Тема 2. Стратегии, методы и методики исследования психического развития ребенка.

ФИЗИКА

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

дневная

Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 011200 «Физика».

Курс «Возрастная психология» занимает важное место в структуре подготовки преподавателя физики. Знания по возрастной психологии призваны помочь выпускнику осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом психологических особенностей возрастного периода развития личности.

1. Цель освоения дисциплины – создание представлений о феноменологии процессов развития, формирование у студентов фундаментальных понятий о развитии человеческой психики на разных этапах онтогенеза.

2. Задачи дисциплины:

ñ познакомить студентов с основными понятиями и методами возрастной психологии;

ñ рассмотреть основные теоретические подходы к проблеме психического развития и его периодизации;

ñ показать специфику возрастных изменений психики человека на разных этапах его развития;

ñ сформировать представления студентов о возможности использования полученных знаний на практике.

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Возрастная психология» относится к вариативной части цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ. В1). Данная дисциплина имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с другими дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла: «Философия», «Психология», «Педагогика. При освоении данной дисциплины обучающиеся должны обладать следующими «входными» знаниями, умениями и готовностями:

- обладать необходимыми знаниями по общей психологии (психические процессы, свойства и состояния);

- быть готовым различать механизмы и закономерности развития психики человека как субъекта жизнедеятельности и др.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология»:

1) способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2):

Знать: основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития человека;

Уметь: применять методы психолого-педагогического воздействия на личность и группу;

Владеть: основами методологии научного психологического познания.

2) Способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-5):

Знать: основные представления о развитии психики и личности человека;

Уметь: анализировать особенности возрастных этапов, кризисов развития психического функционирования человека;

Владеть: системой категорий и методов возрастной психологии, необходимых для решения задач саморазвития и самосовершенствования.

3) Способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации (ОК-8):

Знать: основные проблемы и тенденции развития личности в обществе в контексте существующих микро- и макросоциальных условий ее существования;

Уметь: анализировать современную социальную ситуацию с использованием психологических знаний и методов;

Владеть: основными технологиями и приемами психологического воздействия с целью развития толерантных установок и социальной адаптации личности.

5. Структура и содержание дисциплины «Психология развития и возрастная психология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Зачет.

    № п/п   Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Модуль 1. Введение в возрастную психологию 1 - 7 Лекции: 16   Контроль: 2 Собеседование — 7 Тест – 7
Модуль 2. Психическое развитие на разных этапах 8 - 18 Лекции: 16     Контроль: 2 Собеседование — 18 Тест – 18

Формы контроля: УО-1, ПР-1, УО-4.

Календарно-тематический план учебного процесса



Раздел, тема курса «Возрастная психология» Число учебных часов
Всего Аудиторные занятия Сам. работа
всего лекции контроль
Модуль 1. Введение в возрастную психологию          
Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии. - -
Тема 2. Стратегии, методы и методики исследования психического развития ребенка. -
Тема 3. Основные факторы и условия психического развития. -
Тема 4. Зарубежные теории психического развития. -
Тема 5. Отечественные теории психического развития. -
Промежуточная аттестация - -
Модуль 2. Психическое развитие на разных этапах          
Тема 1. Пренатальное развитие и рождение. -
Тема 2. Новорожденность и младенчество. -
Тема 3. Период раннего детства. -
Тема 4. Дошкольный возраст -
Тема 5. Младший школьный возраст. -
Тема 6. Подростковый возраст. -
Тема 7. Юность. -
Тема 8. Ранняя зрелость и взрослость.  
Итоговый контроль - -
ИТОГО:

Содержание разделов дисциплины

Модуль I. Введение в возрастную психологию.

Комплексная цель – изучение методологических основ научной дисциплины «Возрастная психология», освоение методов возрастной психологии для оптимального изучения личности обучающегося, знакомство с зарубежными и отечественными теориями психического развития для понимания причин и движущих сил психического развития человека.

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии.

Предмет, задачи и объект исследования психологии развития и возрастной психологии. Сходство и различие между этими дисциплинами. Возрастная психология как часть психологии развития.

Междисциплинарные связи возрастной психологии с биологией, генетикой, физиологией развития, этологией, культурной антропологией и этнологией, социологией и психологическими дисциплинами.

Понятие развития и варианты его рассмотрения: развитие как рост, развитие как созревание, развитие как совершенствование, развитие как универсальное изменение, развитие как качественное, структурное изменение, развитие как количественно-качественное изменение, развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.

Причины и условия возникновения возрастной психологии как науки. Структура возрастной психологии и ее связь с другими психологическими дисциплинами. Историческое изменение предмета возрастной психологии.

Специфика психического развития ребенка. Различные типы развития. Понятие «рост», «возраст». Понятие абсолютного и условного возраста. Хронологический, биологический, психологический, социальный, субъективный возраст.

