Теория потребностей А. Маслоу и практика менеджмента
Мотивы и смыслы труда — важные регуляторы трудового по-вения людей, они влияют на качество и производительность труда, самочувствие работника во время работы, устойчивость работоспособности. Поэтому важно не только теоретически, но и практически знать, как можно влиять на мотивацию в процессе обучения и воспитания, зависят ли мотивы труда от того, как организован труд, как проектировать виды работ, чтобы у персонала сложилась мотивационная структура, обладающая желательными (для общества, для работодателя) свойствами.
Крахам Маслоу — один из представителей американской гу-манистической психологии, предложил концепцию иерархии потребностей личности. В основе системы потребностей человека потребности первого уровня — физиологические (в пище, сне, определенном микроклимате, сексе и пр.). Потребности второго уровня связаны с безопасностью (потребности в постоянстве, стабильности, порядке, защите от травм, болезней, лишения работы по чьему-то произволу и пр.). Потребности третьего уровня отражают стремления человека к любви, общению (дружба, дружеское участие, любовь). Потребности четвертого уровня отражают ценности уважения и самоуважения, общественного знания. Наконец, высший уровень — потребности в самоактуализации, понимаемой как реализация творческих возможностей деятельности, развитие способностей.
Маслоу предполагал, что личностное развитие человека может ограничиваться преобладанием потребностей третьего, четвертого уровней и в целом потребности более высоких уровней становятсяактуальными и выполняют побудительную функцию лишь условии создания возможностей для реализации нижележащих потребностей. Позже Маслоу объединил все потребности в два блока, отражающие формы существования человека: бытийный (потребность в самоактуализации, ведущая к личностному росту) и дефицентный (ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей). Здоровая личность, без признаков невротизации — (по Маслоу) человек, успешно реализующий потребность в юактуализации; для него характерно естественное поведение, принимает себя и других людей без агрессии, умеет концент-юваться на деле, на задаче, а не на своих, часто мелочных, проблемах.
Применение теории потребностей Маслоу в практике менедж- мента. Предполагается, что создание условий для реализации потребностей работника приведет к повышению его положительного отношения к работе, к росту признаков удовлетворенности трудом и, следовательно, к повышению качества продукции росту продуктивности. Если руководители захотят, чтобы персонал их организаций работал с максимальной отдачей, творчески (на высшем уровне мотивации), они должны обеспечить реализаЦ цию потребностей всех нижних уровней. Что для этого руковод телю следует предпринять?
Для удовлетворения потребностей первого и второго уровне необходимо сделать труд комфортным, удобным, безопасны рационально организованным (на основе рекомендаций эргоно- мистов), работники должны иметь правовые гарантии занятости и заработной платы.
Для реализации потребностей высших уровней менеджерам рекомендуется следующее:
для реализации потребности в общении создавать условия, которые позволят работникам общаться; способствовать развитию духг единой команды; не разрушать неформальные группы работай» ков; проводить совещания с участием подчиненных; способство- вать реализации социальной активности тех работников, для кого это важно;
для удовлетворения потребности в самоуважении проектироват более содержательные виды труда; обеспечивать обратную связь достигнутых трудовых успехах; справедливо оценивать достойньи трудовой вклад; привлекать подчиненных к принятию важных дои производства решений, делегировать подчиненным полномочия для выполнения ряда задач;
для удовлетворения потребности в самореализации способствовать профессиональной карьере подчиненных; организовывать за счет фирмы обучение персонала нововведениям, а также видам обучения, максимально развивающим возможности каждого работника; предлагать подчиненным работу сложную, требующую полной самоотдачи; поддерживать стремление работников к проявлению творческого отношения к делу (Мескон М. и др., 1992).
Критики теории Маслоу справедливо отмечали, что потребности не всегда образуют именно ту иерархию, которую наметил ученый; удовлетворение потребностей низших уровней не приводит автоматически к тому, что актуальными становятся потребности более высоких уровней. Концепция А. Маслоу не учитывала индивидуальных различий: так, для одного преобладающей потребностью в труде может быть заработок, для другого — возможность работать одному, а не в группе, а для кого-то главным будет безопасность, стабильность положения, пусть и при более низкой
оплате. Наконец, подверглось дискуссии положение о том, что удовлетворенный человек — это самый хороший работник.
Но несмотря на критику, теория А.Маслоу, безусловно, внесла важный вклад в гуманизацию принципов научного управления, в изменение подхода к работающим людям, которые стали рассматриваться не только как функционеры, но и как личности. Оценить выраженность каждой из потребностей, обозначенных А. Маслоу, можно с помощью методики «парных сравнений» психологические аспекты, 1997, с. 198 — 200; Практикум по пси-хологии менеджмента, 2001, с. 177 — 181). Популярен опросник Шостром «Самоактуализация личности», позволяющий уста-новить уровень развития самоактуализации личности (высокий, средний или низкий). Самоактуализирующаяся личность руководствуется преимущественно внутренней мотивацией, мало подвержена внешнему влиянию, свободна в собственном выборе (Практикум..., 2001, с. 190-208).