Тема 3.2. Ступень одушевления

Кризис младенчества — обретение субъектности в действии (11 мес.— 18 мес).Способность прямохождения и речевого обще­ния как основа построения новой формы со-бытийности младенца и взрослого. Обретение субъектности в действиях. Автономная речь младенца. Стремления как отсроченные или нереализованные желания младенца. Появление запретов взрослого. Становление предметного отношения к миру ~- причина кризиса младенчества. Предметная опосредствованность отношений взрослого и ребенка. Нормальное разрешение кризиса младенчества.

 
  Тема 3.2. Ступень одушевления - student2.ru

Основы психологической антропологии

Раннее детство — синтез самости (1 г.З мес.— 3,0 г.).Совмест­ная предметная деятельность как ведущая в раннем детстве. Разви­тие предметных действий и нагл я дно-практического мышления в раннем детстве. Речевое общение и развитие речи. Появление сверстников в жизни дитяти. Символизм и начальные формы игро­вой деятельности. Возникновение личного действия. Сознание «Я сам». Гордость за достижения как новообразование субъектности в раннем детстве. Синтез самости ребенка.

Тема 3.2. Ступень одушевления - student2.ru Кризис раннего детства — становление самодействующегосубъ­екта (2,5 г. — 3,5 г.). «Кризис трех лет (я сам)»: его феноменология и причины. Разрушение предметно опосредованных форм со-бы-тийности ребенка и взрослого и построение новых отношений. Становление самодействующего субъекта. Противоречие между «хочу» и «надо» в кризисе раннего детства. Нормальное разреше­ние кризиса раннего детства. Программа обособления ребенка со стороны взрослого. Появление сюжетно-ролевой игры. Самость и самостоятельность в раннем детстве.

Дошкольное детство — синтез субъекта собственных действий (3 г.— 6,5 лет).Предпосылки и условия развития в дошкольном детстве. Синтез субъекта собственных действий. Сюжетно-роле­вая игра как основная форма детской самодеятельности. Структу­ра игровой деятельности и ее значение для психического развития дошкольника. Продуктивные виды деятельности и их роль в раз­витии субъектности дошкольника. Общение ребенка и взрослого, формы общения. Детские сообщества и межличностные отноше­ния у дошкольников. Индивидуальная субъектность дошкольни­ка. Рефлексия деятельностного опыта и развитие сознания до­школьника. Произвольность поведения. Становление сравнива­ющей рефлексии. Развитие самооценки в дошкольном возрасте. Структура предметных преобразований и познавательное разви­тие дошкольника. Развитие воображения и мышления в дошколь­ном возрасте.

Тема 3.3. Ступеньперсонализации

Кризис детства — становление личного поведения (5,5 лет— 7,5 лет).Его феноменология и причины. Распад прежних и ста­новление новых форм со-бытийности. Кризис детства — вступле­ние в ответственную социальную жизнь. Становление личного поведения. Социальное самосознание дошкольника. Понятие ре­ального ролевого поведения (Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова и др.). Зарождение персональное™, «Я» ребенка, тип его самости.


Психология развития человека

Формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Форми­рование дружеских компаний. Осознание своей неумелости и детскости. Поиск общественно значимой и оцениваемой деятель­ности. Нормальное разрешение кризиса детства — готовность ре­бенка к школьному обучению. Понятие «внутренней позиции» школьника (Л.И.Божович). Составляющие психологической го­товности к обучению в школе (Е.Е.Кравцова).

Тема 3.2. Ступень одушевления - student2.ru Отрочество — синтез субъекта деятельности (7,0лет — 11,5лет). Школьная жизнь как первая ступень социальной зрелости. Школьные формы со-бытийности. Ровесничество. Статус школь­ника и его атрибуты. Основные виды деятельности у младших школьников: учение, игра, труд. Учебная деятельность как ведущая у младших школьников (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Совместно-разделенные формы учебной деятельности в начальный период школьной жизни (Т.А.Матис, Ю.А.Полуянов, В.В.Рубцов, ГА.Цу-керман). Формирование учебной деятельности и теоретического мышления у младших школьников. Развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Формирование теоретических форм сознания в младшем школьном возрасте. Становление пози­ции учащегося как личностного новообразования младших школь­ников. Синтез субъекта деятельности. Произвольность и самосто­ятельность у младших школьников. Интересы, мотивы, способно­сти в отроческом возрасте. Эмоционально-волевая сфера младших школьников. Становление характера младших школьников. Разли­чия в развитии мальчиков и девочек в отроческом возрасте. Обра­зование и развитие личности в отрочестве.

Кризис отрочества — становление субъекта социальных отноше­ний (11,0 лет— 14,0 лет).Феноменология кризиса отрочества. Раз­рушение привычных форм детско-взрослых общностей и установ­ление новых форм взаимоотношений со взрослыми и сверстника­ми. Становление субъекта социальных отношений. Подросток и :/ взрослые (учителя, родители, другие). Подростковые сообщества. Чувство взрослости у подростков. Учебная деятельность подрост­ков в системе многообразных видов деятельности. Эксперименти­рование и становление умелости у подростков. Предпосылки, про­цессы и результаты психического развития на этапе кризиса отро­чества. Осознание своих желаний, целей, способностей, личных качеств (возникновение «личного сознания» как самосознания). Потребность в самоутверждении и самостоятельности у подрост­ков. Структура самосознания у подростков. Самовоспитание в подростковом возрасте. Развитие познавательной сферы у под­ростков. Нормальное разрешение кризиса отрочества.



Основы психологической антропологии

Психология развития человека




Тема 3.2. Ступень одушевления - student2.ru Юность — синтез личностного способа бытия (13,5 лет— 18 лет).Ситуация развития в ранней юности. Сотрудничество юно­шей и взрослых. Сообщества сверстников в юношеском возрасте. Дружба, любовь юношей и девушек. Закономерности развития в юношеском возрасте. Юность как завершающая стадия ступени персонализации. Рефлексия социокультурного бытия. Синтез лич­ностного способа бытия. «Я лично» как формула юношеского воз­раста. Становление субъектности в юности. Способность к органи­зации деятельности и соорганизации в ней. Становление мировоз­зрения юношей и девушек. Личностное и профессиональное само­определение в юности.

Наши рекомендации