Тема 13. Стили педагогической деятельности и общения
Основные понятия. Стиль деятельности. Стили общения.
Содержание темы.
Понятие о стиле педагогической деятельности и общения. Классификация стилей педагогического общения: по стилю руководства (авторитарный, авто-ритетный и попустительский); по педагогической направленности (активно-положительный – активно-отрицательный); по особенностям самоконтроля (интеллектуальный, волевой, эмоциональный). Стили педагогической деятель-ности по А.К.Марковой и Т.В.Никоновой (рассуждающе-методический – эмо-ционально-импровизационный). Факторная модель стилей педагогического общения по А.А. Коротаеву и Т.С. Тамбовцевой (жесткий, мягкий и гибкий) и их характеристика. Полисистемный подход к анализу стилей педагогического общения. Адаптивная и развивающая модели развития стиля педагогического общения (по А.Г. Исмагиловой). Влияние стиля общения и деятельности учите-ля на психическое развитие учащегося.
Тема 14. Психологические закономерности развития учителя
Основные понятия. Личность учителя, профессионально важные качества педагога, педагогическая направленность, компетентность, гибкость.
Содержание темы.
Психологические факторы, условия и движущие силы профессионального развития учителя. Педагогическая направленность, педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость учителя. Влияние индивидуальных психологических особенностей (особенности нервной системы, темперамента, характера, педагогической направленности) на эффективность педагогической деятельности.
Тема 15. Педагогические способности
Основные понятия. Способности, педагогические способности, одаренность.
Содержание темы.
Педагогические способности как условие эффективной педагогической дея-тельности. Уровни продуктивности деятельности учителя по
Н.В. Кузьминой (репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий, системно-моделирующий деятельность и поведение) и их соотношение с педагогическими способностями. Уровни педагогических способностей.
Структура педагогических способностей (В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина). Системные исследования педагогических способностей
(Н.А. Аминов, Э.А. Голубева, Е.И. Рогов, Т.М. Хрусталева). Общие и специальные педагогические способности, их соотношение.
Содержание семинарских и практических занятий
Овладение студентами психологическими знаниями является важным фактором развития у них профессиональной компетенции, инициативы и творческого отношения к делу обучения и воспитания учащихся. Семинарские занятия способствуют более глубокому, осознанному овладению психологическими знаниями. Студент учится творчески применять на практике приобретенные на лекционных занятиях знания, учится выявлять и учитывать в учебно-воспитательной работе возрастные индивидуальные особенности детей.
Задания для подготовки к практическим занятиям студенты получают от преподавателя после того, как прослушают лекционную тему. Самостоятельная работа студента заключается в уточнении и углублении своих знаний по теме, в работе с дополнительной литературой, список которой прилагается к каждому занятию. Преподаватель будет судить о знаниях студента не только по тому, какой материал он собрал по заданной теме, но и главным образом по умению делать качественные психолого-педагогические выводы. На практических занятиях студент лучше всего может показать осмысленность знаний и умение самостоятельно работать.
ТЕМА 1. Предмет и методологические проблемы
педагогической психологии (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Предмет педагогической психологии и его историческая динамика.
2. Основные проблемы и задачи педагогической психологии (общая характеристика).
3. Обучение и психическое развитие: основная проблема педагогической психологии.
4. Структура педагогической психологии.
5. Педагогическая психология в кругу наук о человеке.
6. Методология и методы педагогической психологии.
Базоваялитература
1. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 158 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2010. С. 3 - 51, 126-160.
3. Ключко, О.И. Педагогическая психология : учебное пособие / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 234 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5216-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (27.03.2016).
4. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс : иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 828 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471
5. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru
2. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
3. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2 изд. – СПб.: Питер – 2008 с., с 9 – 52.
4. Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Л.Регуш, А. Орловой. – М., 2010.
5. Савин, Е.Ю., Фомин, А.Е. Предмет педагогической психологии: психология обучения и/или психология воспитания? // Вопр. Психологии. 2008. № 5. С. 126 – 130. http://evgenysavin.ucoz.ru/_ld/0/49_c7h.pdf
6. Степанова, М.А. Педагогическая психология и образовательная практика: заметки о предмете педагогической психологии // Вопр. психол. 2008. № 1. С.111—122.
Рекомендуемая литература
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996. С. 145-247.
3. Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология – СПб.:Прайм-Еврознак, 2003. – 416 с. (Проект «Главный учебник»).
4. Хон, Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М.: Деловая книга, 2002.
Задания для самостоятельной работы
1. Составить содержательные схемы: «Связь педагогической психологии с другими отраслями психологии и науками» и «Методы педагогической психологии» (формат А-4).
2. Составить план-конспект «Этапы развития педагогической психологии как науки» по следующей форме:
Источник | Год | Определение педагогической психологии | Задачи и цели | Содержание |
В развитии педагогической психологии как отрасли психологии принято выделять три этапа развития. Материал для заполнения плана-конспекта можно найти в источниках списка литературы.
3. Написать эссе «Значение и роль педагогической психологии в профессиональной подготовке педагога-психолога».
Темы докладов
1. Развитие предмета педагогической психологии: от Л.С.Выготского и Э.Торндайка до наших дней.
2. Методы педагогической психологии: психология или педагогика?
ТЕМА 2. Научение. Типы и виды научения (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Научение. Роль научения в психическом развитии.
2. Классификации и характеристика видов научения.
3. Основные теории научения (бихевиористская, когнитивистские, деятельностная и другие теории).
4. Учение и научение.
Базоваялитература
1. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 158 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2010. С. 3 - 51, 126-160.
3. Ключко, О.И. Педагогическая психология : учебное пособие / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 234 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5216-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (27.03.2016).
4. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс : иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 828 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471
5. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru
Рекомендуемая литература
1. Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология – СПб.:Прайм-Еврознак, 2003. – 416 с. (Проект «Главный учебник»).
2. Хон, Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М.: Деловая книга, 2002.
3. Годфруа, Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. С. 300 – 347.
4. Хегенхан, Б., Олсон, М. Теории научения. – СПб.: Питер, 2004
Темы докладов
1. Бихевириальные законы научения.
2. Функционалистские теории научения.
3. Ассоцианистские теории научения.
4. Когнитивные теории научения.
5. Эволюционная теория научения Р.Боллса.
ТЕМА 3. Обучение. Психологические теории обучения . (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Обучение. Соотношение понятий научение, учение, обучение.
2. Инновационное обучение: основные подходы и их развитие.
3. Психологические теории обучения (по Л.С.Выготскому).
4. Современные психологические теории обучения.
Базоваялитература
1. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 158 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2010. С. 3 - 51, 126-160.
3. Ключко, О.И. Педагогическая психология : учебное пособие / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 234 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5216-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (27.03.2016).
4. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru
2. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
3. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс : иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 828 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471
4.
5. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2 изд. – СПб.: Питер – 2008 с., с 9 – 52.
Рекомендуемая литература
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание. Серия Педагогика и психология. 1991. № 4
3. Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология – СПб.:Прайм-Еврознак, 2003. – 416 с. (Проект «Главный учебник»).
4. Хон, Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М.: Деловая книга, 2002.
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать:
· - Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 374-391.
· - Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 78-94,
2. Из работ Выготского Л.С. сделать выписки в соответствии с темой занятия. Раскрыть понятия «зона ближайшего развития», «уровень актуального развития», какие функции они определяют.
3. Проработать статьи:
· Мещеряков A.M. «Познание мира без слуха и зрения» (С. 126-135),
· Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени (С. 135-140),
· — Малиновский А.А. «Некоторые возражения Э.В. Ильенкову и А.И. Мещерякову» (с.141-150), помещенными в «Хрестоматии по педагогической психологии». - М., 1995.
Какую точку зрения о соотношении обучения и развития они подтверждают?
4. С опорой на список Дополнительной литературы заполнить таблицу:
Взгляды на соотношение обучения и развития в педагогической психологии:
№ | Точка зрения на соотношение обученияи развития | Ученые | Экспериментальные данные |
Темы докладов
1. Психологическая характеристика программированного обучения.
2. Психологическая характеристика проблемного обучения.
3. Модели и методы организации инновационного обучения.
ТЕМА 4. Учебная деятельность: психологическая
характеристика. (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Учебная деятельность как специфический вид деятельности.
2. Предметное содержание учебной деятельности.
3. Структура учебной деятельности.
4. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема.
Базоваялитература
1. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 158 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2010. С. 3 - 51, 126-160.
3. Ключко, О.И. Педагогическая психология : учебное пособие / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 234 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5216-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (27.03.2016).
4. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru
2. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
3. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс : иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 828 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471
4. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2 изд. – СПб.: Питер – 2008 с., с 62 – 63.
5. Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Л.Регуш, А. Орловой. – М., 2010.
Рекомендуемая литература
1. Концепция учебной деятельности [Электронный ресурс] http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html
2. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. №5. http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
3. Давыдов В. В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. №3 http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996. С. 145-247
5. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников //Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., МГУ, 1992, с. 243 - 259 либо - та же статья в журнале Вопросы психологии, № 6, 1981.
6. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. - Томск., 1997. С. 170 - 187
Задания для самостоятельной работы
Законспектировать:
Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности //Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 212-219.
Давыдов В.В. Теория учебной деятельности // Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 145-251.
Написать эссе на тему: Чем отличаются подходы к структуре учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова?
