Тема: Психология пожилого и старческого возраста

Вопросы для подготовки

1. Характеристика пожилого возраста (55- 65 лет) и старости (старше 65 лет). Своеобразие новообразований пожилого и старческого возрастов.

2. Поведенческие особенности. Кризисы возраста.

3. Смерть и умирание.

Задание для самостоятельной работы:

1. Разработайте вопросы интервью с человеком пожилого или старческого возраста с целью выявления основной линии его развития.

2. Подготовьте отчет по итогам интервью.

Практическая часть:

1. Наблюдение или беседа (Изменения в личностной сфере в период пожилого и старческого возраста.)

2. Интервью с пожилым или старым человеком с целью выявления его линии развития.

3. Анализ материалов наблюдения, беседы интервью.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.: Академия,1997. Гл. 18,19,20.

2. Альперович В. Социальная геронтология. –Ростов н /Д , Феникс, 1997.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . – Л., 1968.

4. Бразерс Дж. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. – М.: Авир,

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М.:, 1999.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

7. Поливанова К.Н. психология возрастных кризисов. – М. Академия.2000.

8. Психология человека от рождения до смерти . – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.

11. Шихи Г. Возрастные кризисы. Пер. с англ. СПб.: Ювента,1999.

12. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – М.: ВЛАДОС 1999.

Занятие № 12 (сем. - 4 часа)

Тема : Методы развивающей работы психолога

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Проблемы развития ребенка на разных возрастных этапах. Возможности развивающей работы психолога.

2. Общая характеристика методов развивающей работы.

3. Развитие познавательных процессов

4. Развитие творческого потенциала личности

5. Развитие эмоционально-волевой сферы

6. Развитие коммуникативных умений.

7. Понятие о тренингах личностного роста и поведенческих умений.

Задание для самостоятельной работы:

Составьте таблицу с перечнем методов (методик) развивающей работы и указанием целевого назначения в соответствии с потребностями возраста по следующей схеме:

Возраст Метод (методика) развивающей работы Цель

Литература:

1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; -М.: Совершенство, 1997.

2. Дубова Е., Дубов С. Учимся общаться: Опыт социально-психологического тренинга //Высшее образование в России. – 1999. - №3. – С.43-48.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –М.: Сфера,1999.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1999.

5. Практическая психология образования / Под ред.Дубровиной И.В. – М.: Сфера , 1997.

6. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им). – М.: Новая школа, 1994. – 64с.

7. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

8. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В. –М.: Просвещение,1991.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В двух кн. –М.: ВЛАДОС , 1999.

10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль. Гринго, 1995.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО КУРСУ “ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ”

1. Предмет, объект и задачи психологии развития и возрастной психологии. Её теоретическое и практическое развитие. Значение возрастной психологии для профессиональной деятельности психолога и социального педагога.

2. Основные этапы развития детской и возрастной психологии как науки. Связь психологии развития и возрастной психологии с другими психологическими дисциплинами.

3. Основные принципы и стратегии исследования психического развития в возрастной психологии.

4. Общая характеристика эмпирических методов возрастной психологии. Специфика их использования в детской психологии.

5. Наблюдение как метод возрастной психологии: определение, требования, его положительные и отрицательные стороны. Пример программы наблюдения.

6. Эксперимент как метод возрастной психологии: определение, требования; его положительные и отрицательные стороны. Примеры возможных экспериментальных исследований в какой-либо возрастной группе.

7. Анализ продуктов деятельности как метод возрастной психологии: определение, требования; его положительные и отрицательные стороны. Применение метода в практической деятельности психолога.

8. Беседа как метод возрастной психологии: определение, требования; его положительные и отрицательные стороны. Пример беседы по какой-либо тематике (например, с целью выявления интересов ребенка).

9. Биогенетический и нормативный подходы к исследованию детской психики. Теория рекапитуляции. Их критика.

10. Анализ проблемы развития в бихевиоризме. Теории развития как научение.

11. Факторный подход в истории психологии к пониманию движущих сил развития в онтогенезе. Концепция конвергенции.

12. Проблема психического развития ребенка в психоанализе.

13. Роль биологического фактора в психическом развитии ребенка.

14. Роль фактора социальной среды и характеристика основных условий психического развития человека.

15. Роль собственной активности, деятельности и общения в психическом развитии ребенка.

16. Механизмы развития личности и её социального бытия.

17. Проблема возраста. Социально-психологическая природа детства. Исторический анализ понятия «детство».

