Глава 5. Антропологическая модель субъективной реальности 189

педагогическая практика, ориентированная на «возраст как он есть», к чему надо приспо­сабливать образование и учитывать в обучении и воспитании.

В культур но-исторической теории Л.С.Выготского обоснова­на мысль, что детство, как и всякое сложное социальное явление, имеет конкретную историческую природу; существует не просто детство, а есть история детства и история представлений о детстве. В.В.Давыдов, например, отмечал, что только при всеобщем обяза­тельном школьном обучении имеет смысл говорить об особом дошкольном возрасте. Н.А.Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос» рисует яркий образ шестилетнего мальчика, который живет реаль­ной жизнью трудового человека и осознает себя настоящим «мужи­ком». По сегодняшним же меркам — это дошкольник. Современ­ные общественные реалии российской жизни также дают основа­ния для изменения наших представлений о возрастных возможно­стях и ограничениях.

Каково же соотношение понятийразвития и возрастав В живых системах (вообще для исторически определенных реалий) возраст — это одно из понятий, позволяющих расчленить весь временной интервал существования системы на отдельные, отграни­ченные периоды (стадии, эпохи и др.). В этом смысле возраст есть производное от категории времени, которое формально характери­зуется двумя параметрами: метрикой (длительностью) и вектором (направленностью) — стрелой времени. Но собственно возраст имеет еще и такой параметр, как топика — место в ряду других возрастов, а значит, характеризуется и своими границами. Поэтому-то он и не может быть полностью оп­ределен простым объемом времени (отсюда бессмысленность ка­лендарных и паспортных возрастов). Возраст может быть задан его содержанием, которое определяет границы и наполненность любой временной формы. Поэту Н.Асееву принадлежат замечательные строки: «Мы знаем — время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым. Вы наполняете его». Для исторически определенных систем содержание времени их жизни и его оформленность заданы развитием (абстрактно — про­стым изменением, конкретно — кардинальным преобразованием всей системы, вплоть до изменения метрики, топики и направлен­ности времени), которое есть способ существования любой органиче­ской системы. Соответственно периодизация ее развития предпо­лагает смену (чередование) стабильных периодов критическими (где нет кризиса ставшей системы, там нет развития, а значит, рано или поздно наступают стагнация и распад).

Периодизация предполагает также смену периодов становле­ния периодами реализации (функционирования) некоторых под­систем — превращение предпосылок в условия и способы движе­ния системы. Периодизация предусматривает переходы с одного

Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека 190

уровня (ступени) развития на другой, движение от неразвитого со­стояния в сторону роста, усложнения, расцвета и т.д. Характер этих смен и переходов определяет способ периодизации развития некото­рой системы.

Итак, членение и упорядочивание времени полного жизненно­го цикла определяется принципом периодизации, который, в свою очередь, определяется общей теорией развития живых систем в ис­торических процессах; или схематически: от общей теории развития к способу упорядочивания времени существования системы, определя­ющему границы и специфику временных интервалов жизни. Первые два момента составляют концепцию периодизации, третий момент — набор и последовательность возрастных интервалов. Следовательно, понятие возраста является выводным из теории развития и принципа периодизации. Более того, все три категории (развитие, периодиза­ция, возраст) являются взаимополагающими и каждая из них безот­носительно к двум другим самостоятельного значения не имеет.

Возраст до и вне периодизации развития не может быть ни внутренним феноменом самого развития, ни внешне противопос­тавленной ему нормированной сеткой; он сопряжен с развитием. В противовес традиционным представлениям возраст не самостоя­тельная внешняя форма для развития, не содержание самого разви­тия и не его результат. Возраст ■— это форма развития. Можно ска­зать, что развитие оформляется, результируется в возрасте; именно поэтому возраст не развивается, а образуется как форма, которая в силу своей целостности и завершенности может только сменяться другой формой, замещаться ею.

По существу понятие о возрасте связано со специальным конст­руированием его как особой категории, имеющей не отражательный, а прежде всего регулятивный смысл. Понятие о возрасте должно кон­струироваться в рамках вполне определенной общественной практи­ки, в целях организации и управления самой этой практикой (практи­кой производства, политико-экономической практикой, в том числе и практикой образования).

До сих пор эта категория складывалась и функционировала стихийно и поэтому включала в себя многие культурно-ситуатив­ные смыслы. И хотя каждый конкретный возраст всегда имеет исто­рию (социокультурные ориентиры) своего возникновения, он не имеет истории своего развития; или он однажды возник и есть, или его нет (как не было когда-то собственно дошкольного детства, юности и др.). В силу того, что возраст образуется (а точнее,

Наши рекомендации