Психология как наука о душе (6 век до н.э.-16 век н.э)

2) 2) психология как наука о сознание (17 век-19 век)

3) Псих. Как наука о поведение, деятельности, личности и др.(20-21 век)

1!

АНТИЧНОСТЬ

Основная проблема изучения души

*поиск первоосновы

*соотношение души и тела

--душа и тело существуют независимо друг от друга

-- душа и тело -неразрывны

*проблема познания

Достижения античности:

1)язык психологии

2)принципы научного познания (принцип детерминизма, причинность, ничего не возникает ниоткуда)

(принцип развития, качественного изменения)

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Религия-оппозиция-наука

Ренессанс (16 век)

Красота, гармония души и тела

Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть — постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, выступают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть постоянного присутствия или возвращения души»1.

В отличие от этого, уже самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой

Учение о душе

Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их

к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Так, Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.) считал, что душа - это материальное

вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень

подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими

и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения

от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами

воздуха или атомами, непосредственно "истекающими" от предметов. Материализм

Демокрита носил наивный механистический характер.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384 - 322 гг.

до н. э.). Его трактат "О душе" - первое специально психологическое

сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по

психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как,

впрочем, и целого ряда других наук.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не

считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это

делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал

сложную философскую категорию "энтелехия", которая означает существование

чего-то.

"...Душа, - писал он,- необходимо есть сущность в смысле формы естественного

тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть

энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела" [8, с. 394]. Один

привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого

определения. "Если бы глаз был живых существом, - пишет Аристотель, - то

душой его было бы зрение" [8, с. 395]. Итак, душа есть сущность живого тела,

"осуществление" его бытия, так же как зрение - сущность и "осуществление"

глаза как органа зрения.

Аристотель заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению

психики. Советский философ В. Ф. Асмус характеризует его как "подлинного

отца будущей материалистической психологии" [10, с. 62]. Главная функция

души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма.

Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием

"психика": с точки зрения материалистического естествознания психика явилась

одним из факторов эволюции животного мира (см. Лекцию 11). Что же касается

понятия "душа", то оно все более сужалось до отражения преимущественно

идеальных, "метафизических" и этических проблем существования человека.

Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде

всего Платоном (427 - 347 гг. до н. э.). Познакомимся с его взглядами

несколько более подробно.

Когда говорят о Платоне, то сразу же появляется на сцене имя другого

знаменитого античного философа - Сократа (470 - 399 гг. до н. э.). Почему

эти два имени появляются вместе?

Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной

строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в

форме бесед.

Скорее всего, в текстах Платона органически соединились взгляды

обоих этих великих философов.

В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную

субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа -

начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое,

низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему

божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь

человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо

различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено

недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей

тела. Оно мешает также чистому познанию.

Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется

идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей

существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой

совокупность абстрактных идей - идей о сущностях предметов внешнего мира.

Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще.

То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение,

тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир

идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от

влияния тела. Во всяком случае она не должна слепо доверять показаниям

органов чувств.

При смерти душа расстается

с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу

ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная

телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

История Средних веков охватывает длительный период: с V по XVI в. и первую половину XVII в. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка новой социальной структуры — феодализма.

В аристотелевской психологии, которая определяла развитие учений о душе вплоть до XVII в., объектом исследования были все жизненные проявления организма. В силу этого психологическую систему Аристотеля часто называют психобиологией. В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Великие открытия и изобретения в различных областях науки и техники прокладывали новые пути научного познания. Опыт, эксперимент, индукция, математика выступают теперь средствами получения и объяснения фактов.

5*17 век.

Складывается классический вид науки (в новых эконом.Условиях светская власть главенствует над церковью)

Точные науки (астрономия физика) в основе лежит эксперимент

*логичность-кредо классич. Науки

*машина, механизм, часы

Человек- природная машина

(мотор-сознание)

Душа уходит в область религиозного знания.

Сознание-высшая степень челов. Сущности.

ИМЕНА: Декарт, Спиноза..

Философы рационалисты: познание суще-етблагодаря мышления.

Философы эмпирики: (Локк- отец эмпир. Психологии)опытное знание, главное-органы чувств

Рационалисты (разум)-борьба-Эмпирики (опыт)

Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его

мнению, знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на

непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического

рассуждения.

В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего

добраться до истины

В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого

стала исходить психология конца XIX в.,- постулат, утверждающий, что первое,

что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание.

Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача

психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания

сознания. Так, "новая психология", восприняв дух идей Декарта, сделала своим

предметом сознание.

С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта.

Спинозы — новый, важный шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе с психологией Декарта они составляют рациональную линию в трактовке сознания.

Спинозистская теория страстей проникла в «живую ткань современного научного знания». Она повлияла на разработку учения о человеке Э. Фромма, на формирование теоретической позиции С. Л. Рубинштейна. «Моя теоретическая позиция — Спиноза и Маркс: Спиноза — преобразованный стоический идеал свободы как владения своими аффектами ...Прекрасен, с одной стороны, сам облик Спинозы... и с другой — его стиль — сверху тонкий покров льдинок — теорем, схем, а под ним кипение страстей, и далее его мораль — не внешняя, а выработанная в самой жизни».

Рационализм Декарта и Спинозы заложил фундамент учения о сознании. Пути его дальнейшей разработки определялись новыми задачами в связи с развитием опытного естествознания

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 1688 г. В 1690 г. вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии. В 1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании».

Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Она направлена в основном против средневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболее общих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю,— писал Декарт,— что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этих истинах». Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отри-

*18 век.

Дает новый толчок для развития просвещения

Детство-длительный срок

Появление школ

Появляется Психологическое знание (возрастное , педагогическое)

Век энциклопедий

Имена: Вольтер

*19 век.

Развитие естествознания

Психология рождается в конце 19 века.

Физиологи занимаются вопросами псих. Связей между телом и душой.

Развитие в рамках национальных школ.

3 варианта развития.

*) Французская нац. Школа.Психологию изучали на мед. Факультетах, поэтому основная область изучения было изучение аномалий в психическом развитие (узкая область знаний)

Понять аномалию можно только зная нормы.

*)Английская нац. Школа. Юм, Беркли.интересуются индивидуально типологическими особенностями в псих. жизни 9талант, гениальность, способности)

Психология- элитарная наука. Одна из самых развивающихся областей.

*) Немецкая псих. Школа.

Объединение германии. Создание ед. системы образования и языка. Почетно быть учителем.

1879 г. Лаборатория Вундта

Экспериментально в сознание человека можно изучить только элементарное.

Метод новый метод- интроспекция (самонаблюдение)

Через 15 лет-жесткая критика т.к. такой метод исследования слишком камерный и не эффективный.

«психология народов» Вундт

З. Фрейд, изучение гипноза

Шарко разрабатывает гипноз

«наше бессознательное сильнее сознания» Фрейд.

Новый этап-кризисный этап

Начало поисков.

Начинается изза неудовлетворенности ученых моделью Вундта.

Психоанализ не устраивала ведущая роль сознания. Считали что главную роль играет бессознательное.

Американская поведенческая психология (бихевиоризм) предлагает новый предмет изучения- поведение, т.к. его можно исследовать объективно. Сознание ,по их мнению Уотсона изучать можно только субъективными методами ,а это для науки недопустимо.

В Германии появляется новый оппонент системы Вундта гештальтпсихология. Она отторгает идею Вундта о том, что изучая элементы сознания можно узнать о сознание в целом. Была предложена другая идея: наше сознание целостно изначально, поэтому ,изучая отдельные компоненты сознания мы не складываем их, а рассматриваем как элементы этой целостности. Исходно у человека формируется образ, и на основе знания целого мы каждый элемент можем воспринять как его часть. Наша психика не просто суммирует впечатления.

6.Первая задача науки, считали ученые того времени,

найти простейшие элементы. Значит, и психология должна найти элементы

сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее

неделимые, части. Это во-первых. Вторая задача состоит в том, чтобы найти

законы соединения простейших элементов. Итак, сначала разложить сознание на

составные части, а потом снова его собрать из этих частей.

Так и начали действовать психологи. Простейшими элементами сознания В. Вундт

объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Например, в опытах с метрономом это были отдельные звуки. А вот пары звуков,

т. е. те самые единицы, которые образовывались за счет субъективной

организации ряда, он называл сложными элементами, или восприятиями.

