Дпп.ф.01 возрастная психология
ДПП.Ф.01 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2005г.
Специальность 031000.00 - Педагогика и психология
с дополнительной специальностью
Квалификация педагог-психолог и (в соответствии с дополнительной специальностью)
Составитель:
Скворцова Лариса Ивановна - к.п.н., доцент
УМК утвержден на заседании
кафедры практической психологии
26 декабря 2006г.
Протокол №4
Вологда 2006г.
ВЫПИСКА
из ГОСУДАРСТВЕННого ОБРАЗОВАТЕЛЬНого СТАНДАРТа
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2005
ДПП.Ф.01 | Возрастная психология Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Проблема периодизации психического развития. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сенситивности, возрастного кризиса. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Основные этапы психического развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Психическое развитие в раннем детстве. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психологические особенности подростка. Психология ранней юности. Психология зрелого возраста. Психология старости. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Методы развивающей работы психолога. |
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обеспечение качества подготовки специалистов на высоком профессиональном уровне всегда было одной из главных задач, стоящих перед высшей школой. Актуальность этой задачи в полной мере сохраняется в настоящее время, когда овладение студентом высоким уровнем квалификации происходит в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
«Возрастная психология» включена в перечень основных дисциплин предметной подготовки психологов. В системе теоретических курсов, изучаемых будущими психологами, комплекс сведений по психологии развития и возрастной психологии можно рассматривать как базовый наряду с содержанием курса «общие основы психологии». Подготовка по ряду специальных предметов, таких как «педагогическая психология», «специальная психология и коррекционная педагогика», «нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте», «психология девиантного поведения», «психодиагностика» и многие другие, невозможна без знаний возрастной психологии.
Программа раскрывает основы курса, расширяя и конкретизируя обязательный минимум содержания, представленный в государственном образовательном стандарте. Программа составлена с учетом современного состояния и развития данной отрасли в отечественной и мировой психологической науке, а также анализа опыта преподавания психологии развития и возрастной психологии в вузах.
Предлагаемый курс ставит своей целью заложить надежный фундамент в подготовке специалистов к работе с детьми и взрослыми разных возрастных групп. Курс возрастной психологии призван служить решению следующих образовательных задач:
во-первых, дать будущим психологам знания о фактах и закономерностях, источниках, движущих силах и факторах психического развития человека, основных психологических особенностях каждого возраста, условиях, обеспечивающих личностный рост человека на различных возрастных этапах;
во-вторых, помочь научиться понимать детей, взрослых, пожилых людей и их отношения с окружающим миром;
в-третьих, настроить студентов на использование полученной информации в процессе обучения, профессиональной деятельности и в личной жизни.
Решение выше обозначенных задач будет способствовать, на наш взгляд, формированию у будущих специалистов гуманистического мировоззрения и личностно-гуманистической ориентации деятельности психолога. Это предполагает также знакомство с основами гуманитарной методологии научного познания, развитие практических навыков познания себя и другого, признание чужого и собственного «я», как высших ценностей.
В качестве методических задач в преподавании возрастной психологии можно обозначить:
- обеспечение профессиональной направленности лекционного курса, семинарских и лабораторных занятий;
- осуществление органической связи аудиторных занятий по возрастной психологии с практической работой студентов в период психологических практик;
- структурирование системы взаимно дополняющих форм аудиторной и индивидуальной самостоятельной работы студентов по изучению возрастной психологии;
- применение разнообразных современных форм, методов, приемов и технологий обучения.
Формируя содержание и структуру курса возрастной психологии, необходимо учитывать содержание других психологических дисциплин и осуществлять внутрипредметные связи.
Предлагаемое соотношение часов лекционного курса, семинарских и лабораторных занятий позволяет более глубоко изучить ряд важнейших тем данной учебной дисциплины, закрепить теоретические знания, практически ознакомить студентов с образцами конкретных методов и методик изучения ребенка и взрослого, научить студентов добывать психологические факты и анализировать их. В ходе лабораторных занятий приобретаются исследовательские умения и навыки. Исследовательский характер практических занятий развивает познавательную активность и самостоятельность мышления студентов, способствует накоплению опыта диагностической и прогностической деятельности.
