Практическое занятие №16. Стратегическая семейная терапия

1. Основные положения стратегической семейной терапии.

2. Методы и техники стратегической семейной терапии.

3. Терапия испытанием. Особенности применения.

Задание: анализ семейной ситуации. Составление плана проведения терапии испытанием.

Основная литература

1. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр "Детство без насилия и жестокости", 2012. - 120 с.

2. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. – М.: Речь, 2010. - 144 с

3. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

Дополнительная литература

1. Вебер Г. Практика семейной расстановки. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. - 416 с.

2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, - 320с.

3. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. – М.: Когито-Центр, 2005. - 344 с.

4. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. - 224 с.

5. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. - 224 с.

Практическое занятие №17. Транзактный анализ в семейном консультировании

1. Основные положения транзактного анализа. Эго-состояния.

2. Семейные сценарии.

3. Игры и манипуляции в транзактном анализе

4. Техники транзактного анализа.

Задание: выполнить задание по определению доминирующей жизненной позиции и сценария жизни по Ковалеву С.В. Составить рекомендации для себя.

Основная литература

1. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. - 192 с

2. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

Дополнительная литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М.,2012

2. Берн Э. Секс в человеческой любви.-М, 2003.

3. Ковалев С.В. Мы родом из Страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего. /С.В.Ковалев – Ростов н/Д Феникс, 2006. -2244 с.

4. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. - 224 с.

5. Шнейдер Л. Б., Соломатина Е. М. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. - 496 с.

Тематика практических занятий

СЕМЕСТР

Модуль 1.

Практическое занятие №1. Основы возрастно-психологического консультирования. Подготовка консультанта. Личностные качества консультанта

Вопросы для рассмотрения

1.Психологическое консультирование как один из видов психологической помощи. Практический, процессуальный характер консультирования, определение.

2.Отличие психологического консультирования от других областей практической психологии. Кратковременность контактов, эпизодичность, практическая завершенность каждой встречи с клиентом, активность и самостоятельность клиента.

3. Возрастно-психологическое консультирование: специфика задач и теоретического подхода. Проблемы и задачи консультирования в детском возрасте.

4. Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития.

5. Основные задачи психологического консультирования детей и подростков.

6. Теоретические знания и профессиональные навыки консультанта.

7. Личностные качества консультанта: эмоциональная теплота, позитивное отношение, искренность, чувство юмора, чувство трагичности бытия, конкретность, самосознание и рефлексия.

Основная литература:

1. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М.: Юрайт, 2013. - 576 с.

2. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование. – М.: Книга по Требованию, 2008. - 254 с.

3. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.

4. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2011. - 208 с.

Дополнительная литература

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.

2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.

Наши рекомендации