Доцент кафедры общей психологии
Кафедра общей психологии
Возрастная психология
(самостоятельная работа)
Методические рекомендации для студентов
по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Составитель:
Доцент кафедры общей психологии
В.И.Завалина
Сыктывкар
Учебный год
Основная литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. - Т.4.
2. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский . - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский . - М. : Эксмо, 2003. - 512 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский . - СПб. : Союз, 2004. - 224 с
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. - Т.1.
6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
7. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.
8. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд. М.: Академия, 1999.- 320с.
9. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. СПб, 1998.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.- 352с.
11. Возрастная и педагогическая психология//Хрестоматия: для студентов вузов /Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М.: Академия, 2003.- 368с.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005
13. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.
14. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 624 с.
15. Волков Б.С. Детская психология : Логические схемы: учебное пособие для средн. проф. образования пед. профиля / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 256 с
16. Волков Б.С. Психология ранней юности : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. - М. : ТЦ "Сфера", 2001. - 96 с.
17. Ермолаева Н.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2003.- 416с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для студ. высш. учеб. спец. заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 464с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до поздней зрелости. – 2-е. – М.: Юрайт, 2002
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера, 2001
23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006
24. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.- 992с.; 2004. – 940с.; 2007 – 940 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.
26. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
28. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. М.-СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2002. – 656с.
29. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)
30. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. - 528 с.
31. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Академия, 2001. - 352 с.
32. Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Практикумы
1. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.- 694с.
2. Психология детства : Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А. А. Реан. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 224 с.
3. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.
Интернет-ресурсы
1. http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt (электронный учебник Обуховой Л.Ф. Возрастная (детская) психология, М., 1996)
2. http://www.yugzone.ru/download_1200_books/vozrastnaya.htm (можно скачать книги по возрастной психологии: учебник Абрамовой и др.)
3. http://www.child-psy.ru/ (Детская психология, возрастная психология, воспитание детей)
4. http://psy.rin.ru/razdel/76/ (психологический сайт)
5. http://www.pbi.ru/dic/v/v_31.htm (Психологический словарь "ПЛАНЕЯ")
6. http://age.psypublica.ru/40/397.htm(психологический сайт)
7. http://de.ifmo.ru/--books/0050/ (Возрастная психология, Гусарова Н.Ф.) и др.
ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СТАРОСТИ
Цель: усвоение о возрастных особенностях человека в периоды детства, отрочества, юности, молодости, взрослости, зрелости и старости.
Требования к знаниям:студент должен знать основные закономерности развития субъективной реальности в онтогенезе, логику смены одних периодов развития другими, основные позиции и программы действий взрослого в отношениях с ребенком на разных ступенях онтогенеза, механизмы психического развития в отдельные периоды жизни, закономерности развития различных видов детской деятельности, развития сознания, эмоций и чувств, воли, познавательной деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; возрастные нормы психического развития, индивидуальные варианты развития.
Требования к умениям:студент должен уметь анализировать и оценивать педагогические ситуации, используя теоретико-методологические схемы и понятия; планировать подготовку и реализацию образовательных программ, ориентируясь на закономерности развития субъективности; программировать и организовывать совместную с ребенком деятельность и общение, проектировать и конструировать развивающие образовательные условия и ситуации.
Форма проведения: собеседование, тестовый контроль знаний.
