Раздел 1 Введение в психологию развития
1. Предмет исследования возрастной психологии:
A) возрастная динамика психических процессов;
B) Б) онтогенез высших психических функций;
C) особенности каждого возраста;
D) Г) изучение ребенка на разных стадиях его развития.
2. Основной задачей возрастной психологии является:
A)научное обоснование возрастных норм психического развития;
Б) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в
разные периоды его жизни;
B)разработка периодизаций психического развития;
Г) все ответы верны.
3. Какое из ниже перечисленных понятий лежит в основе метода
формирующего эксперимента?
A) обучаемость;
Б) зона ближайшего развития;
B) поэтапное формирование умственных действий;
Г) помощь взрослого.
4. Как связаны возраст испытуемых и интервалы между отдель
ными сеансами наблюдения?
A) чем старше испытуемые, тем чаще планируются наблюдения; Б) чем младше испытуемые, тем реже планируются наблюдения;
B) чем младше испытуемые, тем чаще планируются наблюдения; Г) частота наблюдений не зависит от возраста.
C)
5. Как называется методика одномоментного обследования
большого количества людей?
A) наблюдение; Б) анкетирование;
B) мониторинг; Г) скрининг.
Задание 6 .В. Штерн был автором теории, утверждающей, что процесс детского развития предопределяет:
А) наследственная одаренность
Б) окружающая среда
В) конвергенция этих двух факторов.
Задание 7. К факторам психического развития не относится:
А) наследственность
Б) среда.
Задание 8.
1. Основу теоретической концепции З.Фрейда составляют открытие:
а) бессознательного и сексуального начала
б) стадий развития личности
в) психоанализа
г) стадий развития интеллекта
Задание 9В понимании З.Фрейда бессознательное характеризуется:
1.Пассивностью, противоречивостью, заданностью во времени, заменой психической реальности физической реальностью.
2.Активностью, отсутствием противоречий, вневременностью, заменой физической реальности психической реальностью.
3.Нейтральностью, противоречивостью, вневременностью, отсутствием какой-либо реальности.
Задание 10. Конфликт, возникающий между структурными компонентами психики, разрешается с помощью:
а) "Оно"
б) "Я"
в) "Сверх - Я"
г) всего перечисленного
Задание 11 .Чувство устойчивости, непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития – это:
а) «Эдипов комплекс»
б) групповая идентичность
в) эго-идентичность
г) защитный механизм личности
Задание 12.Идея о том, что для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, принадлежит:
а) 3. Фрейду,
б) Э. Эриксону,
в) Ж. Пиаже ,
г) В. Штерну .
Задание 13. Характеристика, которую З.Фрейд в своей теории психосексуального развития дал подростковому возрасту:
а) чувственной зоной наслаждений является рот,
б) формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой ,
в) дружат со сверстниками одного с ними пола и сосредоточены на приобретении знаний и умений,
г) ощущают сильное, хотя и бессознательное, влечение к родителю противоположного пола.
Задание 14
1. Составить таблицу периодизации жизненного пути по Э.Эриксону, которая включает:
1) название этапа и его продолжительность;
2) задача развития;
3) проблема (вопрос) развития;
4) полюса развития;
5) социальное пространство;
6) положительное в развитии;
7) отрицательное в развитии;
8) социально-ценные качества личности.
Задание 15
По мнению Э.Эриксона, основы человеческого "Я" коренятся в:
а) осуществлении телесных потребностей ,
б) проявлении инстинктов,
в) социальной организации общества ,
г) всем вышеперечисленном .
Задание 16.Основная задача развития, стоящая перед человеком на этапе юности с точки зрения Э.Эриксона – достижение …
а) генеративности
б) карьерного роста
в) идентичности и близости
г) целостности
Задание 17.В периодизации Э.Эриксона стадии старости соответствует следующий психосоциальный исход:
а) генеративность или стагнация
б) идентичность или смешение ролей
в) целостность Эго или отчаяние
г) близость или изоляция.
Задание 18. Выберите правильный ответ и докажите истинность утверждения.
Бихевиористский подход рассматривает личность человека как результат:
а) постижения им последствий своего поведения;
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;
в) конфликтов между подсознательными силами и реальностью;
г) как результат взаимодействий между людьми.
Задание 19. Развитие личности пытались объяснить с помощью многочисленных теорий. Ниже предложены точки зрения, отражающие гуманистическиетеории, психодинамический и когнитивный подходы, мнение бихевиористов. Укажите, какое определение принадлежит следующим направлениям.
