VII. Тип профессионального общения (контакты)
32) (Ki)контакты немногочисленные; труд с ограниченным обще-;
нием;
33) (К2)контакты многочисленные; труд с широким кругом обще
ния;
34) (К3)контакты с клиентами, имеющими определенные запросы;
с пользователями, с потребителями;
35) (Kj)контакты с сотрудниками по работе; корпоративный труд;
36) (К5)контакты с группами людей в классе, аудитории; просвети-
тельский труд;
37) (Кб) контакты «вынужденные» с небольшой группой людей в
замкнутом пространстве; труд в особых условиях существования;
38) (К7)контакты с людьми с отклоняющимся поведением;
39) (К8)контакты с животными.
VIII. Условия труда, влияющие на функциональные состояния
40) (Hi)наличие опасности или риска для своей жизни; опасный
труд;
41) (Н2)необходимость быстрого реагирования на возникновение
аварийных ситуаций; труд с возможностью аварий;
42) (Н3)высокий вынужденный темп и ритм труда; труд в условиях
напряженности (информационный и эмоциональный стресс);
43) (Н4) труд в условиях однообразия, монотонии и малой подвиж
ности;
44) (Н5)труд, связанный с тяжелой физической нагрузкой; неопти-
мальной рабочей позой, мускульный труд;
45) (Н6)труд с неоптимальной организацией режима труда и отдыха,
многосменный, ночной труд;
46) (Н7)присутствие вредных физико-химических факторов труда
(яды, шум, вибрация, неоптимальное освещение, лучистая энер
гия, неоптимальное атмосферное давление, неоптимальная тем
пература и влажность воздуха); труд с наличием профессиональ
ных вредностей;
47) (Ов)работа на открытом воздухе, влияние погодных, сезонных
климатических условий;
48) (Б) бытовые условия, работа в помещении, в комфортных условиях.
IX. Виды риска и ответственности в труде
49) (Мт) ответственность материальная (за сохранение имущества,
денег, других ценностей, с выплатами работника в случае потерь);
труд с материальной ответственностью;
50) (Мр)ответственность моральная (за воспитание и развитие лю
дей); труд с моральной ответственностью;
51) (Жз)ответственность за жизнь и здоровье других людей; уголовная
ответственность;
52) (Об)ответственность обычная, соответствующая нормам граждан
ского общества; административная ответственность.
X. Требуемый уровень квалификации
53) (У0) работник может быть неграмотным;
54) (УО общее среднее образование;
55) (Yi) инструктаж на рабочем месте; курсы доподготовки;
56) (У3) среднее специальное образование;
57) (У4) высшее специальное образование.
Номер группы признаков | Огранщик алмазов в бриллианты | Командир воздушного судна в гражданской авиации |
I — предмет труда | X, Т, 3 | т, з, ч |
II — цели трудовых | И, П2, Г2 | П2, Гь П3, Пь И, Г2 |
действий | ||
III — интеллектуальная сложность задач | Ан, Н | Ал Ан Н |
IV — средства труда | Р, М, Пу, Ф1, Ф6, Ф7; | А, Пу, Ф0, Ф7 |
V — индивидуальный-совместный труд | И н | К |
VI — испольнитель-организатор | О с | Ис, 0 |
VII — тип общения | К1. | Кб |
VIII — условия труда | Б, Н5 | Н 1 Н2, Н3, Н4, Н6 |
IX — виды риска и ответственности | Мт, Об | Мт, Мр, Жз, Об |
X — требуемый уровень квалификации | У2, уз | У4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ!
КРАТКАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ СОСТАВИТЕЛЯ ОРИЕНТАЦИОННОГО ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИИ
Текст должен быть озаглавлен термином, означающим официальное название профессии, специальности. Цель описания — дать молодежи информацию о профессиональной деятельности, с которой они будут иметь дело, закончив учебное заведение. Объем текста: 5—8 машино- писных страниц. Авторам необходимо заботиться о реализации принципа равного уважения к разным видам труда и пропагандировать профессию за счет ее собственных признаков, не обесценивая другие профессии. Следует стремиться к живой образной форме изложения без ущерба для точности, избегать узкоспециальной терминологии (а при необход мости ввести термины — они должны быть доходчиво раскрыты). Вг акцентировать внимание человека не на частном опыте какого-либо профессионала, а на типичных особенностях профессии (конкретные примеры должны служить описанию типичных черт профессии).
Структура текста
1. Краткая общеориентирующая характеристика области приложеня
сил, объекта, предмета, основных результатов труда, их значения
людей. Полезно кратко осветить историю возникновения данной про-
фессии, тенденции ее развития в будущем, в этой связи по отдельны
пунктам текста возможны краткие исторические сопоставления («ран-
ше» — «теперь»). Полезно обозначить родственные профессии. Следует
указать типы учреждений, организаций и варианты трудовых постов,
которые может занимать данный специалист.
2. Относительно подробное конкретное описание трудовых действий
функций работника, содержание квалификации и требований к его лич-
ным качествам (что он делает и каким должен быть), орудий, средств
труда на одном из избранных трудовых постов. При этом важно не упус-
тить действия по наблюдению, контролю, обдумыванию, принятию ре-
шений. Действия работника должны быть не только названы, но и по-
нятно, доходчиво обрисованы словом. Следует избегать безличных и от-
влеченных оборотов типа «Очистительно-моечные работы производят-
ся...», а просто указывать, кто, что, чем, как делает («моет», «чистит»,
«вычисляет», «различает» и пр.). Характеристика профессиональных дей-
ствий и ситуаций должна по возможности сопровождаться психологи
ческой их интерпретацией (или по ходу изложения текста, или в поряд-
ке резюме по всему тексту, или его разделам).
3. Условия труда (среда витальная, социальная, информационная),
режим труда и отдыха, образ жизни работника, оплата труда, педагоги-
ческие, психологические, медицинские противопоказания к выбору дан-
ной профессии (очень кратко и в общем виде — кому профессия подой-
дет, кому — нет).
4. Особое внимание необходимо уделить вопросу о том, чем данная
профессия может быть привлекательна, чем может гордиться профессио-
нал, какова система профессиональных ценностей, за что любят этот
вид деятельности (или его продукт), какие мотивы труда, интересы,
склонности могут быть реализованы в данном виде труда. Полезно также
отметить и сложные, трудные для большинства работников стороны про-
фессии, типичные профессиональные конфликты, чтобы абитуриент
осознанно принимал решение о выборе факультета, ориентируясь не
только на привлекательные стороны будущей профессиональной жиз-
ни, но и на ее сложности, и заранее готовил бы себя к их преодолению.
5. Пути обучения данной профессии, пути и перспективы повышения
квалификации, продолжения образования по специальности (перечис-
лительно).
6. Краткое заключение (дополнительные доводы в пользу выбора про-
фессии).
Прежде чем считать текст готовым, полезно дать почитать его старшеклассникам и представителям описываемой профессии, учесть их вопросы, недоумения, замечания.