Тема 3.2. Ступень одушевления
Кризис младенчества — обретение субъектности в действии (11 мес.— 18 мес).Способность прямохождения и речевого общения как основа построения новой формы со-бытийности младенца и взрослого. Обретение субъектности в действиях. Автономная речь младенца. Стремления как отсроченные или нереализованные желания младенца. Появление запретов взрослого. Становление предметного отношения к миру ~- причина кризиса младенчества. Предметная опосредствованность отношений взрослого и ребенка. Нормальное разрешение кризиса младенчества.
Основы психологической антропологии
Раннее детство — синтез самости (1 г.З мес.— 3,0 г.).Совместная предметная деятельность как ведущая в раннем детстве. Развитие предметных действий и нагл я дно-практического мышления в раннем детстве. Речевое общение и развитие речи. Появление сверстников в жизни дитяти. Символизм и начальные формы игровой деятельности. Возникновение личного действия. Сознание «Я сам». Гордость за достижения как новообразование субъектности в раннем детстве. Синтез самости ребенка.
Кризис раннего детства — становление самодействующегосубъекта (2,5 г. — 3,5 г.). «Кризис трех лет (я сам)»: его феноменология и причины. Разрушение предметно опосредованных форм со-бы-тийности ребенка и взрослого и построение новых отношений. Становление самодействующего субъекта. Противоречие между «хочу» и «надо» в кризисе раннего детства. Нормальное разрешение кризиса раннего детства. Программа обособления ребенка со стороны взрослого. Появление сюжетно-ролевой игры. Самость и самостоятельность в раннем детстве.
Дошкольное детство — синтез субъекта собственных действий (3 г.— 6,5 лет).Предпосылки и условия развития в дошкольном детстве. Синтез субъекта собственных действий. Сюжетно-ролевая игра как основная форма детской самодеятельности. Структура игровой деятельности и ее значение для психического развития дошкольника. Продуктивные виды деятельности и их роль в развитии субъектности дошкольника. Общение ребенка и взрослого, формы общения. Детские сообщества и межличностные отношения у дошкольников. Индивидуальная субъектность дошкольника. Рефлексия деятельностного опыта и развитие сознания дошкольника. Произвольность поведения. Становление сравнивающей рефлексии. Развитие самооценки в дошкольном возрасте. Структура предметных преобразований и познавательное развитие дошкольника. Развитие воображения и мышления в дошкольном возрасте.
Тема 3.3. Ступеньперсонализации
Кризис детства — становление личного поведения (5,5 лет— 7,5 лет).Его феноменология и причины. Распад прежних и становление новых форм со-бытийности. Кризис детства — вступление в ответственную социальную жизнь. Становление личного поведения. Социальное самосознание дошкольника. Понятие реального ролевого поведения (Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова и др.). Зарождение персональное™, «Я» ребенка, тип его самости.
Психология развития человека |
Формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Формирование дружеских компаний. Осознание своей неумелости и детскости. Поиск общественно значимой и оцениваемой деятельности. Нормальное разрешение кризиса детства — готовность ребенка к школьному обучению. Понятие «внутренней позиции» школьника (Л.И.Божович). Составляющие психологической готовности к обучению в школе (Е.Е.Кравцова).
Отрочество — синтез субъекта деятельности (7,0лет — 11,5лет). Школьная жизнь как первая ступень социальной зрелости. Школьные формы со-бытийности. Ровесничество. Статус школьника и его атрибуты. Основные виды деятельности у младших школьников: учение, игра, труд. Учебная деятельность как ведущая у младших школьников (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Совместно-разделенные формы учебной деятельности в начальный период школьной жизни (Т.А.Матис, Ю.А.Полуянов, В.В.Рубцов, ГА.Цу-керман). Формирование учебной деятельности и теоретического мышления у младших школьников. Развитие познавательных процессов у младших школьников. Формирование теоретических форм сознания в младшем школьном возрасте. Становление позиции учащегося как личностного новообразования младших школьников. Синтез субъекта деятельности. Произвольность и самостоятельность у младших школьников. Интересы, мотивы, способности в отроческом возрасте. Эмоционально-волевая сфера младших школьников. Становление характера младших школьников. Различия в развитии мальчиков и девочек в отроческом возрасте. Образование и развитие личности в отрочестве.
Кризис отрочества — становление субъекта социальных отношений (11,0 лет— 14,0 лет).Феноменология кризиса отрочества. Разрушение привычных форм детско-взрослых общностей и установление новых форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Становление субъекта социальных отношений. Подросток и :/ взрослые (учителя, родители, другие). Подростковые сообщества. Чувство взрослости у подростков. Учебная деятельность подростков в системе многообразных видов деятельности. Экспериментирование и становление умелости у подростков. Предпосылки, процессы и результаты психического развития на этапе кризиса отрочества. Осознание своих желаний, целей, способностей, личных качеств (возникновение «личного сознания» как самосознания). Потребность в самоутверждении и самостоятельности у подростков. Структура самосознания у подростков. Самовоспитание в подростковом возрасте. Развитие познавательной сферы у подростков. Нормальное разрешение кризиса отрочества.
Основы психологической антропологии
Психология развития человека
Юность — синтез личностного способа бытия (13,5 лет— 18 лет).Ситуация развития в ранней юности. Сотрудничество юношей и взрослых. Сообщества сверстников в юношеском возрасте. Дружба, любовь юношей и девушек. Закономерности развития в юношеском возрасте. Юность как завершающая стадия ступени персонализации. Рефлексия социокультурного бытия. Синтез личностного способа бытия. «Я лично» как формула юношеского возраста. Становление субъектности в юности. Способность к организации деятельности и соорганизации в ней. Становление мировоззрения юношей и девушек. Личностное и профессиональное самоопределение в юности.