Доцент кафедры общей психологии

Кафедра общей психологии

Возрастная психология

(самостоятельная работа)

Методические рекомендации для студентов

по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Составитель:

Доцент кафедры общей психологии

В.И.Завалина

Сыктывкар

Учебный год

Основная литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. - Т.4.

2. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский . - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский . - М. : Эксмо, 2003. - 512 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский . - СПб. : Союз, 2004. - 224 с

5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. - Т.1.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

7. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

8. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд. М.: Академия, 1999.- 320с.

9. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. СПб, 1998.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.- 352с.

11. Возрастная и педагогическая психология//Хрестоматия: для студентов вузов /Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М.: Академия, 2003.- 368с.

12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005

13. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.

14. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 624 с.

15. Волков Б.С. Детская психология : Логические схемы: учебное пособие для средн. проф. образования пед. профиля / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 256 с

16. Волков Б.С. Психология ранней юности : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. - М. : ТЦ "Сфера", 2001. - 96 с.

17. Ермолаева Н.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2003.- 416с.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для студ. высш. учеб. спец. заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 464с.

19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.

20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до поздней зрелости. – 2-е. – М.: Юрайт, 2002

21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.

22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера, 2001

23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006

24. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.- 992с.; 2004. – 940с.; 2007 – 940 с.

25. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

26. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

28. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. М.-СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2002. – 656с.

29. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)

30. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. - 528 с.

31. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Академия, 2001. - 352 с.

32. Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Практикумы

1. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.- 694с.

2. Психология детства : Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А. А. Реан. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 224 с.

3. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.

Интернет-ресурсы

1. http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt (электронный учебник Обуховой Л.Ф. Возрастная (детская) психология, М., 1996)

2. http://www.yugzone.ru/download_1200_books/vozrastnaya.htm (можно скачать книги по возрастной психологии: учебник Абрамовой и др.)

3. http://www.child-psy.ru/ (Детская психология, возрастная психология, воспитание детей)

4. http://psy.rin.ru/razdel/76/ (психологический сайт)

5. http://www.pbi.ru/dic/v/v_31.htm (Психологический словарь "ПЛАНЕЯ")

6. http://age.psypublica.ru/40/397.htm(психологический сайт)

7. http://de.ifmo.ru/--books/0050/ (Возрастная психология, Гусарова Н.Ф.) и др.

ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СТАРОСТИ

Цель: усвоение о возрастных особенностях человека в периоды детства, отрочества, юности, молодости, взрослости, зрелости и старости.

Требования к знаниям:студент должен знать основные закономерности развития субъективной реальности в онтогенезе, логику смены одних периодов развития другими, основные позиции и программы действий взрослого в отношениях с ребенком на разных ступенях онтогенеза, механизмы психического развития в отдельные периоды жизни, закономерности развития различных видов детской деятельности, развития сознания, эмоций и чувств, воли, познавательной деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; возрастные нормы психического развития, индивидуальные варианты развития.

Требования к умениям:студент должен уметь анализировать и оценивать педагогические ситуации, используя теоретико-методологические схемы и понятия; планировать подготовку и реализацию образовательных программ, ориентируясь на закономерности развития субъективности; программировать и организовывать совместную с ребенком деятельность и общение, проектировать и конструировать развивающие образовательные условия и ситуации.

Форма проведения: собеседование, тестовый контроль знаний.

А. ДЕТСТВО

Таблица 4

Таблица 5

Краткая психологическая характеристика младенческого возраста (2 мес. – 1 год)

