Предмет социальной психологии. Динамика представлений о предмете социальной психологии. Социальная психология в системе научного знания.
Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой статус, который приводит к тому, что каждая их «родительских» дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве основной части. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая рождалась на стыке социологического и психологического знания.
Все это создает немалые трудности в определении предмета социальной психологиии.
Практические запросы опережают развитие теоретического знания.
Необходимо было очертить круг проблем социальной психологии и поэтому исследователи исходили из признания факта, что социальная психология, несмотря на свой пограничный характер, представляет собой часть психологии. Следовательно, социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, этому предшествовали ряд дискуссий.
В истории советской социальной психологии можно выделить 2 этапа этой дискуссии: 20-е годы и конец 50-х начало 60-х годов. Оба эти этапа помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе научного знания, и способствует выработки более четкого определения её предмета.
В 20-е годы дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована 2-мя обстоятельствами:
1. сама жизнь в условиях нового становящегося общественного строя выдвинуло задачу разработки социально-психологической проблематики
2. идейная борьба тех лет захватила и область социально-психологического знания.
Особое значение имела точка зрения Г. И. Челпанова, который предложил разделить психологию на 2 части: социальную и собственно психологию. Социальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой.
Возражения Челпанову приняли различную форму.
В. А. Артёмов говорил о том, что нет необходимости выделять ещё какую-то специальную социальную психологию: просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива.
П. П. Блонский биологизировал психологию.
В. М. Бехтерев предложил создать науку - рефлексологию. Определенную её отрасль он предложил использовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасль он назвал «коллективной рефлексологией» и считал, что её предмет – это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, взаимоотношения их членов.
Не было четкости в определение предмета социальной психологии.
Результатом этой борьбы явился тот факт, что лишь первая из обозначенных трактовок предмета социальной психологии получила права как учение о социальной детерминации психики. В этом понимании самостоятельного статуса для социальной психологии не предполагалось, попытки построения её как особой дисциплины прекратились на довольно большой срок, но это не исключало существования отдельных исследований (это изучение вопросов коллектива, проблем классов, групп).
Важнейшую роль здесь сыграли исследования Выготского. Он вывел учение о высших психических функциях, которое реализовало задачу выявление социальной детерминации психики. Пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях жизни. Выготский сравнивал социальную и коллективную психологию, и говорил, что предмет социальной психологии – психика отдельного человека, а коллективной – личная психология в условиях коллективного проявления (например, войска, церкви).
Социальная психология продолжала развиваться на Западе.
В конце 50-х – начале 60-х годов развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии.Два обстоятельства способствовали обсуждению этой проблемы:1- расширяются запросы практики и 2- изменения в области самой психологической науки ( имея огромный запас теоретических знаний не было четкого понимания о предмете, задачах и методах, и ее месте в системе наук) В1959г началась дискуссия на съезде психологов где ставился вопрос о понимании предмета, и соотношения соц псих с псих-ией и соц-гией. В определении предмета соц-псих сложилось три подхода:1-соц псих-ия наука о массовых явл психики (социологи) 2. – наука изучающая личность (психологи) 3- синтезирующий подход, такое понимание отвечало реально складывающейся практике исследований и практическим потребностям общ-ва, поэтому оказалось наиболее укоренившимся. Но не было найдено однозначного ответа о границах соц псих, и до сих пор эти границы размыты.
19. Особенностью социальной психологии является ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конкретными задачами, которые стоят перед обществом определенного типа, его традициями, культурой.
Задачи для исследователей:
1) корректный анализ зарубежной социальной психологии, содержания ее теоретических концепций, методов и результатов исследований. Не приемлемо как простое копирование выводов, идей зарубежных исследователей, так и однозначное отрицание чужого опыта. Необходимо рассматривать этот опыт под углом зрения условий, существующих в конкретном обществе;
2) отработка прикладного характера исследования в социальной психологии. Социальному психологу важно помнить об этических проблемах, которые неизбежно встают в процессе исследований; понимать и осознавать проблемы, диктуемые обществом; находить свое место в решении этих проблем.
