Глава 5. Антропологическая модель субъективной реальности 193

Я.Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмидт) (1878-1942) - польский писатель, педагог, врач. Повести «Дети улицы» (1901), «Каклюбитьде­тей» (1914-1922) проник­нуты высоким гуманиз­мом. В годы оккупации Польши фашистской Гер­манией он боролся за жизнь детей в варшав­ском гетто, погиб в Треб-линке с 200 своими вос­питанниками.

жизни таким очевидным примером мо­жет считаться жизнь А.Швейцера или Я.Корчака — людей, сменивших заслу­женную славу выдающихся деятелей, мощно укорененных в определенном социопрофессиональном сообществе, на безвестное служение ценностям эк­зистенциальным, не принадлежащим никакому отдельному человеческому сообществу, существующему в конкрет­ном времени истории и пространстве культуры. Именно про этих людей гово­рят: человек — на все времена!

Более того, понятие «норма разви­тия» является культуро- и личио-обусловленным понятием, а следова­тельно, аксиологическим, а не собственно научным, где уже само раз­витие полагается как норма, поэтому схема, излагаемая ниже, опи­сывает только тот вектор развития, который направлен на самораз­витие человека, т.е. на становление субъекта, хозяина и автора собст­венной биографии. Здесь саморазвитие будет пониматься либо как сознательное изменение, либо столь же сознательное стремление со­хранить в неизменности собственную самость (субъектность).

Например, на ранних этапах развития самость — это такой «поведенческий текст», который я создаю не умышленно, не ведая, что творю, и уж тем более не ведая, что творю. Читают и толкуют этот «текст» другие, от них на протяжении всего детства я узнаю и о самом существовании моей самости, и о ее содержании, и о спо­собах ее созидания и интерпретации. Открытие возможности соб­ственного авторства в творении «поведенческого текста» самости, а главное — обнаружение себя в качестве его главного героя — это и есть знаменитое отроческое открытие собственного Я.

Действительная же практика и расширение масштаба авторского творчества в развитии своей самости — содержание более поздних, взрослых этапов саморазвития; и уж тем более сознательный выбор зрелым мастером личной анонимности (но не безответственности) в достраивании своей судьбы — это возможное содержание послед­ней ступени развития субъекта собственного развития.

Понятно, что даже в рамках европейской (христианской) культуры саморазвитие, восходящее к преодолению границ собствен­ной единично-уникальной самости, не единственно возможный и да­же не самый распространенный вектор развития личности. Поэто­му нормативной предлагаемая схема периодизации является лишь для

Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека 194

тех, кто полагает нормой саму ценность саморазвития, становления субъектом собственной жизни.

Базисные общности, или ступени развития субъектности

Каковы же основные человеческие общности, через которые проходит развитие человека как их субъекта — участника и творца? Каждая человеческая общность осуществляет определенную сов­местную деятельность, характеризуемую прежде всего содержани­ем этой деятельности, ее предметом. Способ «совместного держа­ния» (со-держание) этого предмета, т.е. характер распределения обя­занностей, система взаимных ожиданий партнеров, определяет форму совместности, характерную для данной общности.

В построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопро­вождается сменой партнера. Эта смена не обязательно означает, что новая общность строится с новым человеком (людьми). Это может быть тот же самый человек, например, мама, но в новой жизненной позиции. На рис. 9 обозначены базисные общности, или ступени развития человека как субъекта собственного развития. Кратко оха­рактеризуем их содержание, форму и тип партнерства.

На первой ступени ребенок вместе сродным взрослым (биологи­ческой матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредствован­ное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникаль­ная, в силу своей непосредственности, общность, выстраиваемая в живой телесности партнеров общения, названа ступенью оживле­ния не только в честь знаменитого «комплекса оживления» — глав­ного эмоционального центра этой ступени. Эпохальным культур­ным событием этой ступени развития субъекта является то, что ре­бенок осваивает собственную телесную, психосоматическую инди­видуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространствен­но-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение данной ступени — это подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, дей­ственных измерениях.

На второй ступени ребенок вместе с близким взрослым осваива­ет предметно-опосредствованные формы общения и в плане сов­местных имитационно-предметных действий с реальным партне­ром, и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития — это прямохождение и речь — как способы первичного

Глава 5. Антропологическая модель субъективной реальности 195

самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъек­тивности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления для то­го, чтобы подчеркнуть, что именно здесь ребенок впервые откры­вает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

На третьей ступени партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как «учитель», «мастер», «наставник» и др., вместе с которыми под­ростки осваивают правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия — в науке, искусстве, ре­лигии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточня­ет границы самотождественности внутри совместного бытия с дру­гими людьми. Имя этой ступени — персонализаиця. Слово, соединя­ющее значение личины (маски, роли) и Лика, акцентирует, с одной стороны, кульминационный момент личностного развития — появ­ление способности к саморазвитию (развитию собственной само­сти), с другой — принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигшей внутренней свободы — осво­бождения от власти любой самости, как своей, так и чужой.

На четвертой ступени партнером молодого человека становится (в пределе) человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностиые отношения, опосредствованные системой обще­ственных ценностей и идеалов. «Общественными» эти идеалы и ценности являются лишь по материалу, из которого они созданы, как стихи создаются из языкового «сырья», но не сводятся к нему. Индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мер­ке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных (не узкосоциальных) отношений. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации. Обо­собляясь от оценок окружающих, преодолевая профессионально-позиционные или конфессионально-политические детерминации своего поколения, человек становится ответственным за собствен­ную самость, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома. Формулой субъектности на этой ступени могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

В названии и основных характеристиках последней, пятой ступени наблюдается удивительное согласие между всеми психоло­гами, допускающими существование высших уровней духовного

Раздел //. Концептуальные основы психологии развития человека 196

развития, не имея «статистически на­дежных» свидетельств их существова­ния. Универсализация, или выход за пре­делы сколь угодно развитой индивидуаль­ности, есть одновременно вход в прост­ранство обще- и сверхчеловеческих, экзи­стенциальных ценностей как в «свое дру­гое». Co-участником в построении и собеседником в осмыслении уни­версального со-бытия — той формы общности, в которой потенциаль­ная эквивалентность человека миру становится актуальной, — явля­ется Бого-человечество. А формулой субъектного проживания сво­ей причастности к универсальному со-бытию являются слова ап.Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал. 2, 20). Теперь можно установить примерные временные границы воз­растных интервалов и поименовать стадии развития субъектности в разных типах человеческой общности на разных ступенях разви­тия человека.

Ступени субъект­ности Период становления со-бытийности Период становления само-бытности
  Кризисы рождения Стадии принятия Кризисы развития Стадии освоения
I. Оживле­ние Родовой кризис — 2 мес. — +3 нед Новорожден-ность — 0,5-0,4 мес. Кризис ново-рожденности — 3,5—7 мес. Младен­чество — 6—12 мес.
II. Одуше­вление Кризис мла­денчества — 11-18 мес. Раннее детство — 1,5—3,0 года Кризис ранне­го детства — 2,5—3,5 года Дошкольное детство — 3 — 6,5 лет
III. Персо-нализация Кризис детства — 5,5-7,5 лет Отрочество — 6,5-11,5 лет Кризис отрочества — 11 —14 лет Юность — 13-18 лет
IV. Индиви­дуализация Кризис юности — 17-21 год Молодость — 19-28 лет Кризис молодости — 27—33 года Взрослость — 32-42 года
V. Универса­лизация Кризис взрослости — 39-45 лет Зрелость — 44—60 лет Кризис зрелости — 55—65 лет Старость — 62-...
  Кризис инди­видуальной жизни      

Наши рекомендации