Модуль 2. Развитие в младенчестве и раннем возрасте
Кол-во часов на раздел (модуль) – 13.
Учебные цели: Сформировать у студентов представление о закономерностях и условиях развития ребенка в младенчестве и раннем возрасте; обеспечить понимание раннего возраста как особого периода интенсивного становления всех психофизиологических систем, предпосылок интеллектуального и личностного развития при ведущей роли взрослого.
Лекция
Тема 2.3 Особенности развития в раннем возрасте– 1ч.
План
1. Психо-физиологическое развитие ребенка раннего возраста.
2 Развитие деятельности.
3. Развитие познавательной сферы.
4 Предпосылки развития самосознания ребенка.
5 Проблема кризиса трех лет. Симптомы кризиса.
Литература
Раздел 2.1:8,9; Раздел 2.2: 1,3,17.26,28.
Информационное сопровождение
1 Выставка литературы по раннему возрасту.
2 Мультимедийная презентация «Индивидуальные особенности детей».
3 Таблица «Симптоматика кризиса трех лет».
Самостоятельная работа 12ч.
Темы | Изучае мые вопросы | Кол часов | Формы работы | Методическое обеспечение | Форма отчет ности |
2.1 Перинатальный период развития | 1. Значение перинатального периода 2. Основные закономерности и характеристика этапов перинатального развития. 3. Взаимосвязь матери и ребенка в перинатальный период. | 1 Просмотреть фильм «Внутриутробное развитие», составить этапы перинатального развития.. 2 Проанализировать мультимедийную информацию «Характеристика этапов перинатального развития». | Голубева Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М.: Изд. Центр Добряков И.В. Перинатальная психология / И.В. Добряков. – СПб., 2011. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики детей раннего возраста / Справочник врача по профилактической педиатрии / Под ред. В.А.Доскина. – М., 2005. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982. | Письменная работа | |
2.2.Младенчество | Закономерности развития психики младенцев | 1 Оформить медико-психологический портрет здорового ребенка (1мес. – 1год); 2 оставить карту нервно-психического развития ребенка первого года жизни 3. Подобрать и оформить в виде решения задач проблемные ситуации, связанные с развитием младенцев. | Аксарина Н.М. Основные этапы и особенности высшей нервной деятельности раннего возраста. – М.,1974. Голубева Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М.: Изд. Центр 2Академия», 2002. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2007. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1983. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики детей раннего возраста / Справочник врача по профилактической педиатрии / Под ред. В.А.Доскина. – М., 2005. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982. | Письменная работа | |
2.3.Ранний возраст | Развитие деятельности ребенка раннего возраста Предпосылки развития личности ребенка раннего возраста, кризис трех лет | 1. Составить структурно-логическую схему темы «Бытовая деятельность ребенка раннего возраста». 2.Подобрать и оформить наглядные материалы (фотографии, иллюстрации, видеофрагменты) для выступления на семинаре. 3 Составить советы родителям по развитию самостоятельности ребенка и по преодолению кризисных явлений. 4 Подготовить материалы в портфолиум для педагогической практики: оформить психологический портрет ребенка трех лет. | Голубева Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М.: Изд. Центр Академия», 2002. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2007. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.,2012. Мухина В.С. Детская психология. – М.:Просвещение, 1985. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:Владос, 2006. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982. | Письменная работа Выступление на семинаре |
Контрольные вопросы и задания по модулю
1. Как влияет перинатальный период на психическое развитие человека?
2. От чего зависит культурная модель материнства?
3. Почему рождение считается кризисным моментом в жизни ребенка?
4. Назовите факторы, определяющие адаптацию новорожденного к новым условиям жизни.
5. Какие безусловные рефлексы проявляются у новорожденного, какова их роль?
6. Как возникает условно-рефлекторная деятельность?
7. Какие свойства нервной системы лежат в определении индивидуально-типологических особенностей у детей?
8. При каких условиях появляются первых социальных эмоции?
9. В чем выражаются особенности социальной ситуации развития младенца?
10. Почему развитие восприятия и мышления связано с развитием действий ребенка?
11. Когда появляются первые действия на основе мышления? С чем это связано?
12. Назовите этапы предпосылок развития речи ребенка.
13. Почему необходима повторяемость обучающих воздействий на ребенка?
14. В чем состоит связь развития речи и руки (пальцев) младенца?
15. Надо ли воспитывать у младенца ощущение собственного «угла»? Для чего?