В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потребность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стереотипов, смена ролевого поведения, этнополити-ческие конфликты!. Реальна проблема психического здоровья общества. Многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям. Переход от социальных гарантий в области здравоохранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности идет очень болезненно. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи.
Основные из этих задач следующие:
1) теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;
2) исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;
3) выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;
4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);
5) выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения. Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.
Общество диктует проблемы социальной психологии, поэтому главная задача социального психолога – уметь выявить эти проблемы. В построении целостного здания социально-психологической науки эта часть работы и наиболее важна.
20. Основные теоретические направления в психологии ХХ века.
Возникновение соц. пс. формально связывают с 1908г выход в свет книги Росса «Соц псих», и книги Макдугалла «Введение в соц псих», а также был соц заказ на исследования. Соц псих возникла на стыке двух наук соц=гии и общей псих., каждая из нак наложила свой отпечаток. Соц психология – отрасль псих-гии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в соц гр, а также психологические хар-ки самих гр. В настоящее время общепризнанными считаются несколько направлений: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм, гуманизм.
Бихевиоризм–Родоначальник Д. Уотсон, Б. предлагает считать основным в поведенческих реакциях индивида лишь совокупность реакции организма на стимулы окружающей среды. Благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у чел-ка разные черты повед-я. Теория социального научения – человек формирует свое поведение, свои реакции в результате социального научения. Его механизмы - подкрепление (человек склонен повторять то поведение, которое подкрепляется) и обучение, по образцам. Теория социального обмена – человеческое поведение как функция его платежа: сумма и вид человеческого поведения зависят от суммы и вида вознаграждения и наказания, которые оно приносит.
Представления о человеке «Человек механический, реагирующий», трактуется как биологический организм, реагирующий рефлекторно на внешние раздражители, обладающий способностью к научению, адаптирующийся к условиям окружающей среды по закону эффекта. Он пластичен, формируется обществом.
Необихевиоризм (Бандура, Тибо, Келли, Хоманс) претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Большинство работ выполнено на животных, это является основным методологическим упреком, который социальные психологи этого направления пытаются преодолеть.
Психоанализв рамках соц псих рассматривается прежде всего как направление науки о поведении ч-ка, в котором значительное место занимают вопросы деятельности индивида, проблематика структуры личности, связь м\д сознательным и бессознательным. Основоположник Фрейд. Главная проблематика этого направления – наличие противоречия, конфликта м\д обществом и личностью. Она имеет место потому что существует соц-ный контроль со стороны общ-ва, который ограничивает свободу личности. Конфликт м\д личностью и общ-вом связан с природой ч-ка, которая с трудом подвергается серьезным изменениям. Поведение людей определяют не столько внешние, сколько внутренние силы. Внутренние силы могут иметь как сознательный так и бессознательный характер. два инстинкта, движущие поведением: инстинкт самосохранения и сексуальный. Их борьба определяет природу общ-ва, его функционирование, развитие, конфликты. Неопсихоанализ - Человек рассматривается как существо изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, целесообразно и обдумано. Юнг. Он в психике человека не столько индивидуального, сколько коллективного. – архетипы. Согласно Хорни, неврозы развиваются из противоречий во взаимоотношениях людей, порождающей у индивида чувство «коренной тревоги» (тревожного страха, неуверенности и т.п.). Фромм в отличие от З. Фрейда доказывал, что психика и поведение человека обусловлены социально.
Интеракционизм.Главная особенность - анализ социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое люди вкладывают в конкретное социальное действие. Основные символы, которые используют в этой парадигме: жесты, язык, ритуал Каждый символ имеет свой соц.смысл, своё содержание и значение.
Главное в человеческом действии – интерпретация, создание значений, опосредование непосредственных воздействий. Ключевым понятием является понятие «интеракция» или «социальное взаимодействие». Индивид, личность всегда социальны, т.е. человек не может формироваться вне общества.
Когнитивизм– Исходным принципом является рассмотрение соц-ного поведения с т.з.. познавательных, когнитивных процессов индивида. И познавательные процессы прежде всего с тчк зрения интерпретации поведения, детерминированного знанием. Подходы этого направления ориентированны на когн-ую активность индивида, на ее анализ в условиях естественной целенаправленной д-сти. Эта активность связана с приобретением, организацией, и использованием знания. Особое место занимают теории когн. соответствия (Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгут, Танненбаум) - главным мотивирующим фактором поведения инд-да явл-ся потребность в установлении соот-вия, сбалансированности его когнитивной структуры. Во всех этих теориях сделана попытка объяснить соц поведение личности - поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании ч-ка, но именно это делает эти модели крайне уязвимыми.