Условия возникновения, становление психологии развития и возрастной психологии как науки. Историческое изменение ее предмета.

Детство как предмет психологического исследования. Исторический анализ понятия «детство». Понятия детства и взрослости как социально-исторические понятия. Возраст и возрастные категории.

Возрастная психология как наука о психическом развитии человека в онтогенезе. Историческое изменение предмета возрастной психологии: от детской психологии к психологии человека на всём протяжении жизни. Методологические принципы: принцип развития, принцип детерминизма, единство сознания и деятельности. Структура возрастной психологии. Связь с другими науками.

Тема 4. Дошкольный возраст.

Вхождение ребенка в мир взрослых людей. Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Социальная природа ролевой игры. Развитие игры в дошкольном возрасте. Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры. Развитие игры от индивидуальных форм к совместным. Игра и психическое развитие.

Продуктивные виды деятельности. Конструирование и этапы его развития: конструирование по образцу, конструирование по условиям, конструирование по замыслу. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка. Психологическая природа детских рисунков. Стадии развития изобразительной деятельности детей.

Обучение в дошкольном возрасте. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте. Развитие мышления и речи. Эгоцентрический характер мышления дошкольника. Развитие фонематического слуха, освоение контекстной речи, появление объяснительной речи.

Восприятие сказки и ее развивающее значение. Страшные истории - важная часть детской фольклорной традиции. Социальная функция и психотерапевтическая роль сказок и «страшилок».

Общение со взрослым — ведущий фактор развития ребенка. Развитие форм общениясо взрослым, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения. Деятельности и взаимоотношения дошкольников. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Генезис форм общения с ровесниками у детей.

Основные новообразования дошкольного возраста. Формирование соподчинения мотивов. Формирование первичных этических инстанций и моральных чувств. Развитие произвольного поведения. Формирование первичных представлений о мире. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Истоки формирования детского самосознания. Формирование Я-концепции.

Тема 7. Юность.

Юность как социально-психологическое явление. Хронологические границы возраста. Характеристика трех подходов к юношескому возрасту: биогенетического, социогенетического и психогенетического.

Психологическая готовность к личностному самоопределению. Социальная направленность личности. Формирование ценностных ориентаций и жизненные планы старшеклассников.

Учебно-профессиональная деятельность и мотивы учения старшеклассников. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с учителями. Выбор профессии. Определение профессиональных наклонностей и предпочтений старшеклассников.

Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте. Развитие теоретического мышления как одно из важнейших новообразований интеллектуальной сферы. Появление гипотетико-дедуктивного мышления, способности к абстрагированию, интеллектуальной рефлексии. Связь творческих способностей с развитием интеллекта. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности.

Формирование активной жизненной позиции, мировоззрения.

Повышенная эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте. Возможность появления акцентуаций характера и психопатии в юношеском возрасте.

Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте.

Особенности общения со сверстниками. Положение юноши в системе межличностных отношений. Общество сверстников и юношеская субкультура. Оценка себя и другого как представителя определенного пола.

Особенности самосознания в юности. Осознание своих качеств и оценка их. Представление о своем реальном и желаемом Я. Уровень притязаний старшеклассников в разных областях жизни и деятельности. Интроспекция и личностная рефлексия. Индивидуальные особенности формирования личности в старшем школьном возрасте.

Список литературы по курсу «Возрастная психология»

Основная:

1. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2002.

2. Обухова А.Ф. Детская психология. М., 2006.

3. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. 2005.

4. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2001.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М: Академический проект, 2006.

3. Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология. Петрозаводск, 2004.

4. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.

5. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.:Просвещение,1988.

6. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: «Просвещение», 1991г.

7. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М: Прогресс., 1989.

8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: уч. пособ. для студентов пед. вузов. /Сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов.- М.: «Академия» 1999.

9. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: уч. пособ. для студентов пед. вузов. /Сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов.- М.: «Академия» 1999.

10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2004.

11. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. - М., 1983.

12. Гамезо М.В., Герасимова В.С, Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999.

13. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Изд. Дом «БАХРА-М», 2000.

14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

16. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. СПб.: Питер, 2003.

17. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.

18. Кле М. Психология подростка. - М., 1991.

19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. СПб.: Питер, 2004.

20. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М., 1991.

22. Кузнецова Г.И., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков. Журнал « Вопросы психологии».- 1981- №6 - с.138-144.

23. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага. 1984.

24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.. 1986.

25. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. М.: Гардарики, 2004.

26. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1998.

27. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

28. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.

29. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. М.: УМК «Психология», 2003. 352 с.

30. Психология современного подростка. Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика. 1987

31. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

32. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. -М, 1989.

33. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверович. - М., 1986.

34. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.

35. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: прайм-Еврознак. 2005.

36. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994

37. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.

38. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под. ред. Н.В. Дубровиной. Академия. 1996.

39. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.:ЛГУ, 1990.

40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М. , 2001.

41. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М.В. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

42. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет М.: МГПУ, 2002.

43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Академия, 1999.

44. Уайт Б. Первые три года жизни. - М., 1982.

45. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Сост. Ляудис В.Я. М.: МГУ, 1981.

46. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. М., 1996.

47. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2005.

48. Цукерман Г.П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.

49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.

50. Шэффер Д. Дети и подростки (психология развития). СПб.: Питер, 2003.

51. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

52. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Предмет, задачи возрастной психологии и ее связь с другими науками.

2. Характеристика методов возрастной психологии.

3. Понятие психического развития и его движущие силы.

4. Понятие возраста в возрастной психологии.

5. Соотношение понятий «развитие», «рост», «возраст».

6. Основные факторы и условия психического развития.

7. Стратегии исследования психического развития ребенка.

8. Закономерности психического развития.

9. Сензитивные периоды развития психики.

10. Возрастные кризисы. Их причины.

11. Характеристика понятий «социальная ситуация развития», «социализация», «новообразование».

12. Значение деятельности в развитии человека (А.Н. Леонтьев). Типы ведущей деятельности.

13. Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.

14. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

15. Теория социального научения в американской психологии (Б. Скиннер)

16. Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

17. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие зоны ближайшего развития.

18. Периодизация детского развития Д.Б. Эльконина.

19. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского.

20. Кризис новорожденности. Комплекс оживления и его значение.

21. Основные психические новообразования младенческого возраста.

22. Особенности развития ребенка, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

23. Кризис одного года. Появление новой социальной ситуации развития.

24. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Ведущая деятельность возраста.

25. Основные новообразования раннего детства.

26. Предпосылки формирования личности в раннем детстве. Кризис трех лет.

27. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.

28. Роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

29. Развитие общения дошкольников со сверстниками.

30. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Структура психологической готовности.

31. Кризис семи лет. Симптомы кризиса.

32. Психическое развитие младшего школьника. Ведущая деятельность возраста.

33. Характеристика новообразований в психическом развитии младшего школьника.

34. Особенности развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

35. Общение младшего школьника с родителями и другими взрослыми. Роль личности учителя в обучении и воспитании.

36. Анатомофизиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на поведение.

37. Различные теоретические подходы к проблеме “кризиса” в переходном возрасте.

38. Центральное новообразование личности в подростковом возрасте.

39. Проблема конфликта подростка и взрослого. Пути гармонизации отношений.

40. Ведущая деятельность подростка.

41. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте.

42. Психологические особенности юношеского возраста. Основное новообразование возраста.

43. Учебно-профессиональная деятельность и мотивы учения старшеклассников.

44. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с взрослыми.

45. Психологические особенности общения со сверстниками в старшем школьном возрасте. Дружба и любовь.

46. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте.

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».

Адаптация социальная– процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Адаптация к школе– перестройка познавательно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучении.

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Акселерация– ускорение соматического и психического развития; ускоренное изменение размеров тела в пространстве и другие явления того же порядка по сравнению с предыдущими поколениями.

Биологический возраст – соответствие индивида определенному моменту жизни.

Близнецовый метод – сопоставление внутрипарного сходства у монозиготных и дизиготных близнецов.

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Возраст – определенный, ограниченный хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека.

Возрастные часы - внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек отстает или опережает ключевые события в жизни.

Воспитание– целенаправленный и планомерный вид формирования личности, опирающийся на обучение и особенности личности.

Гендерные особенности– особенности, связанные с признаками половой принадлежности.

Геронтогенез– один из возрастных периодов жизни человека.

Гетерохронность– разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.

Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, противоправное, преступное поведение.

Депривация – лишение, утрата чего-то желанного, необходимого.

Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Зона ближайшего развития – область еще несозревших, но созревающих психических процессов, определяющая перспективу развития ребенка.

Игра– особый вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков.

Идентичность – эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Инволюция личности – «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Инфантилизм личностный – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.

Комплекс оживления – позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.

Кризисы возрастные – условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому.

Лонгитюдный метод - методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и других характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Половая самоидентичность – сознание своей принадлежности к полу.

Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма.

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности.

Самосознание– осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя.

Социализация – особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социальный возраст – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста.

Фенотип– совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Филогенез– процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Эвтаназия – действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей.

Эгоцентризм детского мышления(по Ж. Пиаже) – центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция.

«Я»-концепция –согласованное и зафиксированное представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы самого себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей и сопоставление себя с ним.

ФИЗИКА

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

дневная

Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 011200 «Физика».