А. ДЕТСТВО
Таблица 4
Таблица 5
Краткая психологическая характеристика младенческого возраста (2 мес. – 1 год)
Социальная ситуация развития | Психологический симбиоз с матерью, ситуация «Мы» |
Генетическая задача | Противоречие между потребностью ребенка в общении и отсутствием специфических средств воздействия на взрослого и взаимодействия с ним – речи |
Ведущая деятельность | Непосредственно-эмоциональное общение с матерью– это основной путь, источник и основа проявления детской активности. |
Характер общения | 2 – 6 месяцев – непосредственно – эмоциональное общение с близким взрослым, 6 – 12 месяцев – ситуативно-личностное общение с близким взрослым |
Базовая потребность | Потребность ребенка в защищенности (проявляется в чувстве доверия или недоверия к окружающему миру) |
Психологические новообразования | · 1 полугодие (пассивно-созерцательное): хватательное движение, · П полугодие (активное освоение мира): предметное восприятие, ходьба, речь, ситуативно-деловое общение со взрослыми, представление о себе как о субъекте практических действий, манипулятивная деятельность, образ себя |
Содержание кризиса одного года – кризиса автономизации | Физическое отдаление от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка с началом прямохождения и появлением речевой деятельности. Кризис одного года возникает как итог нормального психологического развития младенца на фоне его резко возросшей самостоятельности. Симптомы кризиса: первые протестные действия ребенка против близкого взрослого, капризы, истерики, неистовые крики в ситуациях ограничения независимости и попыток управлять его поведением, настырность, непослушание, повышенная чувствительность к порицаниям, рост попыток осуществления самостоятельных действий; автономная речь |
Сензитивный период | дописать |
Возможные психологические проблемы |
Список использованной литературы:
1. Би, Х. Развитие ребенка. – СПб., 2004.
2. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004.
3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1999.
4. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2002.
5. Смирнова, Е. О. Психология ребенка. – М., 1997.
Тема 2. Психологические особенности детей раннего возраста (1-3 года)
Задание.Заполнить таблицу 6: (см.выше)
Таблица 6
Краткая психологическая характеристика раннего возраста (1–3 года)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | |
Ведущая деятельность | |
Характер общения | Ситуативно – деловое общение с взрослым. Начальные формы общения со сверстниками, взаимное подражание |
Базовая потребность | Любовь близких. Ведущая роль в удовлетворении принадлежит родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса трех лет | Симптомы кризиса: |
Сензитивный период | Сензитивен для развития речи. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. |
Возможные психологические проблемы |
Примечание:
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
В дальнейшем, предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Список использованной литературы:
1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007.- 349с.
2. и т.д.
Таблица 7
Таблица 8
Б. ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ
Таблица 9
Задание: Заполнить таблицы 10-11: (см.выше)
Таблица 10
Таблица 11
Краткая характеристика поздней юности (18–21 год)
Социальная ситуация развития | |
Генетическая задача | Поиск способов установления конструктивных отношений с широким кругом людей в новом статусе взрослого человека (в семье и коллективе) |
Ведущая деятельность | |
Характер общения | |
Базовая потребность | |
Психологические новообразования | |
Содержание кризиса 21 года | |
Сензитивность | |
Возможные психологические проблемы: |
Список использованной литературы:
В. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ
Таблица 12
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа по психологии состоит из 2-х частей: первая - теоретическая: реферирование психологической литературы; вторая - практическая: проведение экспериментов, анкетирования, наблюдений и т.д.
1. Теоретическая часть: Цель: общее ознакомление с основной литературой по психологии и современными психологическими исследованиями, а также реферирование отдельных научных трудов, которое предполагает их более углубленное изучение, расширение научного кругозора студента, повышение его теоретической подготовки, формирование самостоятельности мышления, выработка необходимых навыков работы с книгой.
Темы контрольных работ:
1. Роль ведущего типа деятельности в психическом развитии человека от рождения до взрослости.
2. Социальная ситуация развития в младенческом, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом возрастах.
3. Основные психологические новообразования в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом возрастах.
4. «Кризисы» от рождения до старости: кризис новорожденности, кризис одного года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис и т.д.
5. Особенности внимания в различные возрастные периоды (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, студент, взрослый).
6. Особенности восприятия в различные возрастные периоды (от рождения до старости).
7. Сравнительная характеристика возрастных проявлений в процессах памяти.
8. Особенности мышления в различные возрастные периоды (с раннего возраста до старости).
9. Особенности воображения в различные возрастные периоды.
10. Учебные интересы школьников разного возраста (младший школьник, подросток, старшеклассник).
11. Особенности самооценки у детей разного возраста (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, студент).
12. Особенности проявления свойств высшей нервной деятельности (ВНД) подростков (старшеклассников) на уроке.
13. Учет особенностей темперамента и характера «трудных» учащихся.
14. Причины нежелания учиться у младших школьников (подростков) и возможные пути их преодоления.