Социальная ситуация развития Психологический симбиоз с матерью, ситуация «Мы»
Генетическая задача Противоречие между потребностью ребенка в общении и отсутствием специфических средств воздействия на взрослого и взаимодействия с ним – речи
Ведущая деятельность Непосредственно-эмоциональное общение с матерью– это основной путь, источник и основа проявления детской активности.
Характер общения 2 – 6 месяцев – непосредственно – эмоциональное общение с близким взрослым, 6 – 12 месяцев – ситуативно-личностное общение с близким взрослым
Базовая потребность Потребность ребенка в защищенности (проявляется в чувстве доверия или недоверия к окружающему миру)
Психологические новообразования · 1 полугодие (пассивно-созерцательное): хватательное движение, · П полугодие (активное освоение мира): предметное восприятие, ходьба, речь, ситуативно-деловое общение со взрослыми, представление о себе как о субъекте практических действий, манипулятивная деятельность, образ себя
Содержание кризиса одного года – кризиса автономизации Физическое отдаление от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка с началом прямохождения и появлением речевой деятельности. Кризис одного года возникает как итог нормального психологического развития младенца на фоне его резко возросшей самостоятельности. Симптомы кризиса: первые протестные действия ребенка против близкого взрослого, капризы, истерики, неистовые крики в ситуациях ограничения независимости и попыток управлять его поведением, настырность, непослушание, повышенная чувствительность к порицаниям, рост попыток осуществления самостоятельных действий; автономная речь
Сензитивный период дописать
Возможные психологические проблемы  

Список использованной литературы:

1. Би, Х. Развитие ребенка. – СПб., 2004.

2. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004.

3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1999.

4. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2002.

5. Смирнова, Е. О. Психология ребенка. – М., 1997.


Тема 2. Психологические особенности детей раннего возраста (1-3 года)

Задание.Заполнить таблицу 6: (см.выше)

Таблица 6

Краткая психологическая характеристика раннего возраста (1–3 года)

Социальная ситуация развития  
Генетическая задача  
Ведущая деятельность  
Характер общения Ситуативно – деловое общение с взрослым. Начальные формы общения со сверстниками, взаимное подражание
Базовая потребность Любовь близких. Ведущая роль в удовлетворении принадлежит родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры
Психологические новообразования  
Содержание кризиса трех лет Симптомы кризиса:  
Сензитивный период Сензитивен для развития речи. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.
Возможные психологические проблемы  

Примечание:

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

В дальнейшем, предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Список использованной литературы:

1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007.- 349с.

2. и т.д.

Таблица 7

Таблица 8

Б. ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ

Таблица 9

Задание: Заполнить таблицы 10-11: (см.выше)

Таблица 10

Таблица 11

Краткая характеристика поздней юности (18–21 год)

Социальная ситуация развития  
Генетическая задача Поиск способов установления конструктивных отношений с широким кругом людей в новом статусе взрослого человека (в семье и коллективе)  
Ведущая деятельность  
Характер общения  
Базовая потребность  
Психологические новообразования  
Содержание кризиса 21 года  
Сензитивность  
Возможные психологические проблемы:    

Список использованной литературы:

В. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ

Таблица 12

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа по психологии состоит из 2-х частей: первая - теоретическая: реферирование психологической литературы; вторая - практическая: проведение экспериментов, анкетирования, наблюдений и т.д.

1. Теоретическая часть: Цель: общее ознакомление с основной литературой по психологии и современными психологическими исследованиями, а также реферирование отдельных научных трудов, которое предполагает их более углубленное изучение, расширение научного кругозора студента, повышение его теоретической подготовки, формирование самостоятельности мышления, выработка необходимых навыков работы с книгой.

Темы контрольных работ:

1. Роль ведущего типа деятельности в психическом развитии человека от рождения до взрослости.

2. Социальная ситуация развития в младенческом, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом возрастах.

3. Основные психологические новообразования в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом возрастах.

4. «Кризисы» от рождения до старости: кризис новорожденности, кризис одного года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис и т.д.

5. Особенности внимания в различные возрастные периоды (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, студент, взрослый).

6. Особенности восприятия в различные возрастные периоды (от рождения до старости).

7. Сравнительная характеристика возрастных проявлений в процессах памяти.

8. Особенности мышления в различные возрастные периоды (с раннего возраста до старости).

9. Особенности воображения в различные возрастные периоды.

10. Учебные интересы школьников разного возраста (младший школьник, подросток, старшеклассник).

11. Особенности самооценки у детей разного возраста (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, студент).

12. Особенности проявления свойств высшей нервной деятельности (ВНД) подростков (старшеклассников) на уроке.

13. Учет особенностей темперамента и характера «трудных» учащихся.