Каждое ощущение, по Вундту, обладает рядом свойств, или атрибутов. Оно

характеризуется прежде всего качеством (ощущения могут быть зрительными,

слуховыми, обонятельными и т. п.), интенсивностью, протяженностью (т. е.

длительностью) и, наконец, пространственной протяженностью (последнее

свойство присуще не всем ощущениям, например, оно есть у зрительных ощущений

и отсутствует у слуховых).

Ощущения с описанными их свойствами являются объективными элементами

сознания. Но ими и их комбинациями не исчерпываются содержания сознания.

Есть еще субъективные элементы, или чувства. В. Вундт предложил три пары

субъективных элементов - элементарных чувств: удовольствие-неудовольствие,

возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Эти пары - независимые оси

трехмерного пространства всей эмоциональной сферы.

Он опять демонстрирует выделенные им субъективные элементы на своем

излюбленном метрономе. Предположим, испытуемый организовал звуки в

определенные такты. По мере повторения звукового ряда он все время находит

подтверждение этой организации и каждый раз испытывает чувство удовольствия.

А теперь, предположим, экспериментатор сильно замедлил ритм метронома.

Испытуемый слышит звук - и ждет следующего; у него растет чувство

напряжения. Наконец, щелчок метронома наступает - и возникает чувство разрядки. Экспериментатор учащает щелчки

метронома - и у испытуемого появляется какое-то дополнительное внутреннее

ощущение: это возбуждение, которое связано с ускоренным темпом щелчков. Если

же темп замедляется, то возникает успокоение.

Подобно тому как воспринимаемые нами картины внешнего мира состоят из

сложных комбинаций объективных элементов, т. е. ощущений, наши внутренние

переживания состоят из сложных комбинаций перечисленных субъективных

элементов, т. е. элементарных чувств. Например, радость - это удовольствие и

возбуждение; надежда - удовольствие и напряжение; страх - неудовольствие и

напряжение. Итак, любое эмоциональное состояние можно "разложить" по

описанным осям или собрать из трех простейших элементов.

Не буду продолжать построения, которыми занималась психология сознания.

Можно сказать, что она не достигла успехов на этом пути: ей не удалось

собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу

первой четверти нашего столетия эта психология, практически, перестала

существовать.

Для этого было по крайней мере три причины: 1) было ограничиваться таким

узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; 2) идея

разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) очень ограниченным

по своим возможностям был метод, который психология сознания считала

единственно возможным, - метод интроспекции.

Однако нужно отметить и следующее: психология того периода описала многие

важные свойства и феномены сознания и тем самым поставила многие до сего

времени обсуждаемые проблемы. Одну из таких проблем, поднятых психологией

сознания в связи с вопросом о ее методе, мы подробно рассмотрим на следующей

лекции.

Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк

(1632 - 1704), хотя его основания содержались также в декартовском тезисе о

непосредственном постижении мыслей.

Дж. Локк замечает, что рефлексия предполагает особое направление внимания на

деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта

1) психолог может проводить психологические исследования только над самим

собой. Если он хочет знать, что происходит сдругим, то должен поставить

себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить о содержании

сознания другого человека;

2) поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой

деятельности, то в ней надо упражняться, и упражняться долго.

По мере расширения этого рода исследований стали обнаруживаться крупные

проблемы и трудности.

Во-первых, становилась все более очевидной бессмысленность такой

"экспериментальной психологии". По словам одного автора, в то время от

психологии отвернулись все, кто не считал ее своей профессией.

Другим неприятным следствием были накапливающиеся противоречия в

результатах. Результаты не совпадали не только у различных авторов, но даже

иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми.

Больше того, зашатались основы психологии - элементы сознания. Психологи

стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли быть

разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их сумм. Возьмите

мелодию, говорили они, и перенесите ее в другую тональность; в ней изменится

каждый звук, однако мелодия при этом сохранится. Значит, не отдельные звуки

определяют мелодию, не простая их совокупность, а какое-то особое качество,

которое связано с отношениями между звуками. Это качество целостной

структуры (нем. - "гешталъта"), а не суммы элементов.

Далее, систематическое применение интроспекции стало обнаруживать

нечувственные, или безобразные, элементы сознания. Среди них, например,

"чистые" движения мысли, без которых, как оказалось, невозможно достоверно

описать процесс мышления.

