Тема 2. Новорожденность и младенчество.
Новорожденность как критический период. Специфика социальной ситуации развития в период новорожденности. Система безусловных рефлексов новорожденных. Появление индивидуальной психической жизни ребенка как центральное новообразование новорожденности. Аффективные ощущения новорожденного.
Взрослый как источник зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления как выражение первой социальной потребности ребенка.
Общепсихологическая характеристика младенчества. Границы возраста.
Противоречие между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения как основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Выделение взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.
Комплекс оживления как первая специфическая реакция реагирования на человека. Его компоненты: улыбка, вокализации, двигательные реакции. Стадии формирования комплекса оживления.
Общий принцип развития младенца: сенсорное развитие опережает моторное. Схема развития моторики младенца. Динамика формирования хватания. Развитие сенсорных систем.
Социальная ситуация развития. Возникновение нового вида деятельности. Ведущий мотив общения. Понятие «госпитализма». Изменение характера общения. Ситуативно-личностный характер общения в первом полугодии жизни ребенка. Появление ситуативно-делового вида общения во втором полугодии жизни ребенка.
Понятие о депривации. Виды депривации. Психическая депривация в детском возрасте. Особенности развития ребенка, воспитывающегося в условиях дефицита общения.
Развитие понимания речи и говорения. Формирование речевого слуха. Этапы развития говорения. Первые слова как одно из свидетельств перехода ребенка от младенчества к раннему детству.
Тема 3. Период раннего детства.
Кризис одного года и его эмпирическое содержание: развитие ходьбы, появление первого слова, возникновение первых актов протеста, оппозиции, противопоставления себя другим.
Психофизиологические особенности возраста.
Появление новой ситуации развития. Возникновение противоречий как предпосылок перехода на новую ступень развития: автономный характер речи ребенка, присутствие взрослого в каждом действии ребенка, развитие самостоятельной ходьбы. Разрешение противоречий путем построения ситуации совместной деятельности ребенка со взрослым человеком. Появление сознания как центральное новообразование возраста.
Динамика овладения прямохождением.
Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая в данном возрасте. Стадии развития действий с предметами по П.Я. Гальперину. Развитие совместной деятельности со взрослым. Схема развития предметного действия. Влияние предметных действий на развитие психических процессов.
Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста. Развитие понимания речи. Развитие собственной активной речи ребенка. Значение речи для развития всех психических процессов, практической и игровой деятельности ребенка.
Развитие наглядно-действенного мышления. Воссоздающий характер воображения в раннем возрасте. Преобладающие виды памяти – двигательная, эмоциональная и частично образная.
Основные новообразования раннего детства. Появление знаково-символической функции сознания. Зачатка игровой деятельности с принятием на себя роли. Усвоение изобразительной функции рисования. Изучение моральных суждений детей в экспериментах Ж. Пиаже.
Кризис трех лет. Симптомы кризиса. Трудновоспитуемость ребенка в период кризиса. Конструктивное содержание кризиса. Нарастание эмансипации ребенка от взрослых.
Тема 4. Дошкольный возраст.
Вхождение ребенка в мир взрослых людей. Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Социальная природа ролевой игры. Развитие игры в дошкольном возрасте. Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры. Развитие игры от индивидуальных форм к совместным. Игра и психическое развитие.
Продуктивные виды деятельности. Конструирование и этапы его развития: конструирование по образцу, конструирование по условиям, конструирование по замыслу. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка. Психологическая природа детских рисунков. Стадии развития изобразительной деятельности детей.
Обучение в дошкольном возрасте. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте. Развитие мышления и речи. Эгоцентрический характер мышления дошкольника. Развитие фонематического слуха, освоение контекстной речи, появление объяснительной речи.
Восприятие сказки и ее развивающее значение. Страшные истории - важная часть детской фольклорной традиции. Социальная функция и психотерапевтическая роль сказок и «страшилок».
Общение со взрослым — ведущий фактор развития ребенка. Развитие форм общениясо взрослым, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения. Деятельности и взаимоотношения дошкольников. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Генезис форм общения с ровесниками у детей.
Основные новообразования дошкольного возраста. Формирование соподчинения мотивов. Формирование первичных этических инстанций и моральных чувств. Развитие произвольного поведения. Формирование первичных представлений о мире. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Истоки формирования детского самосознания. Формирование Я-концепции.