Гуманизм - Базируется на иерархии потребностей человека. Главным источником развития личности являются врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Каждый человек уникален, его не надо дотягивать до нормы, ему нужно помочь в личностном росте, в наиболее полной самоактуализации, самореализации.
21. Гуманистическое направление в психологии ХХ века. В настоящее время большое значение приобретает гуман ориентация, ее главной задачей явл-ся самоактуализация и самореализация ч-кой личности, раскрытие всех ее потенциальных возможностей. Роджерс, Маслоу, Сатир, Франкл, Ялом. возникло в 50гг в США.
Базируется на иерархии потребностей человека. Главным источником развития личности являются врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Ориентация на целостного ч-ка, на его развитие, раскрытие его потенциала, на помощь и устранение барьера в этом развитии.
Главное представление о человеке – уникален, и неповторим, постоянно созидающий себя, осознающий свое назначение в жизни, самоактуализировавшийся, способный сделать выбор и ответить за последствия данного выбора. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья. Каждый человек уникален, его не надо дотягивать до нормы, ему нужно помочь в личностном росте, в наиболее полной самоактуализации, самореализации. Самоактуализировавшийся человек – это человек, способный сделать выбор и отвечать за последствия этого выбора. Человек не должен быть собственником другого человека, и не должен перекраивать его по своим стандартам.
Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего по Маслоу, существует пять уровней мотивации. Он сформулировал закон поступательного развития мотивации. Лестница потребностей начинается снизу там находятся естественные потребности, затем в защите, понимании, уважении, затем самореализация и самоактуализация. Нельзя переступить ни одну ступень, нельзя удовлетворить высшие потребности не удовлетворив низшие.
По Роджерсу это - «самоактуализирующаяся тенденция», - «организмический отслеживающий процесс». На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура Я. Цель жизни – реализовать весь свой врожденный потенциал. Я-идеальное - набор представлений, качеств, которыми индивид очень хотел бы обладать или тот образ, которому он хотел бы соответствовать. Если между Я-реальным и Я-идеальным разрыв, то человек неудовлетворен.
22. Становление символического интеракционизма: Ч.Кули, Дж.Мид.Главная особенность СИ – анализ социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое люди вкладывают в конкретное социальное действие. Основные символы, которые используют в этой парадигме:жесты, язык , ритуал. Каждый символ имеет свой соц.смысл, своё содержание и значение. Чарльз Кули создал фундамент для СИ. (Кули – Мид – Блумер). Критиковал инстинктивизм (Макдугал) и теорию подражания (Тард), за то, что нельзя инстинкты рассматривать как мотивы социального поведения. Свой подход Кули называл органическим, т.к. он исходил из единства личности и общества, которые рассматривал как организм. И говорил, что их нельзя разделять. Т.е для Кули было важно взаимодействие личности и общества. В рамках этой концепции Кули рассматривал соединение «Я» и «МЫ». Человек обладает социальным сознанием, т. е. человек способен осознавать свою личность, отделять себя от группы. «Я» и «МЫ» всегда связаны, это связь и есть интеракция.
Выделил 3 типа сознания: самосознание (что я думаю о себе);общественное сознание (что я думаю о других); публичное сознание (то, что люди думают обо мне). Теория зеркального «Я»: личность есть совокупность психических реакций человека на мнение о нём окружающих. «Я» человека=это воспринятое человеком зеркальное отражение впечатлений, которые он произвёл, по его мнению, на окружающих. 3 аспекта зеркального Я: 1) Образ нашего облика в представлении другого человека; 2) образ его суждения о нашем облике; 3) самоощущение. Создалтеорию первичных групп - небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, как правило, отличающиеся взаимной симпатией и пониманием. Это фактор социализации личности. Это семья, игровая площадка, соседство, учебная группа т.д. Вторичная группа=это группы или соц. институты, которые образуют соц.структуру общества (правительство, церковь, образование и т.п.). В этих группах царят базличные, формальные отношения.