Темы докладов
1. Концепция Л.С.Выготского о зонах развития ребенка.
2. Понятие учебная деятельность: разнообразие трактовок и структур.
Тема 5. Учебная мотивация и ее развитие (2 часа).
Вопросы для обсуждения
1. Учебная мотивация: понятие, особенности, структура.
2. Познавательная потребность и ее особенности. Закономерности и условия развития внутренней (познавательной) мотивации учебной деятельности.
3. Закономерности и условия развития внешней (социальной) мотивации учебной деятельности.
4. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в зарубежной психологии.
5. Диагностика учебной мотивации.
Базоваялитература
1. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 158 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2010. С. 3 - 51, 126-160.
3. Ключко, О.И. Педагогическая психология : учебное пособие / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 234 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5216-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (27.03.2016).
4. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru
2. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
3. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс : иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 828 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471
4. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2 изд. – СПб.: Питер – 2008 г., 208 с..
5. Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Л.Регуш, А. Орловой. – М., 2010.
Рекомендуемая литература
1. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы [Электронный ресурс] http://hpsy.ru/authors/x897.htm
2. Занюк С. Психология мотивации. – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Питер, 2000.
4. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения - М., 1987. С. 113 - 119
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990
6. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной - М., 1997 С. 318 - 325
7. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М.Матюшкина. М., 1991. Гл. 3. С. 59 - 78 (О развитии познавательной потребности).
8. Сидоренко, Елена. Мотивационный тренинг [Электронный ресурс] http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr8/760.php
9. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - СПб: Полиус. 1998. С. 235-263 (Мотивы учения студентов).
Задания для самостоятельной работы
1. Разработать тренинг мотивации учения (по А.Марковой).
2. Составить схемы мотивов учения по разным основаниям.
3. Представить папку «Методики диагностики мотивации учения на разных возрастных этапах».
4. Законспектировать:
Божович Л.И. О мотивации учения //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 2001. - С. 111-113;
Леонтьев АН. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. с. 5-23;
Темы докладов и эссе
1. Проблема соотношения «внешнего» и «внутреннего» в мотивации человека (на примере учебной мотивации).
2. Мотивация и подкрепление. Законы вариативного подкрепления.
3. Мотивационные тренинги.
ТЕМА6. Учебная задача и учебные действия:
понятие, структура, развитие. (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Усвоение как центральное звено учебной деятельности.
2. Учебная задача и ее особенности.
3. Учебные действия – общая психологическая характеристика.
4. Универсальные учебные действия и их развитие как целевой ориентир новых федеральных образовательных стандартов школьного образования.
Базоваялитература
1. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 158 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2010. С. 3 - 51, 126-160.
3. Ключко, О.И. Педагогическая психология : учебное пособие / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 234 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5216-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (27.03.2016).
4. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс : иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 828 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471
5. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru
2. Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Л.Регуш, А. Орловой. – М., 2010.
3. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
4. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2 изд. – СПб.: Питер – 2008 г., 208 с..
Рекомендуемая литература
1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2005. Гл. 8.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./ под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. [Электронный ресурс] http://pi.sfedu.ru/rspu/structure/university_departments/additional_education_institute/prime/projecting.pdf
Темы докладов и эссе
1. Психологическая характеристика и диагностика личностных учебных действий в структуре УУД.
2. Психологическая характеристика и диагностика регулятивных учебных действий в структуре УУД.
3. Психологическая характеристика и диагностика познавательных учебных действий в структуре УУД.
4. Психологическая характеристика и диагностика коммуникативных учебных действий в структуре УУД.
Тема 7. Контроль и оценка в структуре учебной деятельности (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Виды и функции контроля в процессе обучения.
2. Контроль и самоконтроль. Пути развития самоконтроля в учебной деятельности.
3. Оценка и отметка в учебной деятельности. «За» и «против» отметочного и безотметочного обучения.
4. Оценка творчества и инициативы. Оценка знаний, умений и навыков.
5. Самооценка, виды и особенности самооценок учащихся.
6. Пути формирования самостоятельной рефлексивной самооценки в учебном процессе.
Базоваялитература
1. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 158 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2010. С. 3 - 51, 126-160.
3. Ключко, О.И. Педагогическая психология : учебное пособие / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 234 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5216-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (27.03.2016).
4. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс : иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 828 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471
5. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru
2. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
3. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2 изд. – СПб.: Питер – 2008 г., 208 с..
4. Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Л.Регуш, А. Орловой. – М., 2010.
Рекомендуемая литература
1. Волочков А.А. и др. Контроль и самоконтроль в теории и практике развивающего обучения. – Пермь: ЗУНЦ, 2000. (книга в метод/кабинете ф-та психологии ИП ПГПУ).
