Модуль 2 Развитие в младенчестве и раннем возрасте
Тема2.1 Перинатальный период развития
Значение перинатального периода для психического развития человека. Беременность как физиологическое состояние будущей матери, периодизация беременности, критические периоды.
Основные закономерности и характеристика этапов перинатального развития. Взаимосвязь матери и ребенка в перинатальный период. Психология материнства. Материнские функции. Структура и содержание материнской потребностно-мотивационной сферы, основные характеристики ее эволюции. Влияние личностных качеств женщины на содержание ее материнской сферы.
Тема 2.2 Младенчество
Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Получение внешних впечатлений как основное условие развития рецепторов. Адаптация новорожденных к внешним условиям существования. Развитие движений и действий младенца. Двигательная активность. Сенсомоторная координация.
Индивидуальные различия новорожденных. Комплекс оживления как первая социальная реакция, предпосылки его возникновения. Первая улыбка. Освоение новых способов взаимодействия ребенка с матерью.
Закономерности развития психики младенцев. Развитие физиологических механизмов психической деятельности ребенка. Причины отклонений в поведении детей: неудовлетворение потребностей, недостаток впечатлений, двигательной активности, общения со взрослыми, утомление, неправильные воспитательные воздействия.
Развитие познавательных процессов в младенческом периоде. Восприятие младенца. Различение цвета, формы, предметов. Представление о предмете как постоянном, существующим в пространстве и имеющим постоянные свойства. Память как условие появления опыта ребенка. Проявление элементарных форм наглядно-действенного мышления ребенка как установления видимых связей между предметами. Предпосылки развития речи. Понимание речи. Понимание речи и первые слова. Развитие манипулятивных действий.
Социализация. Младенец и взрослый. Формы общения с взрослыми. Появление первых социальных эмоций. Развитие потребности ребенка в эмоциональном взаимодействии с взрослым. Появление указательного жеста как средства управления поведением взрослого.
Тема 2.3. Ранний возраст.
Психофизиологическое развитие. Основные закономерности роста и развития детей: индивидуальный темп развития, высокая возбудимость, ранимость, лабильность нервной системы, быстрое установление связей с окружающим миром, легкая обучаемость в связи с пластичностью мозга, высокие сенсомоторные потребности, взаимосвязь психического и физического. К трем годам: активность, самостоятельность, аккуратность. Ходьба как средство общения с окружающим миром. Значение ходьбы в развитии ребенка.
Развитие деятельности. Развитие предметной деятельности. Переход от элементарного манипулирования к предметным действиям и к предметно-игровым. Этапы формирования предметных действий. Типы предметных действий. Развитие орудийных и соотносящих действий у детей. Предметно – игровая активность как предпосылка игры. Игровое отношение к предмету. Предметная игра как основа зарождения сюжетно-отобразительной игры.
Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Их значение в освоении способов обследования предметов, развитии ручной умелости, развитии знаковой функции сознания, творческих проявлений ребенка.
Роль бытовой деятельности в развитии ребенка: усвоение культурных способов удовлетворения биологических потребностей, расширение сферы самостоятельности, освоение правил поведения, формирование основ личностных качеств.
Развитие познавательной сферы. Развитие речи в раннем детстве. Понимание речи. Переход к активному усвоению речи. Овладение речью на основе психологического механизма – языкового чутья. Эгоцентризм речи. Развитие функций речи.
Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка. Формирование и развитие восприятия и мышления. Наглядно-действенное мышление как ведущий вид. Появление наглядно-образных форм мышления к концу раннего возраста. Появление обобщений. Формирование знаковой функции сознания.
Особенности внимания и памяти в раннем возрасте.
Предпосылки развития личности. Расширение сферы общения и особенности эмоциональной жизни ребенка. Социализация эмоций. Освоение правил поведения и выполнение нравственных норм. Изменение позиций ребенка по отношению к окружающему.
Предпосылки развития самосознания ребенка: отделение действий от предмета и себя от своих действий; осознание того, что собственные чувства и желания могут не совпадать с желаниями других; сравнение себя с другими; имя как первое звено структуры самосознания; появление местоимения «Я»; гордость за собственные достижения; потребность в самостоятельности.
Проблема кризиса трех лет. Симптомы кризиса. Психологические новообразования, связанные с периодом кризиса. Отношение взрослого к ребенку во время протекания кризиса.