1. По мнению … личность скорее является результатом взаимодействия человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Это накопленный набор изученных моделей поведения.
2. … подход стремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий человек отводит своему контролю над ними.
3. … подход акцентирует роль бессознательных сил, находящихся в постоянном конфликте с внешней реальностью.
4. Представители … подчеркивают то, что в основе человеческой природы лежит склонность к самовыражению на протяжении всей жизни и стремление к самореализации через совершаемые человеком выборы.
Задание 20. Выписать понятия, используемые в концепции Ж. Пиаже (не менее 20) и составить их них кроссворд.
Задание 21. Одним из понятий в концепции Ж.Пиаже является:
а) эго-идентичность
б) схема действий
в) новообразование
г) либидо
Задание 22. С точки зрения Ж. Пиаже дети познают окружающий мир через восприятие предметов и действия с ними на стадии:
а) формальных операций
б) сенсомоторного интеллекта
в) конкретных операций .
Задание 23 . Экспериментально-генетический метод исследования использовал:
а) 3. Фрейд
б) Э. Эриксон
в) Л.С. Выготский
г) Ж Пиаже .
Раздел 2. Общие вопросы психологии развития
Задание1.Понятие "развитие" это:
а) процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции
б) закономерное изменение психических процессов времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях
в) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта
г) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоение каких-либо норм, способов поведения
Задание2. Признаки развития (выбрать лишнее):
а) дифференциация
б) количественное нарастание изначально заданных качеств
в) появление новых сторон, элементов в самом развитии
г) перестройка связей между сторонами объекта
Задание 3. Развитие, при котором изначально даны, закреплены, зафиксированы как стадии развития, так и конечный результат - это тип развития называется:
а) непреформированным
б) преформированным
в) эволюционным
г) революционным
Задание 4. Формирование психических структур в течение жизни данного индивида это:
а) онтогенез
б) филогенез
в) эпигенез
г) антропогенез
Задание 5. Развитие психики:
а) имеет сложную организацию во времени (цикличность)
б) это цепь процессов эволюции
в) происходит равномерно и последовательно
г) есть цепь количественных изменений
Задание 6. Процесс развития психики детерминирован не:
а) снизу, а сверху той формой деятельности, которая существует в обществе
б) сверху той формой деятельности, которая существует в обществе, а снизу тем природным потенциалом, который существует у каждого человека.
Задание 1.Процесс порождения внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур (перенос изнутри вовне) – это:
а) интериоризация
б) экстериоризация
Задание 7. Предметом культурно-исторической концепции
Л.С. Выготского является:
а) глубинные чувства и переживание
б) поведение человека
в) интеллектуальные структуры
г) сознание
Задание 8.К высшим психическим функциям относится:
а) восприятие
б) ощущение
в) логическое мышление
г) внимание
Задание 9. Признаки высших психических функций (выбрать лишнее):
а) опосредованность
б) осознанность
в) интегративность
г) системность
Задание 10. Закон развития высших психических функций:
а) возникают сначала как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь в последствии становятся индивидуальными функциями самого ребенка,
б) возникают сначала как форма индивидуального поведения ребенка, и лишь в последствии становятся коллективными формами поведения ребенка,
в) формой сотрудничества с другими людьми.
Задание 11.Отечественные ученые рассматривают соотношение процессов обучение и развития как:
а) обучение – чисто внешний процесс, оно не участвует в развитии
б) обучение ничего не меняет в развитии
в) это тождественные процессы
г) обучение - не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой развитие
Задание 12. Идея о том, что присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер, принадлежит:
а) Л.С. Выготскому
б) Д.Б. Эльконину
в) С.Л. Рубинштейну
г) П.Я. Гальперину
Задание 13. Закон чередования кризисных и стабильных возрастов был открыт:
а) Л.С. Выготским
б) Д.Б. Элькониным
в) С.Л. Рубинштейном
г) Л.И. Божович .
Задание 14. А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности:
а) в ней происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития
б) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности
в) в ней перестраиваются основные психические процессы
г) в ней изменяются отношения ребенка с окружающей действительностью.
Задание 15. Два парадокса детства были сформулированы:
а) Выготским Л.С.
б) Леонтьевым А.Н.
в) Элькониным Д.Б.
г) Гальпериным П.Я.