Тема: Общение в ранней юности
1. Дружба в юношеском возрасте. Потребность в общении с кумиром и референтной группой.
2. Проблема отцов и детей. Построение нового типа отношений с родителями. Потребность в освоении продуктивных приемов общения и развития речи.
3. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек. Межполовые различия. Межполовая коммуникация. Романтическая любовь.
4. Феномен молодежной субкультуры, его психологическое значение.
5. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки.
Вопросы для обсуждения и размышления:
1. Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития в период ранней юности. Дайте психологическую характеристику.
2. Охарактеризуйте основные особенности физического развития в юности.
3. Вскройте причины противоречий половой и социальной зрелости в юношеский период.
4. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая. С чем связана ее устойчивость и эффективность? Покажите единство познавательных и профессиональных интересов. Чем определяется выбор профессии? Необходима ли индивидуализация обучения?
5. Охарактеризуйте процесс мотивации учебно-профессиональной деятельности в юности.
6. Самоуважение и его функции в юности. Покажите особенности его формирования в юности.
7. Проведите сравнительный анализ самооценок подростка и юноши.
Практическая часть:
- Тест «Смысложизненные ориентации»,
- Методика экспресс-диагностики эмпатии (И.М.Юсупов)
Основная литература
1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с
2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.
3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Дополнительная литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.
2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989. - 255 с.
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с
5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.
7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
8. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).
Основные понятия: учебно-профессиональная деятельность, самосовершенствование, самоопределение, мировоззрение, ценностные ориентации, идеалы, профессиональные склонности и интересы, любовь, «интеллектуализм», аскетизм, максимализм.
Семинарское занятие № 16
Тема: Психическое развитие в молодости
1. Психология молодости: авторство собственного образа жизни.
2. Возрастные задачи развития. Развитие личности в молодости.
3.Особенности общения и самосознания в молодости.
4. Психологические особенности кризиса молодости.
5.Особенности семейных взаимоотношений.
Задания для обсуждения и размышления:
1. Каковы задачи развития в молодости? Как определить возрастные границы молодости?
2. Выявите особенности профессионального самоопределения. Кто в вашей жизни оказал решающее влияние на личностное и профессиональное самоопределение.
3. Охарактеризуйте кризис 30 лет, выделите его особенности.
4. Какой структурный компонент самосознания в молодости претерпевает наиболее существенную динамику и почему? Какова специфика общения с друзьями и родителями в молодости?
5. Как изменяется идентичность женщин и мужчин с рождением ребенка?
6. Какие бы советы вы дали вашей подруге (другу), собирающейся выйти замуж (жениться)?
7.Изучите особенности развития личности в молодости, используя предложенные диагностические методики.
Практическая часть
Познакомиться с банком диагностических методик:
- Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич),
- Определение направленности личности (ориентационная анкета),
- Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири
- Тест супружеских отношений.
Основная литература
1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с
2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.
3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Дополнительная литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.,1996.
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с
5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.
6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
7. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).
Семинарское занятие № 17