18. Проблема возрастной периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

19. Жизнь и деятельность Л.С. Выготского. Проблема возраста, возрастной периодизации и закономерностей возрастного развития в трудах Л.С. Выготского.

20. Теория культурно-исторического развития психики в трудах Л.С. Выготского.

21. Закономерности психического развития ребенка: детерминация возрастного развития, качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста; неравномерность психического развития, преемственность, переходный и критический характер отдельных периодов развития.

22. Закономерности психического развития ребенка: сензитивность, мобильность границ возраста, индивидуализация, усложнение психического развития, необратимость, пластичность и компенсация психики, интеграция психики.

23. Закон развития высших психических функций, его значение для профессиональной деятельности педагога-психолога. Соотношение процессов психического развития и обучения. Учение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка». Культурно-историческая концепция и современность.

24. Периодизация возрастного развития по З.Фрейду.

25. Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».

26. Операциональная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже. Основные понятия. Характеристика стадий.

27. Эпигенетическая теория психосоциального развития человека по Э.Эриксону.

28. Стадии нравственного развития по Л.Колбергу и К.Гиллиган.

29. Периодизация развития личности по А.В.Петровскому.

30. Кризисы в психическом развитии человека, их роль и значение.

31. Психическое и физическое развитие ребенка в перинатальный период. Кризис рождения.

32. Особенности развития детей в младенчестве. Кризис 1-го года.

33. Развитие ребенка в период раннего детства. Развитие речи, предметных действий. Начало продуктивной деятельности.

34. Формирование личности в раннем детстве. Кризис 3-х лет (Л.С.Выготский “Кризис 3-х лет).

35. Сюжетно-ролевая игра - ведущий тип деятельности дошкольника. Характеристика познавательных возможностей детей дошкольного возраста (внимание, познавательные процессы, интересы ребенка).

36. Формирование личности ребенка в дошкольный период развития. Кризис 7-ми лет. (Л.С.Выготский “Кризис 7 лет”).

37. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Анализ видеоматериалов по диагностике готовности ребенка к обучению в школе.

38. Младший школьный возраст: социальная ситуация развития, проблема адаптации ребенка к школе. Учение - ведущий тип деятельности, новообразования возраста.

39. Характеристика познавательной деятельности младших школьников (познавательные процессы, особенности внимания, мотивация учебной деятельности).

40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.

41. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражение в психологических особенностях возраста. Психосексуальное развитие подростков.

42. Характеристика условий перехода от детства к взрослости. Социальная ситуация развития подростка. Общение - ведущий тип деятельности.

43. Формирование личности в переходный период. Особенности идентификации с собственным «Я». Развитие самосознания. Новообразования возраста.

44. Умственное развитие в период отрочества. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте. Причины снижения успеваемости.

45. Особенности общения в подростковом возрасте. Подростковые группы, их виды и функции. Проблема лидерства. Референтные группы.

46. Психологические предпосылки формирования “трудных” подростков. Кризис подросткового возраста. Негативизм подростков. Проблема девиантного поведения в период подростничества.

47. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Развитие личности и основные новообразования. Проблемы юношеского возраста. Группы «риска».

48. Интеллектуальные возможности старшеклассников. Формирование мировоззрения в период ранней юности (по работам И.С.Кона).

49. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношеском возрасте. Познавательная и социальная мотивация учения старшеклассников. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

50. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте. Характеристика взаимоотношений юношей и девушек. Дружба и любовь в этом возрасте.

51. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни. Проблема юношеского одиночества. Неформальные молодежные объединения.

52. Молодость как начальный этап зрелости. Психологическая характеристика данного возрастного этапа.

53. Развитие личности взрослого человека. Психосоциальное развитие в период средней взрослости.

54. Кризис середины жизни, его психологический смысл.

55. Особенности развития психофизиологических функций взрослого человека. Критика понимания зрелости как периода «психологической окаменелости».

56. Психологические теории и подходы к изучению особенностей развития личности взрослого человека (А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм, Г. Олпорт, Э.Эриксон.).

57. Понятие геронтологии. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. Личность и старение. Кризис пенсионного возраста.

58. Возрастная динамика психофизиологических функций в период геронтогенеза. Проблема работоспособности в пожилом и старческом возрасте.

59. Проблема старости и одиночества (по материалам отечественных и зарубежных исследований).

60. Умирание и смерть как финал человеческого развития. Психологическая адаптация к утрате близкого человека.

Наши рекомендации