Сочетание различных видов аудиторной (фронтальной, групповой, индивидуальной) и самостоятельной работы в курсе возрастной психологии предоставляет возможность осуществлять подготовку специалиста, способного к осмыслению своих действий, к рефлексии и самокоррекции на одном из этапов профессионального становления.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
по дисциплине «Возрастная психология»
Специалист:
§ Знает историю, современные тенденции и проблемы развития возрастной психологии.
§ Владеет системой знаний об источниках, движущих силах, факторах и механизмах развития психики человека.
§ Знает общие закономерности психического развития человека и закономерности развития отдельных сфер психики.
§ Знает характерные особенности психического развития на всех возрастных этапах, основные возрастные новообразования.
§ Владеет знаниями о переходных периодах и возрастных кризисах
§ Владеет знаниями об условиях, обеспечивающих личностный рост.
§ Имеет представление о методах изучения возрастных особенностей и проблем развития, знает принципы и специфику применения различных методов исследования в возрастной психологии
§ Умеет получать психологические факты и анализировать их с позиций закономерностей психического развития.
§ Умеет понимать детей, взрослых, пожилых людей и их отношения с окружающим миром.
§ Владеет информацией о возможных «группах риска» на каждом возрастном этапе и причинах их возникновения.
§ Владеет знаниями об особенностях и причинах нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психическом развитии.
§ Имеет представление о методах развивающей работы психолога в различных возрастных группах.
Выписка из учебного плана специальности
Возрастная психология всего:
аудиторной работы – 120 часов: лекций – 58 часов, семинаров – 32 часа, лабораторных работ – 30 часов.
самостоятельной работы – 130 часов;
5 семестр:
Лекций – 42 часа, семинаров – 24 часа, лабораторных работ - 14 часов.
Итоговая форма – экзамен.
6 семестр:
Лекций – 16 часов, семинаров – 8 часов, лабораторных работ - 16 часов.
Итоговая форма – экзамен.
РАБОЧИЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса «Возрастная психология»
№ п/п | Название темы | Количество часов | |||
ЛК | СМ | ЛЗ | Само стоят раб | ||
1. | Психическое развитие и возраст как предмет психологического исследования. История становления возрастной психологии как науки и ее задачи на современном этапе. Методология и методы исследования. | ||||
2. | Источники, движущие силы, закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе. | ||||
3. | Психическое развитие ребенка в перинатальный период и эпоху раннего детства. | ||||
4. | Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. | ||||
5. | Психическое развитие и формирование личности млад- шего школьника. | ||||
6. | Психологические особенности подростка. | ||||
7. | Психология ранней юности. | ||||
8. | Психическое развитие в период молодости | ||||
9. | Психология взрослых | ||||
10. | Психология пожилого и старческого возраста | ||||
11. | Методы развивающей работы психолога (обзор). | ||||
Итого: 250 |
Примечание: в продолжение данного курса возможно проведение спецкурса или спецсеминара: «Методы развивающей работы психолога».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: Психология подростка
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Анатомо- физиологическая перестройка организма подростка и её отражение в психологических особенностях возраста. Психосексуальное развитие подростка.
2. Социальная ситуация развития. Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности. Подростковые группы.
3. Формирование самосознания и ценностных ориентаций.
4. Трудности переходного возраста. «Группы риска».
Задание для самостоятельной работы:
1. Продумайте вопросы беседы с подростком с целью выявления иго возрастных особенностей.
2. Сделайте аналитический отчет по материалам исследования.
Практическая часть – выход в школу.
1. Изучение возрастных особенностей подростка в беседе.
2. Изучение структуры учебной мотивации подростков.
3. Обсуждение и анализ полученных материалов.