Мид. Центральным было понятие «социального акта»=постоянный, непрекращающийся диалог между людьми, т. е. взаимодействие между людьми, обмен установками.
Социальный акт включает 4 стадии: 1-импульс (побуждение к действию внешней средой),2- восприятие (формируется в сознании индивида представления об объекте будущего действия),3-манипуляция (взаимодействие субъекта и объекта),4-консумация (потребление=получение пользы от объекта воздействия ). В социальном акте 2 типа воздействия: 1)символическое (обмен установками, смыслами, значениями в различных формах (языковой, жестовой, вербальной), 2)несимволическое (непосредственная реакция людей на действия друг друга)
Мид выделял в структуре личности понятия I и Me. Me,-т.е. как индивиды видят себя глазами других. I-это самость личности, источник непредсказуемого поведения, автономность и возможности человека. В этом и отражается двойственная природа личности. Процесс становления личности по Миду проходит в 2 стадии игры: 1-игра – «Play», выполнение ролей не принадлежит самому ребёнку, процесс общения не только с другими, но и с самим собой (игры в куклы - выполняют роль родителей); 2-игра – «Game», соревнование с другими. Здесь дети видят себя не только собственными глазами, но и глазами своих сверстников.
Ответвление символического интеракционизма:1-Чикагское (Мид, Блумер, Шибутани) – изучали взаимодействие между людьми, с т.зр. его изменяющегося характера, 2-Айовское (Кун, Партленд) – изучали взаимодействие в стабильных структурах. Они стремились формализовать исследования и их структуру в науке.
22. Развитие символического интеракционизма: Блумер, Кун, Гофман. Главной особенностью симв. интер. явл-ся анализ соц-ых взаимод-ий м-у людьми, на основе того символич-го содержания, кот они вкладывают в свои конкр-ые действия. Осн-ое вним удел-ся жестам, ритуалам и языку. Представители чикагского направления изучали соц-ное вз-вие с тз процессуального, изменяющегося вз-вия, процесса, а айовцы в неизменных, стабильных структурах, они стремились формализовать эти вз-вия. Разница школ в их методологии.
Блумер (чикагс шк) как и Мид, выделял 2 уровня вз-вия: - символический и несимволический. Несимволический – характерен только для живой природы, символ-ий только для ч-ка. Исходил из символической природы языка: в процессе общения язык порождает одинаковые реакции на языковые конструкции. Значение объекта определяется не присущими ему свойствами, а его ролью в поведении. Объект это то, что он значит в ожидаемом и реальном соц-ном вз-вии. Значения формируются в процессе соц-ного вз-вия. Люди приписывают значения символам, т.е. их интерпретируют, и поэтому объекты наделяются смыслом. Любая ситуация м\б интерпретирована по-разному. Если смыслы и значения совпадают – понимание. Три постулата Блумера: *человеческая деятельность осуществляется в отношении объекта, на основании тех значений, которые индивиды им приписывают; *сами значения выводятся из соц-ного вз-вия в которое люди вступают м\д собой, т.е. эти значения являются продуктами соц-ной интеракции м\д индивидами; *мы сами устанавливаем эти значения, тогда когда мы их интерпретируем. Значения изменяются посредством интеракции. Интеракция это процесс, который использует каждый индивид в отношении окружающих его символов. Ч-к активен, а не пассивен, т.к. он все время интерпретировать знаки и значения символов. Считал т.к. личность в процессе вз-вия постоянно изменяется, то незачем в исследованиях применять математические методы.
Кун(айовская ш.) пытается некоторые теоретические положения Мида доказать эмпирическим путем. - теория самооценки личности - поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует окружающую действительность, в том числе и себя. И таким образом личность превращается в рефлексивное Я. Если мы знаем референтную гр индивида, мы можем предсказать самооценку личности, если мы знаем самооценку личности, мы можем предсказать ее поведение. Кун и его сторонники рассматривают личность как структуру соц-ных установок, сформировавшихся на основе интернализованных ролей, и придают им решающее значение в детерминации поведения личности.