16. Почему дети, выросшие в домах с просторными залами и с высоким потолком, чувствуют себя менее защищенными, чем дети из «малогабариток»?
17. В чем выражается неравномерность созревания структур и функций мозга, способностей, навыков? В чем выражается скачкообразность в развитии основных функций?
18. В чем выражается индивидуальный темп развития?
19. Почему ходьба рассматривается как средство общения с окружающим миром?
20. Назовите показатели успешной адаптации ребенка к детскому саду.
21. Почему предметная деятельность является ведущим видом в раннем возрасте?
22. В чем состоят различия орудийных действий и соотносящих (ручных)?
23. Каковы психологические основы развивающей среды в группах раннего возраста?
24. Как происходит отделение действий от предмета?
25. В чем суть игровых замещений ребенка?
26. Чем отличается игра детей второго и третьего года жизни?
27. Почему у ребенка вызывают интерес каракули?
28. Почему узнавание в каракулях предметов окружающего мира считается переломом в становлении рисования?
29. Какое значение изобразительная деятельность имеет в развитии знаковой функции сознания?
30. Как в процессе изобразительной деятельности (рисовании, конструировании) формируется ручная умелость?
31. Почему предметные действия оказывают непосредственное влияние на умственное развитие ребенка? Каков механизм?
32. Опишите необходимость внешних ориентировочных действий для развития восприятия.
33. Какова роль восприятия в раннем детстве?
34. Докажите необходимость развития наглядно-действенного мышления. Почему этот вид мышления является основным в раннем возрасте?
35. Какое значение имеет речь в процессе решения ребенком мыслительных задач?
36. В чем значение знаковой функции сознания?
37. Раскройте смысл высказывания Л.С.Выготского о том, что в раннем возрасте происходит «встреча мышления и речи».
38. Назовите особенности внимания ребенка.
39. Почему в раннем возрасте отсутствуют такие свойства внимания как распределение и переключение?
40. Объясните смысл высказывания С.Л.Рубинштейна «Внимание ребенка это его интерес».
41. Назовите особенности памяти ребенка.
42. Какое значение имеют эмоции в запоминании?
43. Что такое «языковое чутье»?
44. В чем выражается детское словотворчество?
45. Что такое «автономная детская речь»?
46. В чем суть обобщающей функции речи?
47. Когда складывается потребность в общении со сверстниками и каковы этапы ее становления?
48. Какие личностные новообразования возникают к трем годам?
49. Какое значение имеет сравнение себя с другими?
50. Почему считается, что реакция ребенка на свое имя является первым звеном структуры самосознания?
51. Что символизирует появление местоимения Я?
52. Почему гордость за собственные достижения и чувство собственного достоинства рассматриваются как утверждение ребенком себя?
53. Почему эмоциональное благополучие ребенка играет важнейшую роль в становлении личностного базиса?
54. Как влияют отрицательные эмоции на личностное развитие ребенка?
55. При каких условиях появляется потребность в самостоятельности?
56. Почему возникает кризис трех лет?
57. Почему взрослые относятся отрицательно к желанию ребенка проявить самостоятельность и независимость?
58. Какие симптомы кризиса трех лет описал Л.С.Выготский?
59. Чем отличаются понятия «негативизм», «упрямство», «строптивость», «своеволие»?
60. В каких случаях ребенок выражает бунт против окружающих?
61. Почему может происходить обесценивание ребенком личности близких людей?
62. В каких случаях может проявляться деспотическое подавление окружающих?
63. Можно ли избежать кризиса трех лет?
64. Как взрослый может помочь ребенку во время протекания кризиса? Приведите примеры возможных кризисных ситуаций.
65. Какие важные психологические новообразования должны сформироваться у ребенка к концу кризиса?
Примеры заданий итогового контроля
1 Причины отклонений в поведении детей:
а) неудовлетворение потребностей;
б) недостаток впечатлений, двигательной активности, общения с взрослыми;
в) утомление;
г) неправильные воспитательные воздействия.
2 Сроки появленя первой улыбке младенца:
а) 4 месяца;
б) 1 месяц;
в) 1 год;
г) 6 месяцев.
3 Индивидуальные различия новорожденных обусловлены:
а) особенностью деятельности мозга;
б) типом ВНД;
в) воспитанием;
г) обучением.
4 Значение появления указательного жеста состоит в:
а) способности общаться;
б) способности мыслить;
в) способности выражать свои чувства;
г) стремлении управлять действиями взрослых.
5 Госпитализм – это заболевание, вызванное:
а) социальной изоляцией;
б) недостатком общения со сверстниками;
в) недостатком общения со взрослыми;
г) психическим заболеванием.
6 Легкая обучаемость детей обусловлена:
а) умственными способностями ;
б) хорошей памятью;
в) пластичностью мозга;
г) возбудимостью нервной системы.
7 Ребенок называет предметы заместители в соответствии с их игровым значением в возрасте:
а) 2 года;
б) 1,5 года;
в) 3 года;
г) 1 год.
8 Умственное развитие ребенка раннего возраста основывается на:
а) памяти;
б) восприятии;
в) мышлении;
г) речи.
9 Действия по инструкции взрослого являются:
а) желанием сотрудничать;
б) первой формой произвольного поведения;
в) желанием заслужить похвалу;
в) непроизвольным стремлением.
10 К концу кризиса при благоприятном исходе у ребенка должны сформироваться психологические новообразования:
а) самосознание;
б) потребность в самостоятельности;
в) потребность в общении;
г) речь.
11 Основным требованием к развивающей среде в группах раннего возраста является:
а) яркость;
б) предметность;
в) пространственность;
г) свобода.
12 Игровые действия у ребенка появляются:
а) к 1,5 годам;
б) к 2 годам;
в) к 2,5 годам;
г) к 3 годам.
13 Условием появления игровых действий является:
а) интерес к игрушке;
б) развитие знаковой функции сознания;
в) умение устанавливать связи между предметами;
г) способность к партнерским действиям.
14 Предметные действия оказывают непосредственное влияние на умственное развитие ребенка потому, что:
а) формируют образ предметов;
б) способствуют усвоению сенсорных эталонов;
в) формируют способность устанавливать связи между предметами;
г) способствуют развитию творческого воображения.
15 Личностное новообразование к трем годам:
а) действие на основе мышления;
б) творческое воображение;
в) использование местоимения «Я»;
г) интерес к движениям.
16 Причины возникновения кризиса трех лет:
а) стремление к самостоятельному выполнению деятельности;
б) желание сотрудничать с детьми;
в) желание сотрудничать со взрослыми;
г) стремление получить одобрение.
17 Эмоциональное благополучие ребенка – это:
а) удовлетворение всех потребностей ребенка;
б) условие только положительных переживаний;
в) удовлетворение чувства гордости;
г) чувство уверенности и защищенности.
18 Помощь взрослого во время кризиса 3-х лет состоит в:
а) поддержке и развитии самостоятельности;
б) запретах на негативные формы поведения;
в) утановлении контроля за поведением ребенка;
г) выполнении действий за ребенка во избежании капризов.
19 Гордость за собственные достижения и чувство собственного достоинства появляются:
а) к 1 – 1,5 годам;
б) к 1,5 – 2 годам;
в) к 2 – 2,5 годам;
г) к 2 .5 – 3 годам.
20 «Автономная детская речь» – это:
а) речь про себя;
б) внутренняя речь;
в) речь, обеспечивающая комфортное внутреннее пространство ребенка;
г) связная речь.
Терминологический минимум
Перинатальное развитие; перинатальная диагностика; натальный период; материнство; неонатальный период; кризис рождения; новорожденность; безусловные рефлексы; условные рефлексы; комплекс оживления; социальная реакция; сенсомоторная координация; социальные контакты; хватание; манипулирование; подражание; младенчество; прямохождение; предметная деятельность; соотносящие действия; орудийные действия; ориентировочная деятельность; ситуативность поведения; социальные реакции; социализация эмоций; адаптация; активная речь; пассивная речь; языковое чутье; автономная речь; ситуативная речь; описательная речь; эгоцентризм речи; знаковая функция сознания; непроизвольность; кризис; новообразования; предметный фетишизм;
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
1 Мультимедийные презентации:
–«Характеристика этапов перинатального развития»;
– «Индивидуальные особенности детей».
3 Учебные фильмы:
– «Внутриутробное развитие»;
– «Ребенок до года».
2 Выставка литературы:
– учебная и методическая литература по детской психологии (ранний возраст);
– периодические издания (журналы, газеты).
3 Педагогические задачи:
– «Подход к ребенку во время проявления кризиса»;
– «Объяснение причин поведения и состояний ребенка особенностями познавательно-речевой сферы».
4 Таблица «Симптоматика кризиса трех лет».