Задачи психологического курса для детей 5-6 лет
1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
4. Способствовать самопознанию ребенка.
5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
5. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные нормы психического развития ребенка
К 6 годам (критерии результативности)
Восприятиеоттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20–25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
дикие и домашние животные;
растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
вещи (головные уборы, одежда, обувь);
рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
Конкретизацияна основе всех изученных обобщений.
Сериация
по цвету — 5 оттенков;
по величине — 7 предметов;
по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
по возрасту — 4 возрастные группы;
по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
серия из 5 последовательных картинок.
Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.
Месяц | № | Темя занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | Знакомство. Наша группа. Что мы умеем. Правила поведения на занятиях. Страна «ПСИХОЛОГиЯ» | ||
Октябрь | Радость, грусть. Гнев. Удивление. Испуг. | ||
Ноябрь | Спокойствие. Словарик эмоций. Праздник Осени. Страна Вообразилия | ||
Декабрь | В гостях у сказки Диагностика. Диагностика. Новогодний праздник. | ||
Январь | Этикет. Внешний вид. Этикет. Правила поведения в общественных местах. Столовый этикет. | ||
Февраль | Подарочный этикет. Гостевой этикет. Волшебные средства понимания. Защитники отечества. | ||
Март | Мамины помощники. Я и моя семья. Я и мои друзья. Я и мое имя. | ||
Апрель | Страна «Я». Черты характера (добрый-злой, ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и т.д.) Я особенный. Итоговая диагностика Итоговая диагностика |
Тематическое планирование психологических занятий
Для детей от 5 до 6 лет
(1 занятие в неделю по 25 минут, всего 31 занятие)