Познавательное развитие в раннем детстве.
К 2 г дети могут играть в элементарлогич игры и способны состав план действий на небольш отрезок вр. Начся вербализация познав проц и приобрет ими произвол хра. С 2 лет рк способен предвидеть взаимод-е между собой и сит или предм (пирамида).
К 3 г рк может различ простые формы - круг, квадрат, овал, треуг, прямоуг, и основ цвета спектра- кр, жел, оран, син, фиол
От 1 до 2 л реб по разному выполняет одни и те же действия.
От 1,5 до 2 лет появл способь решать задачи путем догадки (инсайта).
К 3 г складя мыслит деят-ть, включ способ к обобщ и переносу опыта в новые условия.
Рку свойств умение устанав связь между предм и явл путем экспериментир, а также запом эти связи.
От воспр завис улучш пам, речи, мыш и движ.
С 1,5 лет рк может указ местораспол знаком предм и решать простейш задачи.
С 1,5 лет формир реакция выбора объектов по ярким простым призн. На протяж раннего детства происх постеп переход от наглядно - действ к наглядно - образ мыш/ сесть на стул и ехать как на машине.
Развитие мыш идет по 2 направ: 1.Развитие интеллект операций. 2.Формир понятий.
Общая харка психич разв в раннем детстве.
Этот возраст во многом опред буд психол развитие чка. Этот возраст связан с 3-мя основ жизненными приобрет: 1.прямохождение, 2.реч общение, 3.предмет деят-ть.
Прямохождение обеспечивает широкую ориентацию в пространстве и постоянный приток новой информации необходимой для развития.
Реч общ и позв усваивать рку знан, умен, нав и приобщ к человеческой культуре.
Предмет деят развивает способ рка.
К 3-м годам пам, вним, воспр, вооб нач-т приобр более соверш св-ва. В этом в-те рк овлад способ поним и активно польз языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детского возраста превращается в человека, а к концу этого периода в личность.
Речь яв-ся не только средством общения, но и способствует развитию мышления и саморегуляции поведения. Речь помогает овладевать собственным поведением с собственными психическими процессами. Без речи невозможно было бы не восприятие, не внимание, не память, не интеллект. Речевое развитие ребенка с помощью книг.
Кризис 3-х лет.
Выделяют несколько симптомов кризиса 3-х лет:
1.негативизм (ребенок отказ подчиняться треб взр - делает все наоборот). 2.упрямство (реакция на свое собств повед, рк треб считаться со своей личностью). 3.строптивость (протест против порядков). 4.своеволие (ребенок хочет что-то делать сам). 5.обесцен взр (может ребенок прожить сам, обзывают взрослых). 6.протест, бунт - частые ссоры с родителями. 7.стремл к деспотизму (рк проявл деспотизм к родиттем более, если он в семье один).
Кризис 3 лет- кризис соц отнош в кот происхт ломка вз/отнош до сих пор сущ-ших м/у рком и взр. Возн тенденц к самостоят. У рка возн потреб кот приобр собств динамику развития, рк ведет себя как хочется ему.
К концу раннего возраста желания ребенка станов обобщен, детям свойств тенд к немедл осущ желаний. Рк стрем действ сам как взр люди. Дети подражт действиям взр. Рк, отдал от взр устанав с ним более глуб отнош.
Кризис «Я сам».
17.Младенчество. Кризисы. Основные новообразования.
Набл тенден к объед новор и млад но по мнен отеч ученых они своеобразны и достйны самост сущ-я.
Новорож-ть: от 0 до 1мес., ССР- полная биологич завис от матери, ЦНО – комплекс оживл (эмоц-двиг реакц) на появл взр. Особ-ти: 80% спит, 20 бодр, преобл тормож над возб, спонтан двиг акт-ть, просып из-за дискомф, набор б/у рефл (сосат, пищ, дыхат, защит, ориентир, атавистич – хватат, автоматич походка) – свидет о зрелости ЦНС, речь – хныкан и зач лепета. Криз зак если – набрал первон вес, появл комп оживл, зрит и слух сосредоточ (мед, психол, физиолог).
Младенчво: от 1 мес до 1 г, ССР-общая жизнь матери и реб, сит МЫ, ВД- непоср эмоц общ с мат, ЦНО – потреб в общ со взр, ДНО – восприятие объектов, автономная речь, начал формы нагл-дейст м-я, кратковр фиксация на объектах.
Млад харся созданием предпосылок для речи и соц развития в усл непосред общ со взр, развитие возможностей рка происход на основе природ задатков и генетич программы. Большое знач игр среда и актив участие взр в физич и психич разв рка, кот закл в созд физич. и речевой среды, эмоц общ, помощи в разв двигат структур (акт хватания (диффер после 7-10 мес), локомоция (опред послед формир общедвигат реаций – Сид, стоян, ходьбы), созд проблемных ситуаций).
Пам - в 3-4 мес узнает лицо мат и звуки, в 5-6 отличает своих от чужих, в 6 связь слова и предмета, в 8 м. может указать место назв предмета к году 10-20 слов, выполн поруч, понимает запрет, мотивац сфера – потреб в аффилиации. Я-концепция - В 3-8 мес рк осозн границы своего тела, с 6 – подраж, с 7-8 выраж отнош к окруж, с 8 узнает себя на фото, формир внешний образ Я. Мыслит ф.- с 8-10 реш пространств задачи, к 12м – координац цели и средства, активно манипул предм, может обобщать перенося рез на сход сит. Речь – к 11 мес лепет-псевдослова, в 3-4 бессозн подраж взр, в 8-9 нач активная речь, в 6 мес –интонац рад, в 7 – утвержд, просьбы, в 10 – повелен, убежден,
Специфич черта развития псих млад – многоканальность – развитие в разных направлениях.
Кризис 1 года. Симп: непслуш, повтор запрещ взр действий. Причины – начало актив изуч мира. Удовлетвор от знаний и производ эффектов. Повтор однажды продел операции, проявл настойч и любознат. Кризис – готовность перехода на след стадию развития.
32. Предмет, задачи, значение психологии развития и возрастной психологии.