Тема: Психология пожилого и старческого возраста
Вопросы для подготовки
1. Характеристика пожилого возраста (55- 65 лет) и старости (старше 65 лет). Своеобразие новообразований пожилого и старческого возрастов.
2. Поведенческие особенности. Кризисы возраста.
3. Смерть и умирание.
Задание для самостоятельной работы:
1. Разработайте вопросы интервью с человеком пожилого или старческого возраста с целью выявления основной линии его развития.
2. Подготовьте отчет по итогам интервью.
Практическая часть:
1. Наблюдение или беседа (Изменения в личностной сфере в период пожилого и старческого возраста.)
2. Интервью с пожилым или старым человеком с целью выявления его линии развития.
3. Анализ материалов наблюдения, беседы интервью.
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.: Академия,1997. Гл. 18,19,20.
2. Альперович В. Социальная геронтология. –Ростов н /Д , Феникс, 1997.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . – Л., 1968.
4. Бразерс Дж. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. – М.: Авир,
5. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М.:, 1999.
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
7. Поливанова К.Н. психология возрастных кризисов. – М. Академия.2000.
8. Психология человека от рождения до смерти . – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.
11. Шихи Г. Возрастные кризисы. Пер. с англ. СПб.: Ювента,1999.
12. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – М.: ВЛАДОС 1999.
Занятие № 12 (сем. - 4 часа)
Тема : Методы развивающей работы психолога
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Проблемы развития ребенка на разных возрастных этапах. Возможности развивающей работы психолога.
2. Общая характеристика методов развивающей работы.
3. Развитие познавательных процессов
4. Развитие творческого потенциала личности
5. Развитие эмоционально-волевой сферы
6. Развитие коммуникативных умений.
7. Понятие о тренингах личностного роста и поведенческих умений.
Задание для самостоятельной работы:
Составьте таблицу с перечнем методов (методик) развивающей работы и указанием целевого назначения в соответствии с потребностями возраста по следующей схеме:
Возраст | Метод (методика) развивающей работы | Цель |
Литература:
1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; -М.: Совершенство, 1997.
2. Дубова Е., Дубов С. Учимся общаться: Опыт социально-психологического тренинга //Высшее образование в России. – 1999. - №3. – С.43-48.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –М.: Сфера,1999.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1999.
5. Практическая психология образования / Под ред.Дубровиной И.В. – М.: Сфера , 1997.
6. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им). – М.: Новая школа, 1994. – 64с.
7. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
8. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В. –М.: Просвещение,1991.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В двух кн. –М.: ВЛАДОС , 1999.
10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль. Гринго, 1995.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ПО КУРСУ “ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ”
1. Предмет, объект и задачи психологии развития и возрастной психологии. Её теоретическое и практическое развитие. Значение возрастной психологии для профессиональной деятельности психолога и социального педагога.
2. Основные этапы развития детской и возрастной психологии как науки. Связь психологии развития и возрастной психологии с другими психологическими дисциплинами.
3. Основные принципы и стратегии исследования психического развития в возрастной психологии.
4. Общая характеристика эмпирических методов возрастной психологии. Специфика их использования в детской психологии.
5. Наблюдение как метод возрастной психологии: определение, требования, его положительные и отрицательные стороны. Пример программы наблюдения.
6. Эксперимент как метод возрастной психологии: определение, требования; его положительные и отрицательные стороны. Примеры возможных экспериментальных исследований в какой-либо возрастной группе.
7. Анализ продуктов деятельности как метод возрастной психологии: определение, требования; его положительные и отрицательные стороны. Применение метода в практической деятельности психолога.
8. Беседа как метод возрастной психологии: определение, требования; его положительные и отрицательные стороны. Пример беседы по какой-либо тематике (например, с целью выявления интересов ребенка).
9. Биогенетический и нормативный подходы к исследованию детской психики. Теория рекапитуляции. Их критика.
10. Анализ проблемы развития в бихевиоризме. Теории развития как научение.
11. Факторный подход в истории психологии к пониманию движущих сил развития в онтогенезе. Концепция конвергенции.
12. Проблема психического развития ребенка в психоанализе.
13. Роль биологического фактора в психическом развитии ребенка.
14. Роль фактора социальной среды и характеристика основных условий психического развития человека.
15. Роль собственной активности, деятельности и общения в психическом развитии ребенка.
16. Механизмы развития личности и её социального бытия.
17. Проблема возраста. Социально-психологическая природа детства. Исторический анализ понятия «детство».
