Скворцова Лариса Ивановна - к.п.н., доцент
УМК утвержден на заседании
кафедры практической психологии
26 декабря 2006г.
Протокол №4
Вологда 2006г.
ВЫПИСКА
из ГОСУДАРСТВЕННого ОБРАЗОВАТЕЛЬНого СТАНДАРТа
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2005
ДПП.Ф.01 | Возрастная психология Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Проблема периодизации психического развития. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сенситивности, возрастного кризиса. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Основные этапы психического развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Психическое развитие в раннем детстве. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психологические особенности подростка. Психология ранней юности. Психология зрелого возраста. Психология старости. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Методы развивающей работы психолога. |
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обеспечение качества подготовки специалистов на высоком профессиональном уровне всегда было одной из главных задач, стоящих перед высшей школой. Актуальность этой задачи в полной мере сохраняется в настоящее время, когда овладение студентом высоким уровнем квалификации происходит в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
«Возрастная психология» включена в перечень основных дисциплин предметной подготовки психологов. В системе теоретических курсов, изучаемых будущими психологами, комплекс сведений по психологии развития и возрастной психологии можно рассматривать как базовый наряду с содержанием курса «общие основы психологии». Подготовка по ряду специальных предметов, таких как «педагогическая психология», «специальная психология и коррекционная педагогика», «нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте», «психология девиантного поведения», «психодиагностика» и многие другие, невозможна без знаний возрастной психологии.
Программа раскрывает основы курса, расширяя и конкретизируя обязательный минимум содержания, представленный в государственном образовательном стандарте. Программа составлена с учетом современного состояния и развития данной отрасли в отечественной и мировой психологической науке, а также анализа опыта преподавания психологии развития и возрастной психологии в вузах.
Предлагаемый курс ставит своей целью заложить надежный фундамент в подготовке специалистов к работе с детьми и взрослыми разных возрастных групп. Курс возрастной психологии призван служить решению следующих образовательных задач:
во-первых, дать будущим психологам знания о фактах и закономерностях, источниках, движущих силах и факторах психического развития человека, основных психологических особенностях каждого возраста, условиях, обеспечивающих личностный рост человека на различных возрастных этапах;
во-вторых, помочь научиться понимать детей, взрослых, пожилых людей и их отношения с окружающим миром;
в-третьих, настроить студентов на использование полученной информации в процессе обучения, профессиональной деятельности и в личной жизни.
Решение выше обозначенных задач будет способствовать, на наш взгляд, формированию у будущих специалистов гуманистического мировоззрения и личностно-гуманистической ориентации деятельности психолога. Это предполагает также знакомство с основами гуманитарной методологии научного познания, развитие практических навыков познания себя и другого, признание чужого и собственного «я», как высших ценностей.
В качестве методических задач в преподавании возрастной психологии можно обозначить:
- обеспечение профессиональной направленности лекционного курса, семинарских и лабораторных занятий;
- осуществление органической связи аудиторных занятий по возрастной психологии с практической работой студентов в период психологических практик;
- структурирование системы взаимно дополняющих форм аудиторной и индивидуальной самостоятельной работы студентов по изучению возрастной психологии;
- применение разнообразных современных форм, методов, приемов и технологий обучения.
Формируя содержание и структуру курса возрастной психологии, необходимо учитывать содержание других психологических дисциплин и осуществлять внутрипредметные связи.
Предлагаемое соотношение часов лекционного курса, семинарских и лабораторных занятий позволяет более глубоко изучить ряд важнейших тем данной учебной дисциплины, закрепить теоретические знания, практически ознакомить студентов с образцами конкретных методов и методик изучения ребенка и взрослого, научить студентов добывать психологические факты и анализировать их. В ходе лабораторных занятий приобретаются исследовательские умения и навыки. Исследовательский характер практических занятий развивает познавательную активность и самостоятельность мышления студентов, способствует накоплению опыта диагностической и прогностической деятельности.
Сочетание различных видов аудиторной (фронтальной, групповой, индивидуальной) и самостоятельной работы в курсе возрастной психологии предоставляет возможность осуществлять подготовку специалиста, способного к осмыслению своих действий, к рефлексии и самокоррекции на одном из этапов профессионального становления.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
по дисциплине «Возрастная психология»
Специалист:
§ Знает историю, современные тенденции и проблемы развития возрастной психологии.
§ Владеет системой знаний об источниках, движущих силах, факторах и механизмах развития психики человека.
§ Знает общие закономерности психического развития человека и закономерности развития отдельных сфер психики.
§ Знает характерные особенности психического развития на всех возрастных этапах, основные возрастные новообразования.
§ Владеет знаниями о переходных периодах и возрастных кризисах
§ Владеет знаниями об условиях, обеспечивающих личностный рост.
§ Имеет представление о методах изучения возрастных особенностей и проблем развития, знает принципы и специфику применения различных методов исследования в возрастной психологии
§ Умеет получать психологические факты и анализировать их с позиций закономерностей психического развития.
§ Умеет понимать детей, взрослых, пожилых людей и их отношения с окружающим миром.
§ Владеет информацией о возможных «группах риска» на каждом возрастном этапе и причинах их возникновения.
§ Владеет знаниями об особенностях и причинах нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психическом развитии.
§ Имеет представление о методах развивающей работы психолога в различных возрастных группах.
Выписка из учебного плана специальности
Возрастная психология всего:
аудиторной работы – 120 часов: лекций – 58 часов, семинаров – 32 часа, лабораторных работ – 30 часов.
самостоятельной работы – 130 часов;
5 семестр:
Лекций – 42 часа, семинаров – 24 часа, лабораторных работ - 14 часов.
Итоговая форма – экзамен.
6 семестр:
Лекций – 16 часов, семинаров – 8 часов, лабораторных работ - 16 часов.
Итоговая форма – экзамен.
РАБОЧИЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса «Возрастная психология»
№ п/п | Название темы | Количество часов | |||
ЛК | СМ | ЛЗ | Само стоят раб | ||
1. | Психическое развитие и возраст как предмет психологического исследования. История становления возрастной психологии как науки и ее задачи на современном этапе. Методология и методы исследования. | ||||
2. | Источники, движущие силы, закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе. | ||||
3. | Психическое развитие ребенка в перинатальный период и эпоху раннего детства. | ||||
4. | Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. | ||||
5. | Психическое развитие и формирование личности млад- шего школьника. | ||||
6. | Психологические особенности подростка. | ||||
7. | Психология ранней юности. | ||||
8. | Психическое развитие в период молодости | ||||
9. | Психология взрослых | ||||
10. | Психология пожилого и старческого возраста | ||||
11. | Методы развивающей работы психолога (обзор). | ||||
Итого: 250 |
Примечание: в продолжение данного курса возможно проведение спецкурса или спецсеминара: «Методы развивающей работы психолога».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА