Тема: Особенности развития младших школьников «группы риска»
1. Кризис семи лет. Его характеристика, особенности.
2. Психогенная школьная дезадаптация в младшем школьном возрасте. Причины и особенности проявления кризиса адаптации.
3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.
4. Особенности поведения и развития психики леворуких детей.
5. Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Задания для обсуждения и размышления:
1. Охарактеризуйте основные причины школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
2.Подготовьте рекомендации по оказанию психокоррекционной помощи дезадаптированным младшим школьникам.
3.Подготовьте рекомендации родителям и учителю по индивидуализации обучения и воспитания.
Основная литература
1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с
2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.
3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Дополнительная литература
1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264 с.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с
3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.
7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.
Семинарское занятие № 10
Тема: Психологические особенности развития в подростковом возрасте
1. Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и др.).
2.Социальные факторы как ведущие детерминанты психического развития и формирования личности подростков.
3. Биологические факторы как условия, влияющие на особенности психического развития подростка. Физиологическая основа пубертатного кризиса.
4. Основные новообразования подросткового возраста. Чувство “взрослости”. Способность к сопереживанию и эмпатии.
5. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам.
6. Особенности развития познавательных процессов и их учет в учебной деятельности. Сравнение характеристики памяти, внимания, мышления с младшим школьным возрастом.
Вопросы для обсуждения и размышления:
1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпосылки изменения социальной ситуации развития в этот период.
2.Заполните пробелы. Кризис личности подростка связан с_________ изменениями __________ созреванием, поиском_______ среди других, потерей __________.
Практическая часть:
Познакомиться с банком диагностических методик:
- Школьный тест умственного развития
- Тест «Личностный опросник Айзенка»;
- Тест «Определение доминирующего типа темперамента» ( А.В.Белов)
Основная литература
1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с
2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.
3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Дополнительная литература
1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264 с.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с
3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.
7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.
Основные понятия: чувство взрослости, агрессивность, пубертат, акселерация, акцентуации характера, аффективное поведение, гиперсексуальность, девиантное поведение, дисморфофобия, дружба, идентичность, референтная группа, эмансипация, теоретическое мышление, Я- концепция.
Семинарское занятие № 11