Достижения заданного результата»)
Ранг выраженности признака (по составляющим) | Основные составляющие признака | |
Варианты понимания ответственности | Варианты переживания ответственности | |
Сознание неизбежности, неодолимости сущетвую-щего порядка, режима, объективной заданности технологического процесса, способов труда, поведения на работе («так заведено», «так положено») | Удовлетворение от стабильности внешних условий, налаженности производственных процессов. Опасение аварий, травм. Негативные эмоциональные реакции на какие-либо изменения | |
Сознание ответственности перед определенными лицами за ход и результаты работы («так требует руководитель») при отсутствии выраженных соображений о том, для чего предназначены результаты работы («это не мое дело») | Выраженные эмоциональные реакции на оценочные суждения окружающих при относительном безразличии к реальным результатам работы. Опасение потери социального статуса в контактной группе или его снижения | |
3 | Ответственность за ход и результаты работы перед определенным широким производственным коллективом («это нужно предприятию, коллективу») | Состояние озабоченности ходом работы, количеством и качеством ее реальных результатов в связи с общественным мнением трудового коллектива.Выраженные эмоциональные реакции на проявление общественного мнения по поводу результатов труда |
Сознание ответственности перед незримыми потребителями продукции, перед теми, для кого предназначены конечные результаты деятельности (так нужно») | Избирательное эмоциональное отношение к результатам труда, обусловленное представлением об их ценности для потребителей | |
Ответственность перед широкими общностями (такими, как народ, страна, человечество), невзирая на возможное противодействие ближайшего социального окружения («так должно») | Избирательное с оттенком самоотверженности отношение к количеству и качеству результата труда на уровне моральных чувств, чувства долга |
Таблица 3. Градации третьего признака труда («владение внешними и внутренними средствами деятельности»)
iii i |
Ранг | Основные составляющие признака | ||
выраженности признака (по составляющим) | Варианты знания средств деятельности | Варианты практического владения средствами деятельности | Варианты эмоциональных переживаний в связи с применением средств деятельности |
Ориентировка в отдельных признаках имеющихся вещественных (внешних) орудий труда | Освоение и использование отдельных вещественных орудий, средств деятельности | Аффективный тон сенсо-мотор-ных действий («мышечная радость», «восторг делания», «глаз радуется» и т.д.) | |
Ориентировка также (кроме отмеченного выше) в отдельных внутренних (психических) образованиях, выступающих в функции орудий, средств деятельности (правила, «заповеди» и т. п.) | Освоение и использование наряду с основными вещественными средствами отдельных функциональных, в частности, внутренних средств деятельности | Аффективный тон умственных действий («чувство сомнения», «чувство уверенности, удовлетворения») | |
Ориентировка в системе общепринятых, типовых, вещественных и функциональных средств деятельности (системная ориенти-повка} | Активное и правильное с точки зрения социальных норм, требований использование системы вещественных и функциональных средств деятельности | Устойчивые положительные эмоциональные состояния при применении средств деятельности |
U)
on -fc»
Окончание таблицы З
Ранг выраженности признака (по составляющим) | Основные составляющие признака | ||
Варианты знания средств деятельности | Варианты практического владения средствами деятельности | Варианты эмоциональных переживаний в связи с применением средств деятельности | |
Ориентировка в основных, существенных зависимостях между свойствами предмета деятельности и необходимыми средствами деятельности, их качествами | Совершенствование отдельных средств деятельности (наряду с владением их общепринятой системой) | Положительное эмоциональное отношение к соответствующей области орудий, средств деятельности. Отчетливые эмоциональные реакции на норму и отклонения от нее в этой области | |
Дифференцированное и систематизированное знание тонких зависимостей между свойствами орудий, средств деятельности, объекта и субъекта деятельности (самого себя в связи с требованиями деятельности) | Создание индивидуально своеобразной системы внешних и внутренних средств деятельности (с учетом, в частности, своих личных качеств) | Избирательное эмоциональное устойчивое отношение к средствам деятельности (внешним и внутренним), к их тонким особенностям, включая эстетические качества |
Таблица 4. Градации четвертого психологического признака труда («ориентировка в межлюдских