Различие школ в подходах к ролевому поведению. Для Блумера это поисковый, динамичный, творческий процесс. Кун придает решающее значение ролевым факторам – «деланье роли, исполнение, проигрывание, тем самым фактически, исключая спонтанный творческий элемент из поведения личности. Кун утверждает что индивид формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемыми статусами в гр, с которыми он себя идентифицирует, т.е. в его референтных гр.
Э. Гофмана: Развивался под влиянием идей Мида. Он проявлял интерес к личности, к повседневному, ритуальному поведению людей, т.е. поведению, которое доступно наблюдению. Для Гофмана характерен драматургический подход к рассмотрению личности. Его не волновали проблемы общественной жизни, его волновали люди. Часто использовал анализ метода документов, которые возникали естественным образом (например, реклама), и включенного наблюдения. Создал теорию «Рамочного анализа» «Рамка» - некая конструкция, которая обрамляет. Рамка составляет определенную методологию. С помощью неё можно исследовать поведение людей. Поэтому необходимо изучать ситуацию взаимодействия, когда люди представляют себя другими в повседневной жизни. Гофмана интересует восприятие индивидом окружающего мира, включенность в этот мир. Он изучает не сами социальные явления, а те смыслы и значения, которые люди им придают. Он рассматривает поведение личности, придерживаясь концепции множественности «Я». Человек имеет столько различных социальных «Я», сколько существует групп, в жизни которых он участвует, т.е. группы значимых других. Изучая, проблему взаимодействия он выделяет 2 процесс коммуникации: произвольная (это, то, что люди предоставляют знать о себе в общезначимых символах); непроизвольная (непреднамеренная невербалика, более театральна).
23.Бихевиоральная парадигма в психологии: формирование и основные идеи (Уотсон, Павлов, Скиннер).В начале ХХ века возникает мощное направление, утвердившееся в качестве предмета психологии поведения, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами окружающей среды, к кот он адаптируется. Родоначальник американский ученый Уотсон (1913г), он и его соратники считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему изучению, а психике доступно поведение, за поведением могут наблюдать сразу неск исследователей, они могут объединить свои впечатления. Появился новый метод – объективного внешнего наблюдения. Б-сты отрицали сознание, рассматривали только поведение, поведение это система реакций. Естественно научной базой для б-зма стала Павловская концепция условных рефлексов. Б-сты признавали естественно-научную школу в науке, и поэтому было необходимо иметь причинные объяснения, т.е. любое действие нужно было причинно объяснить. Причиной должен быть стимул, зная стимул можно предопределить реакцию, а, зная реакцию, можно предугадать каков был стимул. С помощью этой схемы они считали, что можно объяснить любую деятельность ч-ка. Деятельность ч-ка это сложный комплекс реакций. Б-изм завоевал высокое признание благодаря высокой культуре экспериментальных работ, но эксп-ты они проводили на животных, а результаты переносили на людей. Скиннер, как представитель бихевиоризма третьей волны (1-Уотсон, 2-Толмен, Халл) отказывается от структуры и выдвигает на первый план процесс. По его мнению, повед это набор поведенческих шаблонов. Различные ситуации вызывают разные реакции. Реакция личности исключительно зависит от опыта. Категорию «личность» Скиннер считал как выдуманное понятие, и делал акцент на анализе характерных особенностей прошлого опыта и на уникальных врожденных особенностях. Ключевая структурная ед-ца в его теории это реакция. Реакции он делил на 2 категории: - простые рефлекторные (чихание, вздрагивание на громкость) и сложное комплексное поведение (решение мат задач, игра в шахматы). В своем подходе С-р различал реакции по стимулам. 1.Реакции кот вызываются определенными стимулами (мигание). 2.Р-ции кот нельзя связать ни с одним стимулом. Р-ции второго типа порождаются самим организмом и называются оперантами. Стимулы среды не принуждают орг-изм вести себя опред образом, исходная причина нах-ся в самом орг-ме.
