Глава 5. Антропологическая модель субъективной реальности 193
Я.Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмидт) (1878-1942) - польский писатель, педагог, врач. Повести «Дети улицы» (1901), «Каклюбитьдетей» (1914-1922) проникнуты высоким гуманизмом. В годы оккупации Польши фашистской Германией он боролся за жизнь детей в варшавском гетто, погиб в Треб-линке с 200 своими воспитанниками.
жизни таким очевидным примером может считаться жизнь А.Швейцера или Я.Корчака — людей, сменивших заслуженную славу выдающихся деятелей, мощно укорененных в определенном социопрофессиональном сообществе, на безвестное служение ценностям экзистенциальным, не принадлежащим никакому отдельному человеческому сообществу, существующему в конкретном времени истории и пространстве культуры. Именно про этих людей говорят: человек — на все времена!
Более того, понятие «норма развития» является культуро- и личио-обусловленным понятием, а следовательно, аксиологическим, а не собственно научным, где уже само развитие полагается как норма, поэтому схема, излагаемая ниже, описывает только тот вектор развития, который направлен на саморазвитие человека, т.е. на становление субъекта, хозяина и автора собственной биографии. Здесь саморазвитие будет пониматься либо как сознательное изменение, либо столь же сознательное стремление сохранить в неизменности собственную самость (субъектность).
Например, на ранних этапах развития самость — это такой «поведенческий текст», который я создаю не умышленно, не ведая, что творю, и уж тем более не ведая, что творю. Читают и толкуют этот «текст» другие, от них на протяжении всего детства я узнаю и о самом существовании моей самости, и о ее содержании, и о способах ее созидания и интерпретации. Открытие возможности собственного авторства в творении «поведенческого текста» самости, а главное — обнаружение себя в качестве его главного героя — это и есть знаменитое отроческое открытие собственного Я.
Действительная же практика и расширение масштаба авторского творчества в развитии своей самости — содержание более поздних, взрослых этапов саморазвития; и уж тем более сознательный выбор зрелым мастером личной анонимности (но не безответственности) в достраивании своей судьбы — это возможное содержание последней ступени развития субъекта собственного развития.
Понятно, что даже в рамках европейской (христианской) культуры саморазвитие, восходящее к преодолению границ собственной единично-уникальной самости, не единственно возможный и даже не самый распространенный вектор развития личности. Поэтому нормативной предлагаемая схема периодизации является лишь для
Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека 194
тех, кто полагает нормой саму ценность саморазвития, становления субъектом собственной жизни.
Базисные общности, или ступени развития субъектности
Каковы же основные человеческие общности, через которые проходит развитие человека как их субъекта — участника и творца? Каждая человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность, характеризуемую прежде всего содержанием этой деятельности, ее предметом. Способ «совместного держания» (со-держание) этого предмета, т.е. характер распределения обязанностей, система взаимных ожиданий партнеров, определяет форму совместности, характерную для данной общности.
В построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. Эта смена не обязательно означает, что новая общность строится с новым человеком (людьми). Это может быть тот же самый человек, например, мама, но в новой жизненной позиции. На рис. 9 обозначены базисные общности, или ступени развития человека как субъекта собственного развития. Кратко охарактеризуем их содержание, форму и тип партнерства.
На первой ступени ребенок вместе сродным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредствованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникальная, в силу своей непосредственности, общность, выстраиваемая в живой телесности партнеров общения, названа ступенью оживления не только в честь знаменитого «комплекса оживления» — главного эмоционального центра этой ступени. Эпохальным культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение данной ступени — это подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.
На второй ступени ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения и в плане совместных имитационно-предметных действий с реальным партнером, и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития — это прямохождение и речь — как способы первичного
Глава 5. Антропологическая модель субъективной реальности 195
самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
На третьей ступени партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как «учитель», «мастер», «наставник» и др., вместе с которыми подростки осваивают правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия — в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Имя этой ступени — персонализаиця. Слово, соединяющее значение личины (маски, роли) и Лика, акцентирует, с одной стороны, кульминационный момент личностного развития — появление способности к саморазвитию (развитию собственной самости), с другой — принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигшей внутренней свободы — освобождения от власти любой самости, как своей, так и чужой.
На четвертой ступени партнером молодого человека становится (в пределе) человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностиые отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. «Общественными» эти идеалы и ценности являются лишь по материалу, из которого они созданы, как стихи создаются из языкового «сырья», но не сводятся к нему. Индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных (не узкосоциальных) отношений. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации. Обособляясь от оценок окружающих, преодолевая профессионально-позиционные или конфессионально-политические детерминации своего поколения, человек становится ответственным за собственную самость, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома. Формулой субъектности на этой ступени могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».
В названии и основных характеристиках последней, пятой ступени наблюдается удивительное согласие между всеми психологами, допускающими существование высших уровней духовного
Раздел //. Концептуальные основы психологии развития человека 196
развития, не имея «статистически надежных» свидетельств их существования. Универсализация, или выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности, есть одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Co-участником в построении и собеседником в осмыслении универсального со-бытия — той формы общности, в которой потенциальная эквивалентность человека миру становится актуальной, — является Бого-человечество. А формулой субъектного проживания своей причастности к универсальному со-бытию являются слова ап.Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал. 2, 20). Теперь можно установить примерные временные границы возрастных интервалов и поименовать стадии развития субъектности в разных типах человеческой общности на разных ступенях развития человека.
Ступени субъектности | Период становления со-бытийности | Период становления само-бытности | ||
Кризисы рождения | Стадии принятия | Кризисы развития | Стадии освоения | |
I. Оживление | Родовой кризис — 2 мес. — +3 нед | Новорожден-ность — 0,5-0,4 мес. | Кризис ново-рожденности — 3,5—7 мес. | Младенчество — 6—12 мес. |
II. Одушевление | Кризис младенчества — 11-18 мес. | Раннее детство — 1,5—3,0 года | Кризис раннего детства — 2,5—3,5 года | Дошкольное детство — 3 — 6,5 лет |
III. Персо-нализация | Кризис детства — 5,5-7,5 лет | Отрочество — 6,5-11,5 лет | Кризис отрочества — 11 —14 лет | Юность — 13-18 лет |
IV. Индивидуализация | Кризис юности — 17-21 год | Молодость — 19-28 лет | Кризис молодости — 27—33 года | Взрослость — 32-42 года |
V. Универсализация | Кризис взрослости — 39-45 лет | Зрелость — 44—60 лет | Кризис зрелости — 55—65 лет | Старость — 62-... |
Кризис индивидуальной жизни |