18. Проблема возрастной периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
19. Жизнь и деятельность Л.С. Выготского. Проблема возраста, возрастной периодизации и закономерностей возрастного развития в трудах Л.С. Выготского.
20. Теория культурно-исторического развития психики в трудах Л.С. Выготского.
21. Закономерности психического развития ребенка: детерминация возрастного развития, качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста; неравномерность психического развития, преемственность, переходный и критический характер отдельных периодов развития.
22. Закономерности психического развития ребенка: сензитивность, мобильность границ возраста, индивидуализация, усложнение психического развития, необратимость, пластичность и компенсация психики, интеграция психики.
23. Закон развития высших психических функций, его значение для профессиональной деятельности педагога-психолога. Соотношение процессов психического развития и обучения. Учение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка». Культурно-историческая концепция и современность.
24. Периодизация возрастного развития по З.Фрейду.
25. Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».
26. Операциональная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже. Основные понятия. Характеристика стадий.
27. Эпигенетическая теория психосоциального развития человека по Э.Эриксону.
28. Стадии нравственного развития по Л.Колбергу и К.Гиллиган.
29. Периодизация развития личности по А.В.Петровскому.
30. Кризисы в психическом развитии человека, их роль и значение.
31. Психическое и физическое развитие ребенка в перинатальный период. Кризис рождения.
32. Особенности развития детей в младенчестве. Кризис 1-го года.
33. Развитие ребенка в период раннего детства. Развитие речи, предметных действий. Начало продуктивной деятельности.
34. Формирование личности в раннем детстве. Кризис 3-х лет (Л.С.Выготский “Кризис 3-х лет).
35. Сюжетно-ролевая игра - ведущий тип деятельности дошкольника. Характеристика познавательных возможностей детей дошкольного возраста (внимание, познавательные процессы, интересы ребенка).
36. Формирование личности ребенка в дошкольный период развития. Кризис 7-ми лет. (Л.С.Выготский “Кризис 7 лет”).
37. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Анализ видеоматериалов по диагностике готовности ребенка к обучению в школе.
38. Младший школьный возраст: социальная ситуация развития, проблема адаптации ребенка к школе. Учение - ведущий тип деятельности, новообразования возраста.
39. Характеристика познавательной деятельности младших школьников (познавательные процессы, особенности внимания, мотивация учебной деятельности).
40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
41. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражение в психологических особенностях возраста. Психосексуальное развитие подростков.
42. Характеристика условий перехода от детства к взрослости. Социальная ситуация развития подростка. Общение - ведущий тип деятельности.
43. Формирование личности в переходный период. Особенности идентификации с собственным «Я». Развитие самосознания. Новообразования возраста.
44. Умственное развитие в период отрочества. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте. Причины снижения успеваемости.
45. Особенности общения в подростковом возрасте. Подростковые группы, их виды и функции. Проблема лидерства. Референтные группы.
46. Психологические предпосылки формирования “трудных” подростков. Кризис подросткового возраста. Негативизм подростков. Проблема девиантного поведения в период подростничества.
47. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Развитие личности и основные новообразования. Проблемы юношеского возраста. Группы «риска».
48. Интеллектуальные возможности старшеклассников. Формирование мировоззрения в период ранней юности (по работам И.С.Кона).
49. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношеском возрасте. Познавательная и социальная мотивация учения старшеклассников. Профессиональное самоопределение старшеклассников.
50. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте. Характеристика взаимоотношений юношей и девушек. Дружба и любовь в этом возрасте.
51. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни. Проблема юношеского одиночества. Неформальные молодежные объединения.
52. Молодость как начальный этап зрелости. Психологическая характеристика данного возрастного этапа.
53. Развитие личности взрослого человека. Психосоциальное развитие в период средней взрослости.
54. Кризис середины жизни, его психологический смысл.
55. Особенности развития психофизиологических функций взрослого человека. Критика понимания зрелости как периода «психологической окаменелости».
56. Психологические теории и подходы к изучению особенностей развития личности взрослого человека (А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм, Г. Олпорт, Э.Эриксон.).
57. Понятие геронтологии. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. Личность и старение. Кризис пенсионного возраста.
58. Возрастная динамика психофизиологических функций в период геронтогенеза. Проблема работоспособности в пожилом и старческом возрасте.
59. Проблема старости и одиночества (по материалам отечественных и зарубежных исследований).
60. Умирание и смерть как финал человеческого развития. Психологическая адаптация к утрате близкого человека.