Психология трудовой мотивации
Основные понятия
В исследовании трудовой мотивации, профессиональных инте-ресов можно выделить два направления: 1) профессиональная мотивация и производственная эффективность; 2) мотивация труда, карьера, развитие человека как субъекта труда. Рассмотрим подробнее содержание первого направления, оставив второе для обсуждения в гл. 4.
Потребность — это состояние нужды человека в чем-то необ-ходимом для его жизнедеятельности, источник активного пове-дения человека. Потребности не могут быть удовлетворены раз и навсегда, они удовлетворяются на относительно короткое время, нем напряженность потребности снова возрастает и требует ре-ализации. Человек как социальное существо обладает не только биологически необходимыми, но и квазипотребностями — потребностями, сформированными нормами и традициями общественной жизни. При этом ряд квазипотребностей может быть без ущерба для существования замещен чем-то иным или проигнорирован (переосмыслен).
Мотив труда — это субъективный образ предмета потребности, побуждающий человека к трудовой деятельности как форме гивности, реализующей потребность. Мотивационно-потребност-ная сфера нормального взрослого человека представляет собой южное, иерархически упорядоченное образование, относительно устойчивое во времени, социокультурно опосредованное, разувающееся в жизнедеятельности. Трудовая деятельность реализует обычно не одну потребность (и мотив), а несколько, т.е. она южет быть полимотивирована. Относительная устойчивость мотивационно-потребностной сферы личности позволяет выделять ведущие (наиболее личностно-значимые, имеющие особый лич-юстный смысл) потребности и мотивы, называемые направленностью личности. Мотивы трудовой деятельности (как и любой фугой) представлены в сознании субъекта труда в такой форме, которая включает когнитивные и аффективные компоненты. Мотивы (как психические образования) могут быть в разной мере осознанными, могут существовать в вербализованной и (или) образной форме. Связь между мотивом и потребностью может быть
не вполне адекватной, т. е. искаженной. Социальное воздействие
на мотивы личности (его субъективные эмоциональные и словес-
но выраженные оценки реальности, объяснительные схемы, спо-
собы самопонимания) — путь к формированию новых (нередко
псевдопотребностей), способ влияния на деятельность человека и
ее продукт.
Мотивация труда — это процесс побуждения себя и других
деятельности, направленной на достижение определенных резуль-
татов.
Побудительная сила мотива определяется его субъективной зна- чимостью (Куантанилла Р., Вилперт Б., 1995), или, другими словами, особым отношением субъекта к потребности и ее пред- мету в системе других потребностей. А.Н.Леонтьев называл эти отношение смысловым, смыслом, и выделял смысловые динамичес1 кие системы (Леонтьев А. Н., 1977). Смысловые отношения могут быть ситуативными и относительно устойчивыми. Их ядерная, относительно устойчивая часть составляет ядро личности — то, что социологи называют ценностями. Личностные ценности — про-дукт социализации; они относительно устойчивы; представлены в сознании субъекту в форме идеалов, убеждений, составляют основу мировоззрения, гражданской позиции (Леонтьев Д.А., 1999, с. 190-251).
Стимулы труда (внешний объект, событие, отношение, вещь) потенциально могут приобрести статус предмета потребности человека (представленного в сознании в качестве побудительного мотива труда работника), но этого может и не произойти. Поэтому виды стимулирования труда оказываются в разной мере эффективными для разных людей. К трудовым стимулам относят: заработную плату, социальные льготы (доплату в пользовании услугами медицинских учреждений, путевок в санатории и пр.), удобный временной график работы и пр.
Удовлетворенность трудом (УТ) — возможность для работника систематически удовлетворять свои главные потребности, связанные с трудовой деятельностью. Человек, удовлетворенный трудом, обычно отличается положительным эмоциональным отношением к выполняемой работе.
Профессиональные интересы — в узком смысле это словосочетание отражает эмоциональные предпочтения человека в освоении новых видов знания, связанного с профессией; в широком смысле термин «интересы» тождествен термину «мотивы». Профессиональные склонности характеризуют эмоциональные предпочтения человека определенных видов занятий, деятельностей, связанных с профессией.
Продуктивность (эффективность) труда — показатель успешности в труде, признаком которой являются высокое качество и скорость работы.