Тема: Введение в возрастную психологию
Семинарское занятие № 1
Тема: Введение в возрастную психологию
1. Предмет, задачи и проблемы возрастной психологии. Связь с другими науками.
2. Стратегии исследования психического развития.
3. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки.
4. Детство как предмет психологического исследования.
5. Классификация и характеристика методов исследования в возрастной психологии: наблюдение, эксперимент, биографический метод, тестирование, анализ продуктов деятельности, сравнительное исследование нормы и патологии как метод изучения психического развития.
Семинарское занятие №2
Тема: Краткий исторический очерк развития возрастной психологии
1. Предпосылки формирования возрастной психологии как науки:
1) требования педагогической практики
2) разработка идеи развития в биологии
3) появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.
2. Формирование психологии развития в XIX – XX вв. за рубежом.
1) педология – комплексная наука о детях
2) роль А. Бине в становлении возрастной психологии как науки.
3) теория персонализма В. Штерна.
3. История развития отечественной возрастной психологии. Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского.
4. Соотношение основных психологических школ в детской психологии ХХ в.
Тема: Семинарское занятие №3
Тема: Основные категории и закономерности психического развития
1. Категории возраста и развития. Принцип развития в психологии. Подход к проблеме развития в основных психологических направлениях.
2. Принцип развития в психологии. Механизмы развития и защиты.
3.Условия и факторы, определяющие развитие психики.
4. Биологизаторские и социологизаторские концепции развития. Теория конвергенции двух факторов.
5. Особенности психического развития в периоды возрастных кризисов.
Семинарское занятие № 4
Тема: Проблема периодизации психического развития.
1.Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития в культурно-исторической концепции. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.
2. Критерии периодизации возрастного развития: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психологические новообразования. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину. Характеристика ведущих видов деятельности.
3. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Кризисы развития.
4. Периоды и стадии развития по В.И.Слободчикову (оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация).
5. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Отклонения в психическом развитии.
Семинарское занятие № 5
Тема: Периодизации психического и личностного развития в зарубежных психологических теориях
1. Периодизация психического развития в психоанализе. Психоаналитические стадии как стадии психического генеза в течение жизни ребенка (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии).
2. Стадии развития личности по Э. Эриксону (младенчество, раннее детство, детство, школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость). Идентичность личности как психосоциальная тождественность и условие психического здоровья. Кризисы – «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом.
3. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта как смена трех больших периодов (сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект и конкретные операции, формальные операции). Эгоцентризм детского мышления.
4. Развитие морального сознания как последовательный процесс (по Л.Колбергу). Стадии и уровни развития (доморальный уровень, конвенциональная мораль, автономная мораль).
Семинарское занятие № 6
Семинарское занятие № 7
Семинарское занятие № 8
Семинарское занятие № 9
Тема: Особенности развития младших школьников «группы риска»
1. Кризис 7-ми лет. Его характеристика, особенности.
2. Психогенная школьная дезадаптация в младшем школьном возрасте. Причины и особенности проявления кризиса адаптации.
3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.
4. Особенности поведения и развития психики леворуких детей.
5. Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Семинарское занятие № 10
Тема: Психологические особенности развития в подростковом возрасте
1. Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и др.).
2.Социальные факторы как ведущие детерминанты психического развития и формирования личности подростков.
3. Биологические факторы как условия, влияющие на особенности психического развития подростка. Физиологическая основа пубертатного кризиса.
4. Основные новообразования подросткового возраста. Чувство “взрослости”. Способность к сопереживанию и эмпатии.
5. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам.
6. Особенности развития познавательных процессов и их учет в учебной деятельности. Сравнение характеристики памяти, внимания, мышления с младшим школьным возрастом.
Семинарское занятие № 11
Семинарское занятие № 12
Семинарское занятие № 13
Тема: Юность как стадия жизненного пути
1.Психофизиологическая характеристика юношеского возраста.
2. Социальная ситуация развития старшеклассника. Кризис юности.
3. Развитие личности в юношеском возрасте. Типы личностного развития.
Развитие самосознания, ценностных ориентаций.
4. Основные новообразования в юношеском возрасте.
5. Самовоспитание в юношеском возрасте. Формирование жизненной позиции и этических убеждений. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства. Юношеские дневники и их значение, формирование мировоззрения.
6.Особенности эмоциональной сферы. Различия с эмоциональной сферой подростка.
Семинарское занятие № 14
Семинарское занятие № 15
Семинарское занятие № 16
Семинарское занятие № 17
Семинарское занятие № 18
Семинарское занятие № 1
Тема: Введение в возрастную психологию
1. Предмет, задачи и проблемы возрастной психологии. Связь с другими науками.
2. Стратегии исследования психического развития.
3. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки.
4. Детство как предмет психологического исследования.
5. Классификация и характеристика методов исследования в возрастной психологии: наблюдение, эксперимент, биографический метод, тестирование, анализ продуктов деятельности, сравнительное исследование нормы и патологии как метод изучения психического развития.
Семинарское занятие №2