15. Мотивы и цели учения школьников (младший школьник, подросток, старшеклассник).
16. Особенности эмоционально-волевой сферы личности школьника (младший школьник, подросток, старшеклассник).
17. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте (возникновение иерархии мотивов, развитие самосознания) и в младшем школьном возрасте (мотивы, интерес, идеал, самооценка и уровень притязаний).
18. Формирование личности в подростковом возрасте: нравственные убеждения и их формирование, начало развития самосознания, потребность в самоутверждении. Особенности личности старшеклассника.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО РАЗДЕЛУ « ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Предмет, задачи, основные разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками. Методы возрастной психологии. Принципы развития.
2. Теории развития: история и современное состояние зарубежной психологии развития.
3. Теории развитии: история и современное состояние отечественной возрастной психологии.
4. Понятие о развитии. Типы развития по Л.С. Выготскому. Источники и движущие силы развития.
5. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии.
6. Факторы психического развития.
7. Основные закономерности психического развития. Кризисные и сензитивные периоды в психическом развитии.
8. Понятие возраста и принципы периодизации психического развития. Периодизация психического развития в зарубежной и отечественной психологии.
9. Понятие возраста. Структура возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис развития, психологические новообразования.
10. Общая характеристика младенческого возраста: период новорожденности и младенчество.
11. Общая характеристика раннего возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис трех лет.
12. Развитие речи в младенческом и раннем возрасте.
13. Общая характеристика дошкольного возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис.
14. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
15. Личность дошкольника (возникновение иерархии мотивов, развитие самосознания, самооценки и т.д.).
16. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Основные компоненты.
17. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками. Кризис 7 лет.
18. Общая характеристика младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис..
19. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте.
20. Особенности формирования личности младшего школьника: развитие мотивов деятельности, межличностные отношения, проявления индивидуально-психологических особенностей.
21. Общая характеристика подросткового возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис 12-13 лет.
22. Перестройка учебной деятельности и развитие когнитивных (познавательных) процессов у подростков (восприятие, внимание, память, мышление, речь).
23. Учебная деятельность подростка. Учебная мотивация: особенности и ее динамика.
24. Личность подростка. Формирование самосознания подростка. «Я»-концепция».
25. Старший школьный возраст: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, кризис 17 лет, психологические новообразования.
26. Когнитивное развитие старшеклассника. Развитие научного мировоззрения.
27. Особенности развития личности старшеклассника. Особенности эмоциональной жизни.
28. Психологические проблемы профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
29. Молодость (18 - 25-30 лет): социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис молодости, противоречия, особенности познавательной деятельности.
30. Период взрослости (25-30 - 40-45 лет): социальная ситуация развития, кризис взрослости, ведущий вид деятельности, мотивы и противоречия, особенности познавательной деятельности.
31. Период зрелости (40-45 - 55-60 лет): общая характеристика возраста и социальная ситуация развития, структура зрелой личности, кризис возраста зрелости, особенности познавательной деятельности.
32. Период геронтогенеза (старения) (55-60 - 80 и далее): общая характеристика периода геронтогенеза и процессы старения, особенности познавательной сферы и работоспособности. Долголетие.
Приложение 1 Примерная схема психологической характеристики младшего школьника
Примерная схема социально-психологической характеристики личности школьника (подростка, старшеклассника)
1. Общие сведения (фамилия, имя, возраст, класс, школа, социальное положение семьи и т.п.)
2. Направленность активности:
· состояние ценностных ориентаций: широта, социальная значимость, место ведущих ценностей в общей структуре, что повлияло на формирование и т.д.;
· содержание интересов: направленность, широта, устойчивость, соотношение общих и профессиональных интересов, что повлияло на их формирование и т.д., связь с интересами класса;
· мотивационная сфера: какие мотивы являются ведущими; снижение положительных мотивов в общей иерархической структуре; что повлияло на формирование мотивов.
3. Характер самооценки и уровня притязаний: благоприятная (адекватная) или неблагоприятная (завышенная – заниженная); что повлияло на формирование самооценки и уровня притязаний.
