Подходы к проблеме периодизации психического развития человека
Автор периодизации | Сущность периодизации (этапы, периоды, стадии психического развития) |
З. Фрейд (1856–1939) | Теория психосекуального развития: развитие психики человека зависит от перемещения либидо по эрогенным зонам, последовательно созревающим в онтогенезе, что представлено в стадиях: оральной (младенчество) – 0–1 год; анальной (раннее детство) – 1–3 года; фаллической (дошкольное детство) – 3–5 лет; латентной (младший школьный возраст) – 5–12 лет; генитальной (подростковый период и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12–18 лет |
Э. Эриксон(1902–1994) | Эпигенетическая теория психического развития: развитие психики человека обусловлено выбором стратегии решения генетической задачи (конфликта), поставленной обществом, в процессе достижения эго-идентичности: между базовым доверием и недоверием – от рождения до 1 года; автономией и зависимостью – 1–3 года; инициативой и чувством вины – 3–6 лет; трудолюбием (чувством компетентности) и чувством неполноценности – 6–12 лет; идентичностью и диффузией ролей – 12–18 лет; между близостью и изоляцией – ранняя взрослость, молодость; между продуктивностью (генеративностью) и стагнацией – взрослость; между мудростью (цельностью) и отчаянием – старость |
Ж. Пиаже (1896–1980) | Конструктивистская когнитивная теория психического развития: развитие есть последовательное активное приспособление (адаптация) ребенка к окружающей его среде через механизмы ассимиляции и аккомодации, что отражено в своеобразных стадиях: сенсомоторного интеллекта – 0–2 года; дооперационного интеллекта – 2–7 лет; конкретных мыслительных операций – 7–12 лет; формального интеллекта – 12–15 лет |
Д. Б. Эльконин (1904–1984) | Культурно-историческая концепция психического развития: психическое развитие зависит от активного, деятельностного освоения ребенком культурно-исторического опыта в общении со взрослым, что проявляется в двух типах ведущей деятельности (ВД), направленных на освоение систем: 1 – “ребенок – общественный предмет” и 2 – “ребенок – общественный взрослый”: младенчество – непосредственно-эмоциональное общение с матерью – 2; раннее детство – предметно-орудийная – 1; дошкольное детство – ролевая игра – 2; младший школьный возраст – учебная – 1; отрочество – интимно-личностное общение со сверстниками – 2; ранняя юность – учебно-профессиональная – 1 |
И т.д.
Список использованной литературы:
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Мир, 1992.
2. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии.– СПб., 2004.
3. Крайг, Г. Психология развития.– СПб.: Питер 2007.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995; 2000.
5. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. – 254 с.
6. Психология детства [Текст]: учебник /В.А.Аверин и др./Под ред. А.А.Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 350 с. (Мэтры психологии).
7. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)
8. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. 1996. №5. - С. 38-50.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. (Гл.5. – Гл.10.).