Достижения заданного результата»)

Ранг выраженности признака (по составляющим) Основные составляющие признака
Варианты понимания ответственности Варианты переживания ответственности
Сознание неизбежности, неодолимости сущетвую-щего порядка, режима, объективной заданности технологического процесса, способов труда, поведения на работе («так заведено», «так положено») Удовлетворение от стабильности внешних условий, налаженности производственных процессов. Опасение аварий, травм. Негативные эмоциональные реакции на какие-либо изменения
Сознание ответственности перед определенными лицами за ход и результаты работы («так требует руководитель») при отсутствии выраженных соображений о том, для чего предназначены результаты работы («это не мое дело») Выраженные эмоциональные реакции на оценочные суждения окружающих при относительном безразличии к реальным результатам работы. Опасение потери социального статуса в контактной группе или его снижения
3 Ответственность за ход и результаты работы перед определенным широким производственным коллективом («это нужно предприятию, коллективу») Состояние озабоченности ходом работы, количеством и качеством ее реальных результатов в связи с общественным мнением трудового коллектива.Выраженные эмоциональные реакции на проявление общественного мнения по поводу результатов труда
Сознание ответственности перед незримыми потребителями продукции, перед теми, для кого предназначены конечные результаты деятельности (так нужно») Избирательное эмоциональное отношение к результатам труда, обусловленное представлением об их ценности для потребителей
Ответственность перед широкими общностями (такими, как народ, страна, человечество), невзирая на возможное противодействие ближайшего социального окружения («так должно») Избирательное с оттенком самоотверженности отношение к количеству и качеству результата труда на уровне моральных чувств, чувства долга

Таблица 3. Градации третьего признака труда («владение внешними и внутренними средствами деятельности»)


iii i
Ранг   Основные составляющие признака  
выраженности признака (по составляющим) Варианты знания средств деятельности Варианты практического владения средствами деятельности Варианты эмоциональных переживаний в связи с применением средств деятельности
Ориентировка в отдельных признаках имеющихся вещественных (внешних) орудий труда Освоение и использование отдельных вещественных орудий, средств деятельности Аффективный тон сенсо-мотор-ных действий («мышечная радость», «восторг делания», «глаз радуется» и т.д.)
Ориентировка также (кроме отмеченного выше) в отдельных внутренних (психических) образованиях, выступающих в функции орудий, средств деятельности (правила, «заповеди» и т. п.) Освоение и использование наряду с основными вещественными средствами отдельных функциональных, в частности, внутренних средств деятельности Аффективный тон умственных действий («чувство сомнения», «чувство уверенности, удовлетворения»)
Ориентировка в системе общепринятых, типовых, вещественных и функциональных средств деятельности (системная ориенти-повка} Активное и правильное с точки зрения социальных норм, требований использование системы вещественных и функциональных средств деятельности Устойчивые положительные эмоциональные состояния при применении средств деятельности

U)

on -fc»

Окончание таблицы З

Ранг выраженности признака (по составляющим) Основные составляющие признака
Варианты знания средств деятельности Варианты практического владения средствами деятельности Варианты эмоциональных переживаний в связи с применением средств деятельности
Ориентировка в основных, существенных зависимостях между свойствами предмета деятельности и необходимыми средствами деятельности, их качествами Совершенствование отдельных средств деятельности (наряду с владением их общепринятой системой) Положительное эмоциональное отношение к соответствующей области орудий, средств деятельности. Отчетливые эмоциональные реакции на норму и отклонения от нее в этой области
Дифференцированное и систематизированное знание тонких зависимостей между свойствами орудий, средств деятельности, объекта и субъекта деятельности (самого себя в связи с требованиями деятельности) Создание индивидуально своеобразной системы внешних и внутренних средств деятельности (с учетом, в частности, своих личных качеств) Избирательное эмоциональное устойчивое отношение к средствам деятельности (внешним и внутренним), к их тонким особенностям, включая эстетические качества



Таблица 4. Градации четвертого психологического признака труда («ориентировка в межлюдских

Наши рекомендации