4. Эмоционально-волевое развитие;
· преобладающее самочувствие, состояние активности;
· типичное для школьника настроение;
· факторы, определяющие настроение.
5. Коммуникативные и организаторские склонности:
· сформированность навыков общения;
· лидерские возможности,
· реальное положение в системе межличностных отношений в учебной группе (школе): лидер, предпочитаемый, принятый, аутсайдер и т.д.
6. Интеллектуальное развитие:
· общая осведомленность (образованность);
· состояние основных механизмов мышления; аналогии, классификации, обобщения;
· какие факторы (условия) влияют на развитие мышления.
7. Успешность учебной деятельности, состояние ответственности и дисциплины:
· преобладающий уровень успеваемости (отличный, хороший, удовлетворительный, не успевает);
· склонность к определенным предметам и затруднения к другим;
· состояние дисциплины и ответственности – дисциплинирован или нет, насколько переживает удачи или промахи;
· насколько инициативен в учебной деятельности.
8. Целостная оценка личности:
· степень адаптации к классу и школе;
· состояние общего психического и личностного развития;
· в чем успешность становления личности;
· какие проблемы интеллектуального и личностного развития;
· нуждается в психологической помощи или нет;
· каковы перспективы дальнейшего развития.
Выводы. Заключительная часть должна быть краткой, хорошо аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника.
Психологические советы (школьнику, родителям, учителю):
· на какие сильные стороны личностного и интеллектуального развития следует опираться;
· в состоянии ли сам школьник вместе с родителями и учителем (классным руководителем) решить свои проблемы или следует обратиться за квалифицированной помощью к психологу;
· конкретные рекомендации по развитию умения учиться (как работать с книгой, готовиться к экзамену, отвечать у доски и т.д.).
Примечание: все экспериментальные материалы должны быть приложены к характеристике в приложении.
Кафедра общей психологии
Возрастная психология
(самостоятельная работа)
Методические рекомендации для студентов
по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Составитель:
доцент кафедры общей психологии
В.И.Завалина
Сыктывкар
Учебный год
Основная литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. - Т.4.
2. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский . - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский . - М. : Эксмо, 2003. - 512 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский . - СПб. : Союз, 2004. - 224 с
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. - Т.1.
6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
7. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.
8. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд. М.: Академия, 1999.- 320с.
9. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. СПб, 1998.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.- 352с.
11. Возрастная и педагогическая психология//Хрестоматия: для студентов вузов /Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М.: Академия, 2003.- 368с.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005
13. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.
14. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 624 с.
15. Волков Б.С. Детская психология : Логические схемы: учебное пособие для средн. проф. образования пед. профиля / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 256 с
16. Волков Б.С. Психология ранней юности : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. - М. : ТЦ "Сфера", 2001. - 96 с.
17. Ермолаева Н.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2003.- 416с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для студ. высш. учеб. спец. заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 464с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до поздней зрелости. – 2-е. – М.: Юрайт, 2002
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера, 2001
23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006
24. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.- 992с.; 2004. – 940с.; 2007 – 940 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.
26. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
28. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. М.-СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2002. – 656с.
29. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)
30. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. - 528 с.
31. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Академия, 2001. - 352 с.
32. Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Практикумы
1. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.- 694с.
2. Психология детства : Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А. А. Реан. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 224 с.
3. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.
Интернет-ресурсы
1. http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt (электронный учебник Обуховой Л.Ф. Возрастная (детская) психология, М., 1996)
2. http://www.yugzone.ru/download_1200_books/vozrastnaya.htm (можно скачать книги по возрастной психологии: учебник Абрамовой и др.)
3. http://www.child-psy.ru/ (Детская психология, возрастная психология, воспитание детей)
4. http://psy.rin.ru/razdel/76/ (психологический сайт)
5. http://www.pbi.ru/dic/v/v_31.htm (Психологический словарь "ПЛАНЕЯ")
6. http://age.psypublica.ru/40/397.htm(психологический сайт)
7. http://de.ifmo.ru/--books/0050/ (Возрастная психология, Гусарова Н.Ф.) и др.
ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