14. Причины нежелания учиться у младших школьников (подростков) и возможные пути их преодоления.

15. Мотивы и цели учения школьников (младший школьник, подросток, старшеклассник).

16. Особенности эмоционально-волевой сферы личности школьника (младший школьник, подросток, старшеклассник).

17. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте (возникновение иерархии мотивов, развитие самосознания) и в младшем школьном возрасте (мотивы, интерес, идеал, самооценка и уровень притязаний).

18. Формирование личности в подростковом возрасте: нравственные убеждения и их формирование, начало развития самосознания, потребность в самоутверждении. Особенности личности старшеклассника.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО РАЗДЕЛУ « ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Предмет, задачи, основные разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками. Методы возрастной психологии. Принципы развития.

2. Теории развития: история и современное состояние зарубежной психологии развития.

3. Теории развитии: история и современное состояние отечественной возрастной психологии.

4. Понятие о развитии. Типы развития по Л.С. Выготскому. Источники и движущие силы развития.

5. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии.

6. Факторы психического развития.

7. Основные закономерности психического развития. Кризисные и сензитивные периоды в психическом развитии.

8. Понятие возраста и принципы периодизации психического развития. Периодизация психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

9. Понятие возраста. Структура возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис развития, психологические новообразования.

10. Общая характеристика младенческого возраста: период новорожденности и младенчество.

11. Общая характеристика раннего возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис трех лет.

12. Развитие речи в младенческом и раннем возрасте.

13. Общая характеристика дошкольного возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис.

14. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.

15. Личность дошкольника (возникновение иерархии мотивов, развитие самосознания, самооценки и т.д.).

16. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Основные компоненты.

17. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками. Кризис 7 лет.

18. Общая характеристика младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис..

19. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте.

20. Особенности формирования личности младшего школьника: развитие мотивов деятельности, межличностные отношения, проявления индивидуально-психологических особенностей.

21. Общая характеристика подросткового возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис 12-13 лет.

22. Перестройка учебной деятельности и развитие когнитивных (познавательных) процессов у подростков (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

23. Учебная деятельность подростка. Учебная мотивация: особенности и ее динамика.

24. Личность подростка. Формирование самосознания подростка. «Я»-концепция».

25. Старший школьный возраст: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, кризис 17 лет, психологические новообразования.

26. Когнитивное развитие старшеклассника. Развитие научного мировоззрения.

27. Особенности развития личности старшеклассника. Особенности эмоциональной жизни.

28. Психологические проблемы профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.

29. Молодость (18 - 25-30 лет): социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис молодости, противоречия, особенности познавательной деятельности.

30. Период взрослости (25-30 - 40-45 лет): социальная ситуация развития, кризис взрослости, ведущий вид деятельности, мотивы и противоречия, особенности познавательной деятельности.

31. Период зрелости (40-45 - 55-60 лет): общая характеристика возраста и социальная ситуация развития, структура зрелой личности, кризис возраста зрелости, особенности познавательной деятельности.

32. Период геронтогенеза (старения) (55-60 - 80 и далее): общая характеристика периода геронтогенеза и процессы старения, особенности познавательной сферы и работоспособности. Долголетие.

Приложение 1 Примерная схема психологической характеристики младшего школьника

Примерная схема социально-психологической характеристики личности школьника (подростка, старшеклассника)

1. Общие сведения (фамилия, имя, возраст, класс, школа, социальное положение семьи и т.п.)

2. Направленность активности:

· состояние ценностных ориентаций: широта, социальная значимость, место ведущих ценностей в общей структуре, что повлияло на формирование и т.д.;

· содержание интересов: направленность, широта, устойчивость, соотношение общих и профессиональных интересов, что повлияло на их формирование и т.д., связь с интересами класса;

· мотивационная сфера: какие мотивы являются ведущими; снижение положительных мотивов в общей иерархической структуре; что повлияло на формирование мотивов.

3. Характер самооценки и уровня притязаний: благоприятная (адекватная) или неблагоприятная (завышенная – заниженная); что повлияло на формирование самооценки и уровня притязаний.

