Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы.
В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом Это понятие ввел в обиход М. Форверг.
Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп.
Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.
Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.
Принцип активности
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Принцип исследовательской творческой позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.
Принцип объективации (осознания) поведения.
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.
Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
1) содержанием тренинга,
2) особенностями группы,
3) особенностями ситуации,
4) возможностями тренера.
Фундаментальная ошибка атрибуции– склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу личностных. Эта ошибка не носит абсолютного характера (не всегда проявляется, не при любых обстоятельствах, ее можно научить распознавать). Условия возн-ния:
--Ложное согласие – это переоценка типичности своего поведения (своих чувств, убеждений), наблюдатель считает свою точку зрения единственно верной, которая должна быть свойственна всем людям, любое отклонение от нее связано с личностью наблюдаемого.
--Неравные возможности –непринятие в расчет ролевой позиции действующего лица. человек играет множество ролей, и некоторые его роли позволяют легче самовыразиться и проявиться позитивным качествам.
--Игнорирование информационной ценности неслучившегося. Информация о «неслучившемся» – о том, что человек «не сделал», может быть основанием для оценки поведения, именно она часто опускается, поскольку наблюдатель поверхностно воспринимает только «случившееся».
-Большее доверие к фактам, чем к суждениям. Первый взгляд всегда обращен к «более выпуклому» факту – к личности («фигуре»), а ситуацию («фон») еще следует определить.
--Легкость построения ложных корреляций положен в основу имплицитных теорий личности:наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу. (например, все полные люди – добрые)
Мотивационные ошибки атрибуции - это различные виды «защиты», пристрастия, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия. эти ошибки были выявлены в ситуациях, когда испытуемые стремились сохранить свою самооценку в ходе приписывания причин поведения другого человека. Величина самооценки зависела в большой степени от того, приписываются ли себе или другому успехи и неудачи. Тнденция, свойственная человеку, видеть себя в более позитивном свете, чем это гарантировалось бы беспристрастной позицией.
Вайнер. Он предложил рассматривать три измерения в каждой причине:
внутреннее - внешнее; стабильное - нестабильное; контролируемое - неконтролируемое.
Различные сочетания этих измерений дают восемь моделей (возможных наборов атрибуций):
внутренняя -- стабильная -- неконтролируемая; внутренняя -- стабильная -- контролируемая; внутренняя -- нестабильная -- неконтролируемая; внутренняя -- нестабильная -- контролируемая;внешняя -- стабильная -- неконтролируемая; внешняя -- стабильная -- контролируемая; внешняя -- нестабильная -- неконтролируемая; внешняя -- нестабильная -- контролируемая.
Вайнер предположил, что каждое сочетание включает в себя различную мотивацию