Литература:
1. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия. – М., Апрель – Пресс.2000.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности -М., 1995.
3. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение – 1992. Гл. Пубертат и вокруг него.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. -М.,1988.
5. Возрастная психология. Хрестоматия /Под ред Мухиной В.С., Хвостова А.А. – М.: Академия, 1999. С.332 – 460, С.537-583.
6. Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. Донецк.1997.
7. Кондратьев М.Ю. подросток в замкнутом круге общения. –М.: МОДЭК, 1997.
8. Крайг Г. психология развития. – Спб, -М.: Питер, 2000.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология -М., 1997. С.140 – 160.
10. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985.
11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л., 1983.
12. М.Кле. Психология подростка (психосексуальное развитие). -М., 1991.
13. Мир детства: Подросток. – М.: Педагогика, 1989.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. -М.: Академия.1998. Раздел Ш.
15. Наш проблемный подросток. / Под ред. Л.А. Регуш -СПб, Союз. 1998.
16. Поливанова К.Н. психология возрастных кризисов. – М.: Академия,2000.
17. Практическая психология образования / Под ред. И.А. Дубровиной - М.: Сфера, 1998. Разд IV.
18. Прихожан А.М., Гуткина Н.И. Особенность самосознания // Доминирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. -М., 1987.
19. Развитие личности ребенка./ Пер. с англ. -М., 1987.
20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., Питер, 2000.
21. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987; -М.: Академ – Пресс,1999
22. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994
23. Снайдер Д.Курс выживания для подростков –М., 1995.
24. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия,1997.
25. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995.
26. Э Эриксон. Отрочество / Психология личности Т.1, Самара БАХ РАХ, 1999. С.336-342.
Занятие № 9 (лаб. раб. - 4часа)
Литература
1. Возрастная психология: Хрестоматия/Под ред. Мухиной В.С., Хвостова А.А. – М.: Академия,1999. С.461-536; 584-620.
2. Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. – Донецк, 1997.
3. Кон И.С. Открытие «Я».-М,1978.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение,1989.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.:1997. С.161 – 171.
6. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение.1990.
7. Мухина В.С. Возрастная психология. М. Академия.1998. С.422 – 425.
8. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1998. Разд.V.
9. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В.. – М.,1990.
10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
11. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. М.,1995.
12. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. – м., 1992.
Тема: Психология взрослости
Вопросы для подготовки и обсуждения
1. Социальная ситуация жизни в период взрослости. Периоды взрослости. Закономерности развития взрослого человека.
2. Личность взрослого. Психология зрелой личности. Проблемы самореализации. Социальная, профессиональная и личностная активность. Познавательные интересы взрослых.
3. Специфика возрастных кризисов взрослых. Взрослость и проблема смысла жизни. Мифы и реальность кризиса середины жизни.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовьте отчет по результатам проведенного исследования.
Практическая часть:
1. Выявление ценностных ориентаций взрослого человека и его жизненных позиций. Анализ материалов опроса.
2. Изучение локуса контроля и мотивационной структуры личности взрослого.
3. Обсуждение и анализ материалов исследования.
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.: Академия,1997. Гл. 18,19,20.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . – Л., 1968.
3. Анцыферова Л.И. Зрелый возраст как период продолжающегося развития личности./Психология личности: Хрестоматия.- Т.2 С.331-345.
4. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.
5. Бразерс Дж. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. – М.: Авир, 1994.
6. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М.:, 1999.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов
8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики.: Пер с англ. СПб,1997.
9. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. СПб, 1995.
10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М. Академия.2000.
11. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.
14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
15. Шихи Г. Возрастные кризисы. Пер. с англ. СПб.: Ювента,1999.
Занятие № 12 (сем. - 2 часа, лаб. раб. – 4 часа)
ДПП.Ф.01 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2005г.
Специальность 031000.00 - Педагогика и психология
с дополнительной специальностью
Квалификация педагог-психолог и (в соответствии с дополнительной специальностью)
Составитель: