Тема 1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.
Истоки исследовательской активности человека. Труд как деятельность и основа всех других видов человеческой деятельности. Специфика научно-исследовательской деятельности.
Роль исследования в практической деятельности человека. Исследования в профессиональной деятельности юриста. Основные виды студенческой исследовательской деятельности.
Тема 2. Основные понятия научно-исследовательской работы.
Возникновение науки и основные этапы её развития. Современная наука. Научное и вненаучное знание.
Понятие объекта, субъекта, предмета, цели и задач научно-исследовательской деятельности. Специфика объектов и предметов юридических исследований.
Методологические аспекты исследования: мировоззренческие установки, принципы, используемые категории, система методов исследования. Исследовательские программы.
Понятие результата исследования. Научные гипотезы и теории, их проверка и оформление. Способы накопления, хранения, переработки и использования научной информации, Проблема внедрения результатов исследовательской деятельности.
Студенческие исследовательские работы, Их структура, требования к содержанию и внешнему оформлению.
Тема 3. Методы научной исследовательской деятельности.
Общелогические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, идеализация.
Общенаучные методы используемые на эмпирической уровне познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Общенаучные методы, используемые на теоретическом уровне познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному.
Методы, специфичные для юридических исследований: статистические, социологические, метод единства исторического и логического, сравнительно-исторический метод, герменевтика.
Тема 4. Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований.
Материалистическое объяснение истории и юридических явлений. Диалектико-материалистическая методология исследования: основные принципы, законы, категории. Системное видение объекта исследования и комплексный подход. Использование выводов синергетики.
Личностные качества ученого. Этические аспекты исследовательской деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п\п | Темы дисциплины | Кол-во ауд.часов |
1. | Основные понятия научно-исследовательской работы. | |
2. | Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований. | |
3. | Методы научной исследовательской деятельности. | |
4. | Зачетная контрольная работа. | |
Всего за семестр |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие № 1 – 4 ч.
Тема: Основные понятия научно-исследовательской работы.
Вопросы
1. Понятие науки. Ее структура и механизмы развития.
2. Специфика и структурные компоненты научного знания. Критерии научности.
3. Понятие и формы научной и учебно-исследовательской деятельности.
4. Планирование исследовательской деятельности. Предъявляемые требования к внутреннему содержанию и внешнему оформлению исследовательских работ.
Литература
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Е.В. Бережнова, В.В, Краевский. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.
Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2007.
Семинарское занятие № 2. – 4 часа.
Тема: Основные мировоззренческие и методологические принципы отечественных юридических исследований.
Вопросы
1. Понятие мировоззренческих и методологических принципов научного исследования.
2. Диалектико-материалистическое объяснение истории и юридических явлений.
3. Методология юридических исследований.
4. Этические аспекты юридических исследований. Личностные качества ученого.
Литература
Общая теория права: Курс лекций/ Под. общ. ред. проф. В.К. Бабаева. – Нижний Новгород, Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.
Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. проф. Лебедева. М.: Академический проект, 2006.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М.,1986.