2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. – М., 1998. Гл. 4
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. 1992, № 3-4
4. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника //Начальная школа, 1992, № 3. С.58-65
5. Прихожан А.М., ТолстыхН.Н. Подросток в учебнике и в жизни //Знание, серия Педагогика и психология, 1990. № 5
6. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва-Рига, 1999.
7. Цукерман Г.А. Как учителю удается построить интерпсихическое действие с первоклассниками // Вопросы психологии. 2009. №4. http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
8. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2010 http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml.
9. 26. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор = Man, theManipulator: TheInnerJorneyfromManipulationtoActualization. — Минск: ТПЦ "Полифакт", 1992. — 127 с. http://www.lib.ru/PSIHO/SHOSTROM/antikarnegi.txt
Задания для самостоятельной работы
Разработать беседу с педагогами «Педагогические проблемы школьных отметок». Оформить беседу на листах формата А-4.
Темы докладов и эссе
1. Проблема экологии развитии самоконтроля человека в работах Э.Шострома.
Тема 8. Обучение и умственное развитие (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Общие факторы когнитивного развития в процессе обучения (Хон, 2002).
2. Обучаемость, признаки и показатели обучаемости.
3. Обучение и развитие мышления:
4. а) теоретическое и эмпирическое мышление в процессе обучения;
5. б) развитие творческого мышления и воображения в процессе обучения.
6. М.А. Холодная о возможностях и путях интеллектуального развития в условиях современного образования.
7. Проблемы неуспевающих детей и пути их решения.
Базоваялитература
1. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 158 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2010. С. 3 - 51, 126-160.
3. Ключко, О.И. Педагогическая психология : учебное пособие / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 234 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5216-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (27.03.2016).
4. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2006. http://www.biblioclub.ru
2. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
3. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2 изд. – СПб.: Питер – 2008 г., 208 с..
Рекомендуемая литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996. С. 59-66 (Типы мышления и виды обобщения).
2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М., Педагогика, 1972.
3. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей - М., 1985 С. 102 - 115 (Психологический анализ трудностей в учении), С. 115 - 133 (Пути преодоления отставания в ходе обучения в школе).
4. Зак А.К. Развитие теоретического мышления у младших школьников - М., 1984. С. 73 - 133
5. Норман Д.А. Память и научение. М., 1985
6. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной - М., 1997
7. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М.Матюшкина. М., 1991. С. 80 - 154
8. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. - Томск, 1997. С. 5 - 13 (О теоретическом мышлении в обучении).
9. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004.
10. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер. 2002. Глава 7, С. 196 – 238.
11. Хон Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М.: Деловая книга, 2002.
Темы докладов и эссе
1. Обучаемость: понятие и диагностика.
2. Теоретическое обобщение и теоретическое мышление: концепция В.В.Давыдова.
3. Развитие творческого мышления в процессе обучения.
4. Концепция интеллектуального воспитания личности по М.А. Холодной.
ТЕМА 9 Психологические аспекты развивающего образования (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Научно-исторические источники и предпосылки теории развивающего обучения.
2. Концепция развивающего обучения, по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову.
3. Теория развивающего образования, по Л.В.Занкову.
4. Психолого-педагогические особенности развивающего образования, по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову.
5. Современные проблемы развивающего образования.
Базоваялитература
1. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 158 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: 2010. С. 3 - 51, 126-160.
3. Ключко, О.И. Педагогическая психология : учебное пособие / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 234 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5216-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (27.03.2016).
4. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Н.В. Клюева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 235 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Бархаев Б. П., Педагогическая психология, учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. – М., 1998. Гл. 4
3. Давыдов В. В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. №3 http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
4. Цукерман Г.А. Как учителю удается построить интерпсихическое действие с первоклассниками // Вопросы психологии. 2009. №4. http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
5. Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? // Вопросы образования. 2010. №1. http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
6. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва-Рига, 1999 (!)
7. Цукерман Г.А. Система Эльконина - Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии. 2005. №4. http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
8. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. №5. http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
9. Цукрман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2010 http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml.
Рекомендуемая литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор. 1996
2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. 1989.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
5. Коул М. (ред.). Социально-исторический подход в психологии обучения. М., 1980.
6. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать статью Марцинковской Т.Д. Школа развивающего обучения В.В.Давыдова: философские и психологические основания // Вопр. психологии. - 2005. - № 4. - С. 76-84.
2. Законспектировать: Давыдов В.В. Особенности содержательного обобщения и теоретического мышления // Давыдов В.В. проблемы развивающего обучения. - М., 2004. - С. 118-125.
3. Законспектировать: Давыдов В.В. Типы мышления и виды обобщения // Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 59-74.
4. Провести сравнительный анализ систем разв<