Семинар 19. Становление эмоциональной сферы в детстве. Психологическая роль игры на данном этапе развития
Вопросы для обсуждения
1.Становление эмоциональной сферы и депривации детства
2.Игра как важнейший способ жизнедеятельности в детстве
3.Возможности и значение детской игры для преодоления эмоциональных трудностей развития
4.Особенности «я - концепции» на этапе раннего онтогенеза
5.Характеристика мотивационной сферы на этапе дошкольного детства
6.Особенности поведения и возможности его коррекции в дошкольном детстве
Основные понятия: личностные новообразования в дошкольном возрасте,
иерархия мотивов, развитие эмоций, характер и способности, ин
дивидуальные и половые различия в поведении, детский коллектив
Семинар 20. Учебная деятельность и
Ребенка на этапе среднего детства
Вопросы для обсуждения
1. Кризис 6 – 7 лет и психологическая готовность к обучению в школе Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу.
2. Игра и развитие произвольного поведения у дошкольника и младшего школьника
3. Обучение и воспитание в школе как основное условие психического развития младших школьников.
4. Характеристика учебной деятельности младшего школьника и мотивация обучения в школе
5. Формирование личности младшего школьника.
6. Предпосылки перехода в подростковый период: возникновение внутренней жизни, направленности на самого себя, самооценки, рефлексии.
Основные понятия: кризис 6 – 7 лет, психологическая готовность к обучению в школе учебная деятельность, структура учебной деятельности, система отношений к школе, учителю, учебным обязанностям, мотивы учения, интеллектуализация психических процессов, особенности воображения и внимания, развития речи, социальная жизнь, особенности общения со сверстниками, индивидуальные различия младшего школьника.
Семинар 21. Психологические особенности проблемного развития подростка
Вопросы для обсуждения
1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки. Половое созревание и психическое развитие в подростковом возрасте.
2. Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.
3. Психологические особенности личности и поведения трудных подростков.
4. Причины, факторы, условия возникновения отклонений в поведении и деформации личности подростка.
5. Типология трудновоспитуемых подростков.
6. .Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Основные понятия: учебная деятельность подростков, опосредованность, осознанность, творческое воображение, начальные формы творческого рассуждающего мышления, отношение к учебе, самообразование, интимно-личностное общение со сверстниками, дружба, формирование личности в подростковом возрасте, потреб-ностно-мотивационная сфера нравственные убеждения, самосознание, идентификация.
Семинар 22. Психологические характеристики жизнедеятельности и развития на этапе ранней юности и взрослости.
Вопросы для обсуждения
1.Структура и характеристика личностного самоопределения на этапе юношества
2.Целеполагание как ведущий компонент смысложизненных представлений юношества.
3. Направленность личности и нравственная устойчивость старшего школьника
4. Когнитивное развитие в период ранней взрослости
5. Особенности аффективной сферы и выбор жизненной стратегии на пороге 30 лет
6. «Я -концепция» как средство обеспечения внутренней согласованности и конструктивного поведения личности
Основные понятия: проблема акселерации, профессиональная направленность, психологические особенности выбора профессии, учебно-профессиональная деятельность, половая идентификация, сихологический ,склад юноши и девушки, любовь в юности, развитие личности, развитие самосознания и образа «Я», психологическое время, жизненная перспектива, проблема смысла жизни, переход к взрослости.
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология развития и возрастная психология»
3.1. Карта методической обеспеченности учебной дисциплины
Автор, название, год издания | Количество экземпляров | |
на кафедре | в библиотеке | |
I. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах - М., 1982 - 1984. Т.1 С.192-209, 246-247, 265-271, 82-290; Т.2 С.23-89, 118-294; Т.6 С.32-37, 53-59. | ||
И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология. Полный жизненный цикл. М.: ТЦ Сфера 2003.-464с. | ||
Леонтьев, А. Н. Деятель-ность. Сознание. Личность [Текст] : учеб. пособ. для вузов- 2-е изд., стер. / А.Н. 7.Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 352 с. | ||
Лисина М.И. Проблемы онтогенез общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76103. | ||
Психология человека от рождения до смерти. / под ред. А.А.Реана – СПб.:»прайм-ЕВРОЗНАК», 2003 -416с. | ||
Психология развития/ Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко и др.М.»Академия»,2005.-528 с. | ||
Е.Е.Сапогова Психология развития человека.: М.:Аспект Пресс, 2001.-460 с. | ||
Н.Семаго, М.Семаго Теория и практика оценки психического развития ребенка. СПб.: Речь, 2005. -384с., | ||
Р.В.Овчарова Технологии практического психолога образования. .: ТЦ «Сфера», 2000.-448с. | ||
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. | ||
Психология ХХI века: учебник для вузов[Текст] / под ред. В.Н. Дружинина. - М. : ПЕР СЭ, 2003. - 863 с. | ||
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. | ||
Столяренко, Л.Д. Основы психологии : учеб. пособие для вузов. - 7-е изд., перераб. и доп. [Текст]/ Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 762 с. | ||
Фрэнкин, Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты [Текст]/Р.Фрэнкин . - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 651с | ||
II. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
1.Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для современных исследователей психологии личности // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. - М., 1981. - С. 24-30. | ||
2.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-1978. - N 4. | ||
3.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-1979. - N 2. | ||
4.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979.- N 4. | ||
5.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. - С. 25 77, 177-199, 212-220, 258-280. | ||
6.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4. | ||
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ | ||
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИЗДАВАЕМАЯ КАФЕДРОЙ | ||
V. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ | ||
1. http: // psy.piter.com Псипортал: новости, библиотека, форум. 2. http://web.psychology.ru – сайт «Психология на русском языке» Д.Сатина 3. http:|//www.psychol.ras.ru – сайт Института психологии РАН 4. http://www.pse.msu.ru – сайт факультета психологии МГУ 5. htt://www.ht/ru/ -сайт «Гуманитарные технологии Шмелева». 6. htt://psylab.unn/ac.ru/library/Psycho/satin/Labrary/catalog.shtml – сайт «каталог книжной полки по психологии» 6. http://www.psychology –online.ru/lit/obzorf.htm. – Перечень книг по психологии на русском языке. |
» изучается в 1 семестре. Итоговой формой контроля является зачет.
Банк контрольных заданий.
3.3.1. Банк контрольных заданий и вопросов по каждой теме учебной дисциплины