4. Эмоционально-волевое развитие;

· преобладающее самочувствие, состояние активности;

· типичное для школьника настроение;

· факторы, определяющие настроение.

5. Коммуникативные и организаторские склонности:

· сформированность навыков общения;

· лидерские возможности,

· реальное положение в системе межличностных отношений в учебной группе (школе): лидер, предпочитаемый, принятый, аутсайдер и т.д.

6. Интеллектуальное развитие:

· общая осведомленность (образованность);

· состояние основных механизмов мышления; аналогии, классификации, обобщения;

· какие факторы (условия) влияют на развитие мышления.

7. Успешность учебной деятельности, состояние ответственности и дисциплины:

· преобладающий уровень успеваемости (отличный, хороший, удовлетворительный, не успевает);

· склонность к определенным предметам и затруднения к другим;

· состояние дисциплины и ответственности – дисциплинирован или нет, насколько переживает удачи или промахи;

· насколько инициативен в учебной деятельности.

8. Целостная оценка личности:

· степень адаптации к классу и школе;

· состояние общего психического и личностного развития;

· в чем успешность становления личности;

· какие проблемы интеллектуального и личностного развития;

· нуждается в психологической помощи или нет;

· каковы перспективы дальнейшего развития.

Выводы. Заключительная часть должна быть краткой, хорошо аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника.

Психологические советы (школьнику, родителям, учителю):

· на какие сильные стороны личностного и интеллектуального развития следует опираться;

· в состоянии ли сам школьник вместе с родителями и учителем (классным руководителем) решить свои проблемы или следует обратиться за квалифицированной помощью к психологу;

· конкретные рекомендации по развитию умения учиться (как работать с книгой, готовиться к экзамену, отвечать у доски и т.д.).

Примечание: все экспериментальные материалы должны быть приложены к характеристике в приложении.

Кафедра общей психологии

Возрастная психология

(самостоятельная работа)

Методические рекомендации для студентов

по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Составитель:

доцент кафедры общей психологии

В.И.Завалина

Сыктывкар

Учебный год

Основная литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. - Т.4.

2. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский . - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский . - М. : Эксмо, 2003. - 512 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский . - СПб. : Союз, 2004. - 224 с

5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. - Т.1.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

7. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

8. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд. М.: Академия, 1999.- 320с.

9. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. СПб, 1998.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.- 352с.

11. Возрастная и педагогическая психология//Хрестоматия: для студентов вузов /Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М.: Академия, 2003.- 368с.

12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005

13. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.

14. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 624 с.

15. Волков Б.С. Детская психология : Логические схемы: учебное пособие для средн. проф. образования пед. профиля / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 256 с

16. Волков Б.С. Психология ранней юности : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. - М. : ТЦ "Сфера", 2001. - 96 с.

17. Ермолаева Н.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2003.- 416с.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для студ. высш. учеб. спец. заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 464с.

19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.

20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до поздней зрелости. – 2-е. – М.: Юрайт, 2002

21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.

22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера, 2001

23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006

24. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.- 992с.; 2004. – 940с.; 2007 – 940 с.

25. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

26. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

28. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. М.-СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2002. – 656с.

29. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)

30. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. - 528 с.

31. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Академия, 2001. - 352 с.

32. Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Практикумы

1. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.- 694с.

2. Психология детства : Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А. А. Реан. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 224 с.

3. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.

Интернет-ресурсы

1. http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt (электронный учебник Обуховой Л.Ф. Возрастная (детская) психология, М., 1996)

2. http://www.yugzone.ru/download_1200_books/vozrastnaya.htm (можно скачать книги по возрастной психологии: учебник Абрамовой и др.)

3. http://www.child-psy.ru/ (Детская психология, возрастная психология, воспитание детей)

4. http://psy.rin.ru/razdel/76/ (психологический сайт)

5. http://www.pbi.ru/dic/v/v_31.htm (Психологический словарь "ПЛАНЕЯ")

6. http://age.psypublica.ru/40/397.htm(психологический сайт)

7. http://de.ifmo.ru/--books/0050/ (Возрастная психология, Гусарова Н.Ф.) и др.

ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Наши рекомендации