Тема 6.2 старение и старость

Поздняя взрослость, старость как психологический воз­раст — это заключительный период жизни, включающий из­менение позиции человека в обществе и играющий свою осо­бую роль в системе жизненного цикла.

Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление:

• как биологический феномен старость связана с возраста­нием уязвимости организма, с увеличением вероятнос­ти смерти;

• как социальное явление старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением (снижением) соци­ального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира. Издавна бытуют пред­ставления о старости как о тяжелом, инертном, «закат­ном» времени жизни. Распространенные стереотипы, со­циальные ожидания относительно старости нашли отражение во множестве пословиц и поговорок русско­го народа: «Пора списать в архив», «пора сойти с кру­га», «пора на мыло», «пора с ярмарки», «был конь, да изъездился», «укатали сивку крутые горки»; на психологическом уровне речь идет об осознании про­исходящих изменений и более или менее успешном приспособлении к ним.

Определить хронологические границы начала старости весь­ма сложно, поскольку диапазон индивидуальных различий в Появлении признаков старения огромен. Эти признаки выра­жаются в постепенном снижении функциональных возмож­ностей человеческого организма. Однако старость следует ха­рактеризовать не только с негативной стороны, выделяя Угасание определенных способностей по сравнению со зрело­стью. Необходимо установить качественные отличия психи­ки пожилого человека, выявить и показать особенности пси­хического развития, происходящего на фоне ухудшающейся психофизиологии, в условиях инволюционных изменений нервной системы.

Средняя продолжительность жизни в бронзовом веке со­ставляла всего 18—20 лет, в средние века — 35 лет, в XIX в. — 44 года. В XX в. средняя продолжительность жизни возросла до 68—72 лет.

Ученые разных специальностей (антропологи, геронтоло­ги, психологи) имеют различные точки зрения на периодиза­цию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большинство эмпирически выбирают возраст 60—65 лет как начало старости. В качестве иллюстрации можно привести несколько точек зрения:

• Б. Пржигода: старение — от 60 до 75 лет, старческий возраст — от 75 до 100 лет;

• Э.Б. Харлок: старость или старение — от 60 лет до смерти;

• Дж. Биррея: поздняя зрелость — 50-75 лет, старость — от 75 лет;

• Д.Б. Бромлей: в условиях Англии цикл старения из 3 ста­дий: удаление от дел — 65-70 лет; старость — 70 лет и более; дряхлость, болезненная старость и смерть — до 100 лет.

В соответствии с классификацией Европейского регио­нального бюро старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет — дол­гожительство

III. Период собственно старости (через несколько лет пос­ле выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя соци­альный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

• общение в основном с такими же старцами;

• общение с членами своей семьи, которые либо эксп­луатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

• некоторые пенсионеры находят для себя новые кон­такты в общественной деятельности (или даже в про­должающейся профессиональной деятельности);

• для части пенсионеров меняется значение отноше­ний с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика свя­зи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».

2. Ведущая деятельность:

• досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опроверга­ет представление об их «ригидности»; они по-пре­жнему продолжают искать себя, искать смыслы в раз­ных деятельностях...). Главная проблема такого поиска — «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;

• стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принци­пу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;

• для части стариков в этот период (даже когда здоро­вье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью мо­жет стать подготовка к смерти, что выражается в при­общении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состоя­ния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особен­ности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

• в основном общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец нахо­дится на стационарном лечении);

• также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

• лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

• стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75—80 лет и старше) может характеризо­ваться:

1. Социальная ситуация:

• общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет на­стоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей дол­гой жизни для других членов семьи;

• у здорового долгожителя могут появиться новые дру­зья и знакомые;

• поскольку долгожитель — явление редкое, то пооб­щаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

• она во многом зависит от наклонностей данного че­ловека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для со­хранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).

Наши рекомендации