильная самооценка продуцирует сформированный УП, мало подверженный ситуационным влияниям успеха и неудачи.

4.Что необходимо человеку для сохранения уважения?

Человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь — снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.

Наши рекомендации