Тема 1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.

Истоки исследовательской активности человека. Труд как деятельность и основа всех других видов человеческой деятельности. Специфика научно-исследовательской деятельности.

Роль исследования в практической деятельности человека. Исследования в профессиональной деятельности юриста. Основные виды студенческой исследовательской деятельности.

Тема 2. Основные понятия научно-исследовательской работы.

Возникновение науки и основные этапы её развития. Современная наука. Научное и вненаучное знание.

Понятие объекта, субъекта, предмета, цели и задач научно-исследовательской деятельности. Специфика объектов и предметов юридических исследований.

Методологические аспекты исследования: мировоззренческие установки, принципы, используемые категории, система методов исследования. Исследовательские программы.

Понятие результата исследования. Научные гипотезы и теории, их проверка и оформление. Способы накопления, хранения, переработки и использования научной информации, Проблема внедрения результатов исследовательской деятельности.

Студенческие исследовательские работы, Их структура, требования к содержанию и внешнему оформлению.

Тема 3. Методы научной исследовательской деятельности.

Общелогические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, идеализация.

Общенаучные методы используемые на эмпирической уровне познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Общенаучные методы, используемые на теоретическом уровне познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному.

Методы, специфичные для юридических исследований: статистические, социологические, метод единства исторического и логического, сравнительно-исторический метод, герменевтика.

Тема 4. Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований.

Материалистическое объяснение истории и юридических явлений. Диалектико-материалистическая методология исследования: основные принципы, законы, категории. Системное видение объекта исследования и комплексный подход. Использование выводов синергетики.

Личностные качества ученого. Этические аспекты исследовательской деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п\п Темы дисциплины Кол-во ауд.часов
1. Основные понятия научно-исследовательской работы.
2. Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований.
3. Методы научной исследовательской деятельности.
4. Зачетная контрольная работа.
  Всего за семестр

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие № 1 – 4 ч.

Тема: Основные понятия научно-исследовательской работы.

Вопросы

1. Понятие науки. Ее структура и механизмы развития.

2. Специфика и структурные компоненты научного знания. Критерии научности.

3. Понятие и формы научной и учебно-исследовательской деятельности.

4. Планирование исследовательской деятельности. Предъявляемые требования к внутреннему содержанию и внешнему оформлению исследовательских работ.

Литература

Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Е.В. Бережнова, В.В, Краевский. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.

Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2007.

Семинарское занятие № 2. – 4 часа.

Тема: Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований.

Вопросы

1. Понятие мировоззренческих и методологических принципов научного исследования.

2. Диалектико-материалистическое объяснение истории и юридических явлений.

3. Методология юридических исследований.

4. Этические аспекты юридических исследований. Личностные качества ученого.

Литература

Общая теория права: Курс лекций/ Под. общ. ред. проф. В.К. Бабаева. – Нижний Новгород, Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.

Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. проф. Лебедева. М.: Академический проект, 2006.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М.,1986.

Наши рекомендации