Тема: Особенности психического развития в период зрелости
1. Акмеология. Общая характеристика зрелости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
2. Психологические особенности личности зрелых людей. Кризис середины жизни.
3. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность в зрелом возрасте.
4.Особенности эмоциональной сферы, общения и структуры самосознания.
5.Кризис поздней зрелости.
Задания для обсуждения и размышления:
8.Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития в зрелости.
9.Сравните особенности проявления кризисов в зрелом возрасте и в молодости (в других возрастах).
10. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).
11. В чем состоит специфика кризиса середины жизни? Какие переживания сопутствуют этому кризису? Есть ли половые различия в переживании кризиса?
12. Что такое профессиональная деформация и профессиональное сгорание? В чем их общность и различие? Каковы основные источники профессионального стресса.
Практическая часть:
Познакомиться с банком диагностических методик:
- Методика диагностики ригидности. Томский опросник ригидности (ТОР).
- Тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд)
- Тест «Можешь ли быть руководителем?»
Основная литература
1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с
2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.
3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Дополнительная литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.
2. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: Изд-во НПО «Модэк», 2004. – 280 с.
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с
5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.
7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
8. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).
Семинарское занятие № 18
Тема: Психология позднего возраста. Геронтопсихология
1. Общая характеристика старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
2. Особенности личности пожилого человека. Деформация структуры личности. Эмоциональная жизнь в позднем возрасте. Одиночество в старости.
3.Новообразования пожилого и старческого возраста. Реституализация.
Механизмы адаптации и компенсации в позднем возрасте. Творчество в пожилом возрасте.
4. Особенности интеллекта и познавательных функций в позднем возрасте.
5. Портрет успешно адаптированного пожилого человека. Роль семьи в старости. Психологическая помощь пожилым людям.
Задания для обсуждения и размышления:
1. Проанализируйте закономерности развития в стадии поздней зрелости.
2. Характеристика личности старого человека.
3. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.
4. Как формулируются основные задачи развития в старости? В чем сущность кризиса встречи со старостью?
5. Что такое адаптация в старости и от чего зависит ее успешность? Каковы семейные функции бабушек и дедушек?
6. Как вы полагаете, должна ли проводиться подготовка к старости, если да, то в каком возрасте?
7. Как вы полагаете, показателем чего является умение человека бесконфликтно общаться с пожилыми людьми?
Практическая часть.
Проведите диагностику, используя приведенные ниже методики:
- Шкала одиночества
- Шкала депрессии
Основная литература
1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с
2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.
3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Дополнительная литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.
2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности// Психологический журнал. – 1996.- № 6.
3. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: Изд-во НПО «Модэк», 2004. – 280 с.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с
6. Ливерхуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. – Калуга, 1994.
7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.
8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
9. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).
10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб.пособие. – М., 2001.
Основные понятия: акмеология, молодость, взрослость, генеративность, жизненный кризис, кризис середины жизни, социальная зрелость, инволюция, одиночество, образ жизни, личностное самоопределение, самоактуализация, кризис идентичности, половая идентификация, опыт, персонализация, предстарческий психоз, старение, суицид, смерть, эвтаназия