Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов по цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.), ребенок должен уметь самостоятельно называть 4–5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация
по цвету — 3 оттенка;
по величине — 5 предметов;
по расположению в пространстве — 3 положения;
серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
Тематическое планирование психологических занятий
Для детей от 3 до 4 лет
(1 занятие в неделю по 20 минут, всего 31 занятие)
Месяц | № | Темя занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | Знакомство Давайте дружить Правила поведения на занятиях Я и моя группа | ||
Октябрь | Радость Грусть Гнев Словарик эмоций | ||
Ноябрь | Осенний праздник Восприятие цвета. Обобщение: овощи, фрукты Восприятие формы Восприятие величины (большой – маленький) | ||
Декабрь | Здравствуй, Зима Диагностика Диагностика Новогодний праздник | ||
Январь | Восприятие величины (широкий-узкий) Восприятие величины (длинный-короткий) Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки | ||
Февраль | Сказка «Теремок». Обобщение: животные К.И.Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда Л.Ф.Воронкова «Маша растеряша». Обобщение: одежда, обувь Мальчики-одуванчики | ||
Март | Девочки-припевочки Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь Страна Вообразилия | ||
Апрель | День смеха Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые Итоговая диагностика Итоговая диагностика |
ПРОГРАММА КУРСА
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Занятие 1
Тема:Знакомство
Цели:
- познакомить детей друг с другом;
- создать благоприятную атмосферу на занятии.
Материалы: игрушка Зайчик (кукла бибабо), обруч, зонт, музыкальное сопровождение, мяч, цветочная полянка, бумажные цветы, клей-карандаш, зеленый маркер, мыльные пузыри.
План:
I этап. Организационный
Приветствие
В холле ребят встречает Зайчик и приглашает их на занятие.
Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут (И.О. психолога). А тебя как зовут? (психолог знакомится с каждым ребенком) С этого дня мы с вами будем встречаться, вместе играть, рисовать, разговаривать. Сегодня помогать мне будет мой давний друг Ушастик.
II этап. Мотивационный
Появление персонажа
Ушастик приветствует каждого ребенка за руку, знакомится, предлагает свою помощь в проведении игр.
Игра «Карусели»
Ушастик кладет обруч посередине ковра, и предлагает ребятам встать вокруг него.
Еле-еле-еле-еле, Закружились карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Побежали, побежали, Побежали, побежали. Тише, тише, не спешите Карусель ос-та-но-ви-те. Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра. | Медленно движемся Темп речи и движения ускоряются Замедляем темп Все остановились, Поклонились друг другу |
III этап. Практический
1. Динамическая пауза «Зайчики»( на ковре)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгал зайка целый день,
Прыгать заиньке не лень.
Игра «Солнышко и дождик»
Ушастик находит зонтик и просит детей сказать для чего он нужен.
Психолог: Давай, Ушастик, прячься под зонтик, и вы, ребята, тоже прячьтесь, и дождик нам будет не страшен!
Ушастик: Ребята, когда я буду открывать зонтик, мы под него все будем прятаться. А как только зонтик закроется, мы будем снова бегать и прыгать по полянке. Понятно?
Психолог: Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
Ушастик: Прячемся все под зонтик.
Психолог: Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, теплое, лучистое.
Ушастик: Дождик прошел, можно идти погулять!