Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки

классификация метод содержание виды возможности ограничения примечания
основные Наблюдение Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности 1) объективное А)Простое, когда события регистрируются со стороны Б) Соучаствующее, когда исследователь включается в социальную ситуацию. 2)самонаблюдение Возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Не ограничивается просто регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем чтобы проверить их на новых наблюдениях и отмечая исключения, уточнить первоначальные гипотезы или заменить их новыми. Описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания в разных условиях. При изучении явлений, в которых отношения между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами.  
Эксперимент Состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся испытуемые. 1) Естественный 2) лабораторный Исследователь сам вызывает изучаемые им явления; может варьировать условия эксперимента и их количественное соотношение. С помощью эксперимента устанавливаются закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. Целесообразно только в случае, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы. Искусственность эксперимента. Аналитичность и абстрактность. Осложняющая роль воздействия экспериментатора. Мощное Методическое Средство для выявления закономерностей Имеет Многообрзные Формы и широкое применение.
вспомогательные Анкета Вид опросных методов применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов. По числу опрашиваемых 1) групповая 2) индивидуальная по процедуре 1) очная 2) заочная   1)анонимная 2)персонифицированная   Возможность охвата больших групп. Применимость к самым различным сторонам жизни. Хорошаяформализуемость результатов. Минимум влияния исследователя на опрашиваемого. Опосредованный характер между исследователем и исследуемым. Невозможность контролировать процесс заполнения анкеты. Проблема сбора анкет. Широко Используется в психологии.
Беседа психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. 1) Структурированная (интервью) 2) Полуструктурировання 3) свободная Позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Нужно знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.  
Тест стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. 1) Психологические (имеют множество классификаций) 2) Тесты достижений возможностью провести испытание в очень краткое время и охватить им огромное число испытуемых Метод тестов не может дать характеристики способностей во всем их качественном своеобразии, которым они отличаются у каждого отдельного человека. Тест должен быть: валидным, надежным, однородным, достоверным и прогностическим. Понятие тест ввел Джеймс Кеттел в конце 19 века, но широкое распространение метод получил лишь в первой половине 20 века.
Анализ продуктов деятельности Количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.   Продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.Данные помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности. Предоставляет важный материал для клинических психологов Необходимо тщательно учитывать индивидуальные особенности людей, продукты деятельности которых собираются и анализируются, особенности их возраста, социального положения, профессии  




4.Психологическое знание существует столько же сколько существует человечество.

Псих. Знание первоначально формируется как знание о внутреннем мире человека и истории его познания.

Принято выделять 3 больших этапа.

Наши рекомендации