Наконец, стали выявляться неосознаваемые причины некоторых явлений сознания

(о них подробнее ниже).Известно, насколько разрушающим образом действует рефлексия на протекание

наших чувств: от нее они бледнеют, искажаются, а то и вовсе исчезают. И

напротив, насколько "отдача чувству" исключает возможность рефлексии!Они отмечали, что приходится наблюдать не столько сам

непосредственно текущий процесс, сколько его затухающий след.Остановимся на следующем утверждении - якобы возможности с помощью

интроспекции выявлять причинно-следственные связи в сфере сознания.

Пожалуй, примерами отдельных, так называемых произвольных, действий

справедливость этого тезиса и ограничивается. Зато с каким количеством

необъяснимых фактов собственного сознания мы встречаемся повседневно!

Неожиданно всплывшее воспоминание или изменившееся настроение часто

заставляет нас проводить настоящую исследовательскую работу по отысканию их

причин. Или возьмем процесс мышления: разве мы всегда знаем, какими путями

пришла нам в голову та или иная мысль? История научных открытий и

технических изобретений изобилует описаниями внезапных озарений!

И вообще, если бы человек мог непосредственно усматривать причины

психических процессов, то психология была бы совсем не нужна! Итак, тезис о

непосредственной открытости причин на проверку оказывается неверен.Наконец, рассмотрим мнение о том, что интроспекция поставляет сведения о

фактах сознания в неискаженном виде. Что это не так, видно уже из сделанного

выше замечания о вмешательстве интроспекции в исследуемый процесс. Даже

когда человек дает отчет по памяти о только что пережитом опыте, он и тогда

неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на определенные его

стороны или моменты.Отвечаю: эта возможность раздвоения сознания

существует. Но во-первых, она существует не всегда: например, раздвоение

сознание невозможно при полной отдаче какой-либо деятельности или

переживанию. Когда же все-таки оно удается, то наблюдение как вторая

деятельность вносит искажение в основной процесс. Получается нечто, похожее

на "деланную улыбку", "принужденную походку" и т. п. Ведь и в этих житейских

случаях мы раздваиваем наше сознание: улыбаемся или идем - и одновременно

следим за тем, как это выглядит.

Примерно то же происходит и при попытках интроспекции как специального

наблюдения. Надо сказать, что сами интроспекционисты многократно отмечали

ненадежность тех фактов, которые получались с помощью их методаМетод интроспекции - метод изучения свойств и законов сознания с помощью

рефлексивного наблюдения. Иногда он называется субъективным методом. Его

разновидностями являются метод аналитической интроспекции и метод

систематической интроспекции.

Речевой отчет - сообщение испытуемого о явлениях сознания при наивной

(неинтроспективной, неаналитической) установке. То же иногда называют

субъективным отчетом, субъективными показаниями, феноменальными данными,

данными самонаблюдения.

7.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние

проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение

противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно

переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания

разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и

обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают

внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Они одновременно и неотъемлемая сторона внутреннего состояния; и

непосредственное выражение характера человека, его опыта и его отношений; и

предмет собственного контроля; и средства общения между людьми - язык,

говорящий часто гораздо больше, чем можно сообщить с помощью слов.

Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки - вот

перечень явлений, относимых к поведению

Уотсон считал, что психология должна стать

естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод.

Вопрос о методе был одним из главных для нового направления, я бы сказала

даже основным: именно из-за несостоятельности метода интроспекции

отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно

внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней

позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей. В то

же время факты сознания доступны только самому переживающему субъекту, и

доказать их достоверность невозможно.

Дж. Уотсон отрицал существование сознания как

представитель научной психологии. Он утверждал, что сознание не существует

для психологии. Как ученый-психолог, он не позволял себе думать иначе. То,

чем должна заниматься психология, требует доказательств существования, а

такие доказательства получает только то, что доступно внешнему наблюдению.

Поведение- система реакций. S - R (стимул - реакция) S - R единицей поведения

Он выделяет прежде всего: реакции врожденные и приобретенные.

Все человеческие действия и есть, по мнению Дж. Уотсона, сложные цепи, или

комплексы, реакций. Если вдуматься в это его утверждение, то станет ясно,

что оно абсолютно неверно. В действительности из приведенной схемы

невозможно понять, как появляются новые действия человека: ведь организм по концепции Дж. Уотсона располагает только арсеналом безусловных реакций

обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S - R для объяснения

поведения: как правило, "S" и "R" находятся в таких сложных и многообразных

отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается.

Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему

существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или

"промежуточные переменные" (V), в результате чего схема приобрела вид: S -

V - R. Под "промежуточными переменными" Э. Толмен понимал внутренние

процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее

поведение. К ним отнес такие образования, как "цели", "намерения",

"гипотезы", "познавательные карты" (образы ситуаций) и т. п.

Важными заслугами бихевиоризма явились следующие. Во-первых, он внес в

психологию сильный материалистический дух, благодаря ему психология была

повернута на естественнонаучный путь развития. Во-вторых, он ввел

объективный метод - метод, основанный на регистрации и анализе внешне

наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в

психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования

психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых

объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доре-чевых

младенцев и т. п. Наконец, в работах бихевио-ристкого направления были

значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы

научения, образования навыков и др.

Но основной недостаток бихевиоризма, как я уже подчеркивала, состоял в

недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики

животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения,

творчества, самоопределения личности и т. п.

8.Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1)

неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые

побудители сознательных действий; (3) "надсознательные" процессы.

В первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий - входят в

свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий

а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты,

которые совершаются "сами собой", без участия сознания.

Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через

сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных

автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые -

автоматизированными действиями, или навыками.

выработка навыка - это процесс, идущий как бы с двух противоположных

сторон: со стороны субъекта и со стороны организма.

руппуцроцессов третьего подкласса входят непроизвольные движения,

тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс

вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

Легче всего человеку удается контролировать внешние действия (слова,

движения и пр.), заметно труднее - мышечную тонику (позу, мимику,

интонацию). Наконец, на последнем месте оказываются такие вегетативные

компоненты действий, как слезы, дрожь, изменения зрачка и т. п. Из

сказанного ясно, что малоосознаваемые реакции могут быть наиболее

информативными и, возможно, наиболее действенными в плане передачи

эмоциональных состояний в процессе общения.

неосознаваемым побудителям сознательных действий.

Фрейд был современником В. Вундта, В. Джемса и Э. Титченера.позитивном вкладе Фрейда - описании и

анализе неосознаваемых причин некоторых психических явлений и действий. Во-первых, неосознаваемость причин

совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин:

человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это

делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение, или мотивировку, своему

действию. Наконец, в-четвертых, возможность иногда путем длительных

расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его

действия, по крайней мере так было в случае с зонтиком.3. Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека

существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.

Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются

скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает,

но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.по Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания - это

тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания, впрочем,

нужно только усилить следы прошлых впечатлений.Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими

свойствами.

Прежде всего содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы,

как в случае с латентными знаниями. Нет, они сильны, и сила их проявляется в

том, что они оказывают влияние на наши действия и состояния. Итак, первое

отличительное свойство бессознательных представлений - это их действенность.

Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание.механизмов вытеснения и сопротивления.Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это

сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки,

оговорки и т. п.) и невротические симптомы.невротические симптомы - это следы

вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере

бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную

работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен - и тогда невроз лишится своей

причины.

"надсознательные" процессы - процессы образования некоего

интегрального продукта большой сознательной работы, который затем

"вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее

течение.Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет

"надсознательный" процесс. Сознательные же процессы предполагают цель

действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится.

Во-вторых, неизвестен момент, когда "надсознательный" процесс закончится;

часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же

действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и

приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.

роцессы творческого мышления,

процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы

чувств, личностные кризисы и т. п.

Прежде всего, неосознаваемое проявляется в сознании, и мы рассмотрели

различные формы его проявлений - иллюзии восприятия, ошибки установки,

фрейдовские феномены, наконец, интегральные результаты надсознательных

процессов.

Пожалуй, еще более информативным оказывается совместное использование

субъективных и объективных данных. Например, при образовании навыка анализ

состава и качества выполнения действия вместе с речевым отчетом позволяет

судить, насколько продвинулся процесс автоматизации, т. е. переход действия

в сферу неосознаваемого.Таким образом, мы встречаемся все с теми же исходными данными: фактами

сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное

использование дает возможность проникать в различные сферы неосознаваемого

психического.

Наши рекомендации