Тема 3: Взаимосвязь обучения и развития

1. Проблема обучения и развития всегда была одной из центральных для детской психологии, но решалась она по - разному в зависимости от исходных представлений о сущ­ности детского развития. Существует три основных подхо­да к решению этой проблемы.

Первый из них принадлежит Ж.Пиаже. Как мы уже знаем, он понимал психическое развитие, прежде всего как развитие интеллекта, которое осуществляется в результате созревания когнитивных структур, как переход от одной стадии к другой. Если интеллект ребенка недостаточно раз­вит, то и обучать его можно, только опираясь на тот уро­вень, который он уже достиг. Поэтому обучение может быть эффективным только тогда, когда оно следует за раз­витием, несколько отставая от него.

Второй подход реализуется в бихевиоризме, где про­цессы обучения и развития практически отождествляются. Поскольку в этом направлении развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, то эти два процесса идут параллельно.

Третий подход связан с именем Л. С. Выготского. Со­гласно его представлениям, обучение не должно приспо­сабливаться к развитию и «плестись у него в хвосте». Ко­нечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие дальше, чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. Поэтому, согласно Л.С.Выготскому, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.

2.Важным является положение Л.С. Выготского о том, что существует два уровня развития:

1. (ЗАР)- зона актуального развития

2. (ЗБР)- зона ближайшего развития

ЗАР характеризует особенности психического фундамента ребенка, сложившийся на сегодняшний день, т.е. то, что ребенок умеет выполнять самостоятельно, без посторонней помощи

( зубы чистить, умываться...)

ЗБР - это то что ребенок может сделать совместно со взрослыми, г.е. реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть использованы, но, с помощью взрослых ( при показе, указаниях, поправках, которые взрослый вносит в его действия )

Величина ЗБР - это важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет на данный момент.

Каждый новый шаг обучения использует ЗБР и одновременно формирует новую, которая становиться предпосылкой для дальнейшего обучения

Тема 3: Взаимосвязь обучения и развития - student2.ru

Зная, что ребенок может выполнить сегодня с помощью взрослого, а завтра самостоятельно, воспитатель (учитель) в своих требованиях ориентируется на завтрашний день развития ребенка.

Такой подход показывает не только ведущую роль обучения, но и ведущую роль воздействия взрослого.

В последнюю разработку этой проблемы внес новые уточнения С.Л.Рубинштейн. Он показал, что обучение и развитие является сторонами единого процесса. Таким образом, ребенок глубже развивается, обучаясь и воспитываясь. В этом сложном процессе важным является активность самого ребенка



Обучение должно вести за собой развитие, обучение должно быть развивающим.

Это значит, что педагоги должны не просто давать детям не только сумму знаний, но и учить их оперировать и этими знаниями. Так, к ЗАР относятся обученность, воспитанность, развитость, а ЗБР - обучаемость, воспитуемость, развиваемость.

Показатели уровня психического развития: актуальное развитие:

Обученность: 1) это знания детей;

2) оперирование отдельными учебными действиями, умениями и навыками.

Развитость: 1) наличие с формирования учебной деятельности:

а) владение целостной деятельностью в единстве ее компонентов;

б) самостоятельная постановка задач в деятельности, обучении;

в) построение обобщенных ориентиров в деятельности;

г) вариативность;

д) реалистическая самооценка в деятельности.

2) характеристика умственного развития:

а) интериоризация;

б) абстрактное (отвлеченное) мышление;

в) появление внутреннего плана действий;

г) теоретическое мышление, обобщенние с места;

д) обобщенность способов выполнения;

е) владение операциями мышления (сравнение, анализ);

ж) диалектическое мышление (подвижное развитие, подвижный живой ум);

з) качество ума ( широта, глубина, быстрота, логичность);

и) рефлексия и осознанность (что могло бы быть, если бы...?)

к) критичность и независимость свободного мышления;

л) активность и инициатива в решении задач;

м) самое обнаружение новых закономерностей;

н) нестандартные способы мышления (креативность).

Воспитанность: 1) нравственные знания, убеждения, мотивы, цели, эмоции;

2) нравственные поступки в учении и поведении;

1) согласованность знаний и убеждений в поведении.

ВЫВОД: ЗАР, ее показатели - это оценка работы педагога.

По данной зоне можно проводить диагностики.

ЗБР определяет будущее, т.е. тот уровень, к которому мы

должны придти на следующем возрастном этапе.

Показатели уровня психического развития: ближайшее развитие

Обучаемость:

1. способность к усвоению знаний и умений, восприимчивость к помощи;

2. активность ориентировки в новых условиях другого человека;

3. перенос знаний и умений в новые условия;

4. переключаемость с одного способа учебной работы на другой;

5. быстрота образования новых понятий и способов действия;

6. темп, работоспособность, выносливость.

Развиваемость:

1. откликаемость на побуждение к умственному развитию, исходящая из вне;

2. переключаемость с одного плана мышления на другой.

Воспитуемость:

1. откликаемость на побуждение к личностному развитию, исходящее извне;

2. активность ориентировки в новых социальных условиях;

3. перенос и гибкость способов поведения в новых условиях.


Наши рекомендации