24. Психоанализ и неофрейдизм. Психоанализ(2) в рамках соц псих рассматривается, прежде всего, как направление науки о поведении ч-ка, в котором значительное место занимают вопросы деятельности индивида, проблематика структуры личности, связь м\д сознательным и бессознательным. Основоположник Фрейд. Главная проблематика этого направления – наличие противоречия, конфликта м\д обществом и личностью. Она имеет место, потому что существует соц-ный контроль со стороны общ-ва, который ограничивает свободу личности. Моральные нормы, санкции, запреты подавляют влечения человека, ведут к отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, неврозам…Психотерапия это средство адаптации к существующей ситуации. Конфликт м\д личностью и общ-вом связан с природой ч-ка, которая имеет консервативный характер и с трудом подвергается серьезным изменениям. В соответствии с учением психоанализа поведение людей определяют не столько внешние, сколько внутренние силы. Внутренние силы могут иметь как сознательный, так и бессознательный характер. Заслуга Фрейда состоит в том, что он обосновал возможность бессознательной мотивации действий. Фрейд выделил два инстинкта, движущие поведением ч-ка: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт. Либидо или секс инст-т не знает ничего кроме принципа удовольствия. Инстинкт самосохранения выражен в противоборстве жизни и смерти. Их борьба определяет природу общ-ва, его функционирование, развитие, конфликты.
Ученик и последователь Фрейда Адлер в качестве движущей силы выдвигал волю к власти, по его мнению, это стремление присутствует в каждом человеке с самого рождения. В то же время у ребенка возникает конфликт с взрослыми, с их требованиями, и это приводит к ощущению неполноценности ребенка, и этому способствует маленький рост, физическая слабость, недостаточное умственное развитие по сравнению с взрослыми все это может формировать комплекс неполноценности. Сам комплекс делает одних слабыми, неспособными бороться, а у других в результате компенсации вызывает комплекс превосходства.
Юнг не придавал большого значения индивидуальному бессознательному и всеобщей сексуальности, отошел от биологизаторских позиций Фрейда. Большое значение он придавал коллективному бессознательному, которое передается из поколения в поколение, и в основе этого коллективного бессознательного лежат архетипы, они руководят поступками ч-ка, его действиями, в результате всего этого равновесие личность может приобрести в процессе индивидуализации. Выделил два основных противоположных типа личности – экстравертированный и интровертированный.
Последователей Фрейда стали называть неофрейдисты, они развивают социально-культурные аспекты психоанализа. Карен Хорни – полагала что бессознательные импульсы, инстинкты несут в себе отпечаток конкретной культуры, так как возникают под действием не только биологического но и социальной среды. => что внутриличностные конфликты и способы их разрешения являются отражением соц-ных противоречий. Считала, что личность может развиваться нормальным или невротическим путем. Считала, что в психике существует огромный потенциал, связанный с самореализацией.
Э. Фромм. Ведущая проблема - проблема человека. идея соц-ной обусловленности поведения ч-ка, в целом процесса формирования личности. Считал что структура личности и соц-но-экономическая структура взаимообусловлены. Социальная среда для личности более значима, чем инстинкты, в том числе инстинкт пола. Фромм показал что основной подход к изучению ч-кой личности должен состоять в понимании отношения ч-ка к миру, к др людям, к природе к самому себе. Ч-к реагирует на преобразования внешней обстановки тем, что изменятся сам.
Считает, что за душу ч-ка идет борьба 2принципов- обладания и бытия. Принцип «иметь» исходит из биологического фактора, стремления к самосохранению. А принцип «быть»(отдавать, жертвовать) заложен в соц-ном факторе. Фромм изучает такие категории как любовь в различных ее проявлениях и общение. Считает что причиной деструктивности личности могут стать общественные и политические обстоятельства, создаваемые человеком, но подчиняющие его себе. Разработал теорию соц-ного характера. Соц-ный хар-р – это форма связи м\д психикой индивида и соц-ной структурой общ-ва. Фромм отличает соц–ный х-р, являющийся ядром общ-ва, от индивидуального. Разница в том, что индивид-ый х-р присущ людям в рамках одной культуры, а соц х-р служит основанием для выявления отличий одной культуры от другой.
25. Когнитивное направление в современной психологии: общая характеристика и основные понятия. Развитие идей когнитивизма в социальной психологии.Когнитивизм – направление современной психологии, ведет свое начало от гештальт псих-гии и теории поля К.Левина, как альтернативы бих-ма. Исходным принципом является рассмотрение соц-ного поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида.