Курс «Возрастная психология» занимает важное место в структуре подготовки преподавателя физики. Знания по возрастной психологии призваны помочь выпускнику осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом психологических особенностей возрастного периода развития личности.

1. Цель освоения дисциплины – создание представлений о феноменологии процессов развития, формирование у студентов фундаментальных понятий о развитии человеческой психики на разных этапах онтогенеза.

2. Задачи дисциплины:

ñ познакомить студентов с основными понятиями и методами возрастной психологии;

ñ рассмотреть основные теоретические подходы к проблеме психического развития и его периодизации;

ñ показать специфику возрастных изменений психики человека на разных этапах его развития;

ñ сформировать представления студентов о возможности использования полученных знаний на практике.

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Возрастная психология» относится к вариативной части цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ. В1). Данная дисциплина имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с другими дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла: «Философия», «Психология», «Педагогика. При освоении данной дисциплины обучающиеся должны обладать следующими «входными» знаниями, умениями и готовностями:

- обладать необходимыми знаниями по общей психологии (психические процессы, свойства и состояния);

- быть готовым различать механизмы и закономерности развития психики человека как субъекта жизнедеятельности и др.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология»:

1) способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2):

Знать: основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития человека;

Уметь: применять методы психолого-педагогического воздействия на личность и группу;

Владеть: основами методологии научного психологического познания.

2) Способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-5):

Знать: основные представления о развитии психики и личности человека;

Уметь: анализировать особенности возрастных этапов, кризисов развития психического функционирования человека;

Владеть: системой категорий и методов возрастной психологии, необходимых для решения задач саморазвития и самосовершенствования.

3) Способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации (ОК-8):

Знать: основные проблемы и тенденции развития личности в обществе в контексте существующих микро- и макросоциальных условий ее существования;

Уметь: анализировать современную социальную ситуацию с использованием психологических знаний и методов;

Владеть: основными технологиями и приемами психологического воздействия с целью развития толерантных установок и социальной адаптации личности.

5. Структура и содержание дисциплины «Психология развития и возрастная психология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Зачет.

    № п/п   Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Модуль 1. Введение в возрастную психологию 1 - 7 Лекции: 16   Контроль: 2 Собеседование — 7 Тест – 7
Модуль 2. Психическое развитие на разных этапах 8 - 18 Лекции: 16     Контроль: 2 Собеседование — 18 Тест – 18

Формы контроля: УО-1, ПР-1, УО-4.

Календарно-тематический план учебного процесса

Раздел, тема курса «Возрастная психология» Число учебных часов
Всего Аудиторные занятия Сам. работа
всего лекции контроль
Модуль 1. Введение в возрастную психологию          
Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии. - -
Тема 2. Стратегии, методы и методики исследования психического развития ребенка. -
Тема 3. Основные факторы и условия психического развития. -
Тема 4. Зарубежные теории психического развития. -
Тема 5. Отечественные теории психического развития. -
Промежуточная аттестация - -
Модуль 2. Психическое развитие на разных этапах          
Тема 1. Пренатальное развитие и рождение. -
Тема 2. Новорожденность и младенчество. -
Тема 3. Период раннего детства. -
Тема 4. Дошкольный возраст -
Тема 5. Младший школьный возраст. -
Тема 6. Подростковый возраст. -
Тема 7. Юность. -
Тема 8. Ранняя зрелость и взрослость.  
Итоговый контроль - -
ИТОГО:

Содержание разделов дисциплины

Модуль I. Введение в возрастную психологию.

Комплексная цель – изучение методологических основ научной дисциплины «Возрастная психология», освоение методов возрастной психологии для оптимального изучения личности обучающегося, знакомство с зарубежными и отечественными теориями психического развития для понимания причин и движущих сил психического развития человека.

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии.

Предмет, задачи и объект исследования психологии развития и возрастной психологии. Сходство и различие между этими дисциплинами. Возрастная психология как часть психологии развития.

Междисциплинарные связи возрастной психологии с биологией, генетикой, физиологией развития, этологией, культурной антропологией и этнологией, социологией и психологическими дисциплинами.

Понятие развития и варианты его рассмотрения: развитие как рост, развитие как созревание, развитие как совершенствование, развитие как универсальное изменение, развитие как качественное, структурное изменение, развитие как количественно-качественное изменение, развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.

Причины и условия возникновения возрастной психологии как науки. Структура возрастной психологии и ее связь с другими психологическими дисциплинами. Историческое изменение предмета возрастной психологии.

Специфика психического развития ребенка. Различные типы развития. Понятие «рост», «возраст». Понятие абсолютного и условного возраста. Хронологический, биологический, психологический, социальный, субъективный возраст.

Условия возникновения, становление психологии развития и возрастной психологии как науки. Историческое изменение ее предмет

Наши рекомендации