Группы методов психологии по Б.Г.Ананьеву

Классификация методов. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных дейст­виях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних ор­ганов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, наблюдая его поступки, поведение. И. М. Сеченов писал: «Психическая деятельность человека вы­ражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, зани­мающиеся духом, судят о первой (т. е. о психической деятель­ности) по последним, т. е. по внешним, призна­кам». Таким образом, познание психической деятельности че­ловека достигается главным образом через изучение его дей­ствий, поступков, речевого поведения.

В возрастной и педагогической психологии выделяется четыре группы ме­тодов:

К первой группе методов, которые можно назвать орга­низационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и ком­плексный.

Сравнительный метод в настоящее время широко применя­ется в общей психологии (сопоставление различных групп испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопо­ставление различных типов малых групп и т. п.), в патопсихо­логии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и т. п.).

В детской психологии и психологии взрослых сравнитель­ный метод выступает в виде метода возрастных, или «попереч­ных», срезов. Сравнительно-возрастной метод представляет со­бой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Одним из исследований такого рода является работа А. А. Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти, где сопоставлялись особенности некоторых мыслительных процес­сов у дошкольников, школьников и взрослых людей.

Параллельно со сравнительным методом в возрастной пси­хологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяже­нии достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная монография о ходе пси­хического развития. Например, французский психолог Р. Заззо в течение ряда лет исследовал один и те же пары однояйце­вых близнецов, что позволило объяснить формирование лич­ностных различий между ними влияниями социальной среды.

В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские програм­мы, в которых участвуют представители других наук. Эти про­граммы создаются, как правило, для решения крупных прак­тических задач. В комплексном исследовании при одном изуча­емом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разно­го рода (например, физического, физиологического, психиче­ского, социального развития личности и т. п.).




Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой груп­пе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспери­ментальные методы; психодиагностические методы (тесты, ан­кеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ раз­ного рода); биографические методы (анализ событий жизнен­ного пути человека, документации, свидетельств и т. д.).

Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вари­антам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.

Четвертая группа — интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обра­ботанный материал исследования в характеристиках разви­тия, выделяя фазы, стадии, критические моменты становле­ния психических новообразований. Он устанавливает «верти­кальные» генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» струк­турные связи между всеми изученными характеристиками лич­ности.

Любое психологическое исследование имеет несколько об­щих этапов.

1 этап — подготовительный. Собранные предвари­тельные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу- предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.

2 этап — собственно исследование. На этом этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной зада­чи. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов в их сочетании.

На 3 этапе данные обрабатываются. Проводятся количественный и качественный анализы данных исследова­ния, которые дают возможность выявить существующие связи и закономерности.

В обработке материала выделяют следующие моменты:

· первичный анализ, т. с. анализ каждого отдельно зафикси­рованного факта;

· первичный синтез, т. с. установление связен между данны­ми первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой;

· сравнительный (вторичный) анализ, т. е. выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются;

· вторичный синтез, т. е. объединение этих фактов, сопостав­ление их с гипотезой и нахождение существенных закономер­ностей.

4 этап включает использование интерпрета­ционных методов, что позволяет истолковать полученные дан­ные на основе психологической теории, выявить правильность или ошибочность гипотезы исследования.

Наши рекомендации