Тема: Особенности психического развития в период зрелости

1. Акмеология. Общая характеристика зрелости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

2. Психологические особенности личности зрелых людей. Кризис середины жизни.

3. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность в зрелом возрасте.

4.Особенности эмоциональной сферы, общения и структуры самосознания.

5.Кризис поздней зрелости.

Задания для обсуждения и размышления:

8.Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития в зрелости.

9.Сравните особенности проявления кризисов в зрелом возрасте и в молодости (в других возрастах).

10. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).

11. В чем состоит специфика кризиса середины жизни? Какие переживания сопутствуют этому кризису? Есть ли половые различия в переживании кризиса?

12. Что такое профессиональная деформация и профессиональное сгорание? В чем их общность и различие? Каковы основные источники профессионального стресса.

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

- Методика диагностики ригидности. Томский опросник ригидности (ТОР).

- Тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд)

- Тест «Можешь ли быть руководителем?»

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

2. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: Изд-во НПО «Модэк», 2004. – 280 с.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

8. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

Семинарское занятие № 18

Тема: Психология позднего возраста. Геронтопсихология

1. Общая характеристика старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

2. Особенности личности пожилого человека. Деформация структуры личности. Эмоциональная жизнь в позднем возрасте. Одиночество в старости.

3.Новообразования пожилого и старческого возраста. Реституализация.

Механизмы адаптации и компенсации в позднем возрасте. Творчество в пожилом возрасте.

4. Особенности интеллекта и познавательных функций в позднем возрасте.

5. Портрет успешно адаптированного пожилого человека. Роль семьи в старости. Психологическая помощь пожилым людям.

Задания для обсуждения и размышления:

1. Проанализируйте закономерности развития в стадии поздней зрелости.

2. Характеристика личности старого человека.

3. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

4. Как формулируются основные задачи развития в старости? В чем сущность кризиса встречи со старостью?

5. Что такое адаптация в старости и от чего зависит ее успешность? Каковы семейные функции бабушек и дедушек?

6. Как вы полагаете, должна ли проводиться подготовка к старости, если да, то в каком возрасте?

7. Как вы полагаете, показателем чего является умение человека бесконфликтно общаться с пожилыми людьми?

Практическая часть.

Проведите диагностику, используя приведенные ниже методики:

- Шкала одиночества

- Шкала депрессии

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности// Психологический журнал. – 1996.- № 6.

3. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: Изд-во НПО «Модэк», 2004. – 280 с.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

6. Ливерхуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. – Калуга, 1994.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

9. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб.пособие. – М., 2001.

Основные понятия: акмеология, молодость, взрослость, генеративность, жизненный кризис, кризис середины жизни, социальная зрелость, инволюция, одиночество, образ жизни, личностное самоопределение, самоактуализация, кризис идентичности, половая идентификация, опыт, персонализация, предстарческий психоз, старение, суицид, смерть, эвтаназия

Наши рекомендации