По специальности «педагогическая психология»
Раздел I. Введение в педагогическую психологию
Предмет, методы и структура педагогической психологии.
Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука. История становления педагогической психологии. Основные разделы педагогической психологии: психология учения, психология воспитания и психология педагогической деятельности.
Взаимосвязь педагогической психологии с другими отраслями психологического познания. Ее статус в комплексе наук о человеке. Значение педагогической психологии для экспертной оценки и проектирования образовательных систем разного масштаба.
Тенденции изменения предметных областей педагогической психологии в контексте историко-культурных моделей образования и его назначения. Различные подходы к пониманию педагогического процесса, представлений об образовании и образованности в различных историко-культурных эпохах. Актуальные проблемы и задачи современной педагогической психологии в контексте основных тенденций развития образования.
Классические и новые ракурсы исследования в области педагогической психологии (проблема соотношения развития и обучения; проблема соотношения обучения и воспитания; проблема учета сензитивных периодов развития в обучении; проблема одаренности детей; проблема готовности детей к обучению в школе, профильное обучение, психологическое обоснование сопровождения учащихся в процессе вузовского и поствузовского образования).
Частные психолого-педагогические дисциплины:психология обучения конкретным предметам (математике, родному языку, иностранному языку и т.п.), психология обучения и воспитания взрослых, психология обучения и воспитания умственно- отсталых детей, или детей с дефектами зрения, слуха или речи.
Методы исследования педагогической психологии по способу актуализации изучаемых явлений – наблюдение, эксперимент, естественный эксперимент, формирующий эксперимент. Методы исследования по способу отражения изучаемых явлений – прямые (самонаблюдение) и косвенные (по объективным показателям деятельности и т.п.). Предмет, задачи, принципы психодиагностики в образовании.
Раздел 2. Психология учения
Понятие о психологии учения. Структура учебной деятельности: мотивационный, операционный и контрольно-оценочный компоненты. Понятие о научении. Виды научения: научение по механизму импринтинга, условно-рефлекторное научение, оперантное научение, викарное научение, вербальное научение.
Психологические теории учения. Психологические теории учения конца XIX началаXX века. Концепция обучения и развития Л.С. Выготского. Теория детского развития Жана Пиаже.
Психологические теории учения второй половины XX века. Теория деятельности как фундамент теории учения. Теория научения необихевиористов. Теория поэтапного формирования умственных действий. Психологические основы проблемного обучения. Концепция развивающего обучения. Когнитивная психология и образование. Гуманистическая психология и образование. Психологические основы исследовательского обучения.
Мотивация учения. Понятие о мотивах учебной деятельности. Стадии формирования мотивации. Мотивы и потребности. Влияние учения на формирование личности школьника.
Психологические и педагогические факторы, определяющие успехи и неудачи в учении. Основные психологические факторы учения: 1) познавательные - исходные знания и умения, уровень развития мышления (логики, творчества), понимания речи, памяти, внимания, индивидуальные познавательные стили; 2) личностные – мотивация и ценности, воля, самооценка, эмоциональные характеристики. Данные о влиянии познавательных и личностных факторов учащихся на процесс учения.
Педагогические факторы эффективности учения: содержание и методы обучения, мастерство и личность учителя, характер взаимодействия со сверстниками.
Характеристики содержания обучения как фактора эффективности учения – обобщенность и системность знаний, подлежащих усвоению, их полнота, единство и дифференцированность эмпирических и теоретических знаний, логическая строгость, разнообразие форм представления и др. данные об эффективности этих факторов.
Основные методы обучения как фактор учения: 1) на этапе уяснения содержания – информационный, дедуктивный и проблемный методы объяснения, 2) на этапе отработки – методы непроизвольного и произвольного, непосредственного и опосредованного запоминания, интериоризации и автоматизации.
Психологические аспекты дифференцированного обучения.
Дифференцированность содержания и методов обучения, позволяющая учитывать индивидуальные особенности отдельных учащихся и групп учащихся и данные о влиянии дифференцированного обучения на эффективность учения. Предметная ориентация мышления и качественная специфика умственного развития. Диагностика развития предметных способностей учащихся в обучении.
Мастерство (владение предметом и технологией обучения) и качества личности (мотивация, ценности, эмпатийность, самооценка, коммуникативные способности) как факторы учения. Эмпирические данные о влиянии этих факторов на процесс и результаты учения (Ляудис, Лийметс, Цукерман, Рубцов, Матис, Зимняя, Маркова).
Уровни обученности: узнавание, воспроизведение, понимание и усвоение.
Обучение и когнитивное развитие.
Понятие об обучении. Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития. Содержание обучения и психическое развитие. Обратная связь в обучении. Обучаемость, успеваемость и уровень развития ребенка. Психологические причины неуспеваемости. «Обученная беспомощность» и её последствия. Психолого-педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в учении.
Психологические аспекты оптимизации обучения. Психологическая характеристика форм передачи знаний. Условия эффективности учебной деятельности школьников.
Психологическая характеристика технологий обучения. Технология «Развитие критического мышления» и её возможности для совершенствования познавательной сферы личности. Развивающая технология «шаг за шагом» (дошкольный возраст). Технологии развивающего обучения в начальной школе. Технология педагогических мастерских (основная школа). Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст).
Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе.
Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах. Организация обучения детей в младшем школьном возрасте. Психологические основы учебной деятельности подростка. Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника.
Психологическая безопасность и образовательная среда.