Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки
классификация | метод | содержание | виды | возможности | ограничения | примечания |
основные | Наблюдение | Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности | 1) объективное А)Простое, когда события регистрируются со стороны Б) Соучаствующее, когда исследователь включается в социальную ситуацию. 2)самонаблюдение | Возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Не ограничивается просто регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем чтобы проверить их на новых наблюдениях и отмечая исключения, уточнить первоначальные гипотезы или заменить их новыми. | Описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания в разных условиях. При изучении явлений, в которых отношения между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами. | |
Эксперимент | Состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся испытуемые. | 1) Естественный 2) лабораторный | Исследователь сам вызывает изучаемые им явления; может варьировать условия эксперимента и их количественное соотношение. С помощью эксперимента устанавливаются закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. | Целесообразно только в случае, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы. Искусственность эксперимента. Аналитичность и абстрактность. Осложняющая роль воздействия экспериментатора. | Мощное Методическое Средство для выявления закономерностей Имеет Многообрзные Формы и широкое применение. | |
вспомогательные | Анкета | Вид опросных методов применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов. | По числу опрашиваемых 1) групповая 2) индивидуальная по процедуре 1) очная 2) заочная 1)анонимная 2)персонифицированная | Возможность охвата больших групп. Применимость к самым различным сторонам жизни. Хорошаяформализуемость результатов. Минимум влияния исследователя на опрашиваемого. | Опосредованный характер между исследователем и исследуемым. Невозможность контролировать процесс заполнения анкеты. Проблема сбора анкет. | Широко Используется в психологии. |
Беседа | психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. | 1) Структурированная (интервью) 2) Полуструктурировання 3) свободная | Позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. | Нужно знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка. | ||
Тест | стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. | 1) Психологические (имеют множество классификаций) 2) Тесты достижений | возможностью провести испытание в очень краткое время и охватить им огромное число испытуемых | Метод тестов не может дать характеристики способностей во всем их качественном своеобразии, которым они отличаются у каждого отдельного человека. Тест должен быть: валидным, надежным, однородным, достоверным и прогностическим. | Понятие тест ввел Джеймс Кеттел в конце 19 века, но широкое распространение метод получил лишь в первой половине 20 века. | |
Анализ продуктов деятельности | Количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. | Продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.Данные помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности. Предоставляет важный материал для клинических психологов | Необходимо тщательно учитывать индивидуальные особенности людей, продукты деятельности которых собираются и анализируются, особенности их возраста, социального положения, профессии |
4.Психологическое знание существует столько же сколько существует человечество.
Псих. Знание первоначально формируется как знание о внутреннем мире человека и истории его познания.
Принято выделять 3 больших этапа.