Раздел 1 Введение в психологию развития, возрастную психологию
Тема 1. Предмет цели и задачи курса. Выделение психологии развития в отдельную область. Становление психологии развития, возрастной психологии. Отделы и направления психологии развития, возрастной психологии. Научные подходы к проблеме развития в отечественной и зарубежной психологии. Предмет, цели и задачи курса.
Тема 2 Методология и методы изучения развития. Понятие о методологии. Методологические посылки психологии развития. Особенности диагностики возрастного развития. Показатели психического развития. Стратегии или формы исследования психического развития. Методы изучения психического развития. Составление карт психического развития. Методы обработки и статистического анализа данных о развитии. Методы анализа и интерпретации данных о развитии. Этика научного исследования.
Тема 3. Теории психического развития.
Значение и необходимость теории. Ранние теории, трактующие развитие как созревание. Биогенетический подход. Социогенетические теории развития. Теория конвергенции двух факторов.
Психоанализ о проблеме психического развития ребенка. Представления о психическом развитии ребенка в классическом и современном психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд, Дж. Боулби, А. Адлер и др.). Психосоциальная теория
Э. Эриксона.
Теории научения. Понимание процесса психического развития как процесса адаптации, приспособления к окружающей среде в бихевиоризме, необихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скинннер, А. Бандура).
Когнитивные теории психического развития. Понимание психического развития в школе Ж. Пиаже. Основные стадии развития интеллекта. Специфика детского мышления. Онтогенез психического развития в школе Дж. Брунера.
Гуманистическая психология развития. Роль гуманистических теорий психического развития – А. Маслоу, К. Роджерс, – в разработке проблем психологии зрелости. Преодоление ограниченности двухфакторных теории в гуманистической психологии.
Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского и современная отечественная психология развития. Социально-опосредованный характер психического развития человека. Основные закономерности психического развития, сформулированные Л.С. Выготским. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретический и конкретно-практический смысл. Проблема периодизации в трудах Л.С. Выготского.
Тема 4 Направленность и цели развития. Формирование глобальной направленности жизни человека в зависимости от условий зачатия. Понятие о цели развития. Цель как целостное и цельное образование. Мотивационная сфера и жизненный замысел. Типы жизненного мира по Ф.Е.Василюку. Жизненный мир и центральный жизненный принцип. Особенности онтогенеза жизненного мира. Направленность личности и доминирующие мотивы. Виды направленности по В.Н.Колюцкому.
Раздел 2 Общие вопросы психологии развития
Тема 1. Содержательные характеристики понятия «развитие». Предмет психологии развития, возрастной психологии и место данных наук в ряде психологических дисциплин. Основные функции и задачи психологии развития. Принципы психического развития. Характеристика факторов психического развития. Понятие психического развития и варианты развития.
Тема 2. Сферы, формы и пути развития. Общая характеристика основных сфер развития. Варианты рассмотрения развития. Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация. Взаимодействие процессов развития. Жизненный путь человека, историческая и культурная перспективы. Развитие в контексте жизнедеятельности субъекта
Тема 3. Факторы и движущие силы развития. Понятие и содержательные характеристики факторов психического развития. Наследственность. Источники человеческой индивидуальности в генотипе. Хромосомные и генные аномалии. Уровни среды жизнедеятельности субъекта и их роль в становлении растущего человека. Активность как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Активность и деятельность их взаимосвязь и роль в развитии ребенка.
Тема 4. Принципы и закономерности психического развития. Понятие принципа и характеристика ведущих принципов психического развития. Л.С.Выготский о закономерностях развития высших психических функций. Соотношение обучения и развития. Л.С.Выготский о зоне актуального и ближайшего развития. А.Валлон о психическом развитии ребенка. Основные закономерности психического развития.
Тема 5. Механизмы и пути психического развития. Понятие механизм. Характеристики механизма психического развития ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Психологическое новообразование. Основные векторы развития по Д.Б.Эльконину. Узловые моменты развития по Д.И. Фельдштейну. Возможные пути развития человека.
Тема 6. Понятие возраста. Кризисы развития. Категория возраста. Системы отсчета для анализа возрастных категорий. Неравномерность и гетерохронность развития. Два типа возрастов: стабильный и критический. Психологический смысл критических возрастов Кризисы развития. Отличительные признаки, содержание и динамика возрастного кризиса. Психологическая помощь в ситуации возрастного кризиса.
Тема 7. Возрастная периодизация психического развития. Проблема периодизации. Критерии периодизации по Л.С. Выготскому. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину, Д.И.Фельдштейну, З.Фрейду, Э.Эриксону, В.И.Слободчикову. Развитие морального сознания личности по Л.Колбергу. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже, по Дж. Брунеру. Периодизация развития личности по А.В.Петровскому.