К К. Теориям относят:1) теория структурного баланса (Хайдер); 2) теория коммуникативных актов (Ньюком); 3) теория коммуникативного диссонанса (Фестингер); 4) теория конгруэнтности (Осгут и Танненбаум)
К. стремятся объяснить социальное поведение при помощи описания познавательных процессов, характерных для человека. Исследователи изучают познавательную деятельность, структуру психической жизни. Гл. акцент делается на процесс познания.
Предметом изучения является социальное поведение, которое объясняется через описание познавательных процессов.
Процесс познания и социальное поведение связаны – впечатления о мире организуются в связные интерпретации – образуются различные идеи, ожидания, установки, которые выступают регулятором социального поведения.
Гл. в К. направлении выступает понятие «когнитивной структуры» - это любая форма взаимодействия между когнитивными элементами, которая имеет мотивационные, аффективные, установочные, поведенческие следствия.
Элементами когнитивной структуры являются любые знания, мнения об окружении, о себе. Внутри когнитивной структуры 3 процесса: дифференциация, интеграция и соотнесение элементов. Человек использует их для отличия и объединения отдельных элементов.
Важными понятиями являются стимул и ответ. Стимул – это сложное образование, связанное с когнитивными процессами индивида. Есть 3 значение: 1) физический объект; 2) пространственное поле, вызывающее возбуждение нервной системы; 3) феноменологическое представление географического объекта. Ответ – это процесс организации когнитивной структуры, осуществляемый под воздействием стимула.
Особое место в К. подходе занимают балансные теории. Исходя их положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры.
И познавательные процессы, прежде всего с точки зрения интерпретации поведения, детерминированного знанием. Когн-ная псих-гия изучает восприятие, память, внимание, распознавание конфигураций, решение задач, психологические аспекты речи, когнитивное развитие и многое другое. Подходы этого направления ориентированны на когн-ую активность индивида, на ее анализ в условиях естественной целенаправленной д-сти. Эта активность связана с приобретением, организацией, и использованием знания. Такой постановкой вопроса ког-изм выступил против бих-зма, кот базируется на принципах позитивизма. Среди основателей можно назвать Джерома Брунера. Предпринял в 40гг серию исследований в области восприятия. Сформировал так называемый «Новый взгляд», в рамках кот было введено понятие категоризация – это правила, по кот мы относим предмет к определенному классу.
Еще более развитую концепцию перехода от изучения восприятия к анализу соц познания находим в работах Найссера. Он настаивает на том, что при изучении процессов познания необходимо больше внимания уделять деталям того реального мира, в котором обитают воспринимающие и мыслящие индивиды, а также структуре инф-ции, предоставляемой миром.
Позже возникли идеи социальной перцепции. Человек регулир-ет свое поведение на 2-х уровнях:. 1. Сознательная регуля-ция; 2. Спонтанная регу-ция. Эти два уровня касаются и восприятия: 1. Топовое вос. (макушечное).Не требущий усилий процесс восп-тия. Регулирует нашу привычную дея-ть. 2. Развернутое восприятие – решение перцептивной задачи. Основные закономерности соц.перцепции: 1. Люди формир-ют впечатление о других на основе минимуме информации, а затем приписываются некие общие хар-ки; 2. Люди обращают внимание на заметные черты, а не на все характе-ки. Они заметны, потому что необычны или сильно отлича-ся от других, 3. При восприя-тии др. человека мы пытаемся приписывать какие-то значения его поведению. Выдвигаем гипотезы, версии; 4. Мы организуем поле восприятия с.п. категоризации. Сразу пытае-ся новые впечатления относить к какой-либо категории. 5. Мы используем устойчивые когнитивные схемы для осмысления повед-я людей. 6. Собственные цели и потребности чел-ка влияют на его восприятие других людей.
Этапы: 1. Наблюдаемый фрагмент поведения, 2. Харак-ки личности, 3. Прогноз повед-я. (экспер-т с белыми черными кандидатами)
26. Понятие социальной гр. Значение гр для индивида. Классификация гр.
Социальная группа- это множество, элементом которого является человек. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных гру<