Причинная, целевая, ценностная и смысловая детерминанты

(при соответствующей их содержательной интерпретации) и кон­ституируют искомый объект развития— как исходный пункт, осно­ву и источник развития. Встает особая исследовательская задача определения (а точнее — конструирования) такого объекта разви­тия, где исходные предпосылки и условия «сращены» друг с другом и в своем единстве составляют подлинную ситуацию развития.

Развитие есть закономерное и направленное изменение объ­ектов или систем. Выявление закономерностей развития предпола­гает ответ на вопрос: «Как осуществляется развитие?» и требует ис­следования движущих сил развития —его исходных противоречий и механизмов. Противоречие представляет собой взаимодействие противоположных сторон и тенденций системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая общим источником ее самодвижения и развития. Поня­тие механизма применительно к процессам развития призвано ука­зать, как конкретно оно осуществляется, как обеспечивается само­движение системы.

Проблема направленности развития также очень актуальна для психологии. Отсутствие общего вектора изменений в развиваю­щемся объекте лишает его характерной для него, и только для него, единой, внутренне взаимосвязанной линии движения. Процесс психологического развития происходит в течение всей жизни. Рас­крытие закономерностей перехода от низшего уровня развития квысшему предполагает изучение проблемы единства, прерывности непрерывного, преемственности и в то же время качественного от­личия стадий и уровней развития, формирования компонентов ге­нетически поздних стадий и более высоких уровней развития на более ранних этапах.

В некоторых теориях «психическое развитие» рассматривается как тяготеющее к определенному конечному состоянию, достигнув которого оно прекращается (Ж.Пиаже, Г.Вернер). В отечественной психологии разрабатываются положения об отсутствии конечного состояния, задающего предел прогрессивному развитию как от­дельных психических процессов, так и целостного процесса разви­тия психики человека в онтогенезе (Л.И.Анцыферова, А.В.Бруш-линский, Я.А.Пономарев и другие). Однако для психологии разви­тия человека остается принципиальным решение задачи — в каком же направленииосуществляется (или должен осуществляться) про­цесс развития?

Особой проблемой в психологии развития является вопрос о формах и результатах развития. «Исследование временной структуры процесса психического развития человека, — пишет Л. И.Анцыферо-

Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека

ва, — позволяет также выделить в ней качественно различные стадии или фазы — периоды накопления новых возможностей, новых по­тенций развития и фазы дезорганизации сложившейся психологиче­ской системы личности, ее перестройки и формирования новой це­лостности, нового уровня функционирования, центром которого становится иное, нежели ранее, психическое новообразование»18.

Новообразованиекак результат психического развития явля­ется общепризнанной категорией в отечественной возрастной пси­хологии. Нет единодушия только в составе конкретных видов но­вообразований психического развития, характерных для опреде­ленного его этапа. В разных теориях — разные составы, либо они вообще не обсуждаются. Не менее острым остается вопрос о фор­мах развития, о своеобразном «возрастном портрете» — как общем результате некоторого этапа развития. Обычно целостный «образ возраста» сводится либо к общебиологическим формам—этапам жизни (детство, юность, зрелость и т.д.), либо к производным от образовательной ступени (до-школьник, младший школьник, сту­дент), либо к тому и другому.

Особая проблема психологии — соотношение возрастного и индивидуального пути развития.Конкретное решение этой пробле­мы предполагает определение типа доминирующих норм разви­тия — общестатистических, социокультурных, индивидуально-личностных (см. гл. 1.1.)- Очевидно, что с определенного этапа че­ловек начинает самостоятельно строить свою индивидуальную ли­нию жизни;он сам определяет ее траекторию, самостоятельно осу­ществляет выборы возможных вариантов развития. «Жизненный путь, — пишет К.А.Абульханова-Славская, — подлежит периодиза­ции не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая начиная с юности уже перестает совпадать с возрастной. Один человек проходит один социальный этап в более раннем, другой — в более позднем возрасте; юноша оказывается по-стариковски мудрым, а старик — по-юношески незрелым. Лич­ность выступает как движущая сила жизненной динамики, интен­сивности, содержательности своей жизни»19.

Считается, например, что примерно с сорока лет человек всту­пает в духовный период своей жизни. Это возрасти о-нормативны и сдвиг в развитии человека; развитие его по социокультурной норме,задаваемой современной европейской культурой. Но иногда это происходит гораздо раньше (например, если человек выбирает для себя путь служения Богу) — в соответствии с собственными,инди-

видуально-личностными нормами.Однако человек может и не всту­пить на путь духовных преобразований собственной жизни, оста­ваясь в границах общенормативныхорганических, психофизиоло­гических — биосоциальных изменений.

Возможна ли тогда общая, «универсальная» схема ступеней и периодов развития в онтогенезе человека? Если да, то что составля­ет основуподобной схемы? Известный специалист по проблемам психологии развития человеческой жизни Г.Томэ отвечает на пер­вый вопрос отрицательно, обосновывая свое утверждение различи­ем условий развития человека. Он полагает, что более целесообраз­но использовать понятие «стиль развития» и сосредоточить усилия на изучении условийих оформления. Но описание «стилей разви­тия» не противоречит задаче выявления общих закономерностей развития; общие закономерности реализуются через определенные «стилевые» (типовые) варианты, которые, в свою очередь, пред­ставлены в индивидуальных вариантах развития.

Можно согласиться с Г.Томэ в том, что «не существует обще­человеческого "образа развития", а есть множество форм развития в детстве, юности и в зрелом возрасте. Это множество — результат многообразных взаимодействий индивида с окружающим миром, а посему — результат его "истории"»20. И тем не менее общность культурно-исторических условий жизни поколения, достигнутый уровень цивилизации, доминирующая система ценностных ориен­тации, объединяющая людей религия и др. могут выступить осно­ваниями общего пути развития отдельных индивидов, а соответст­венно — основанием общей теории развития и его периодизации.

Итак, основными категориями принципа развития в психоло­гии являются: объект развития (что именно развивается?); предпо­сылки иусловия (из чего развивается?); структура объекта (что пре­образуется в развитии?); исходные противоречия, механизмы и дви­жущиесилы (как осуществляется развитие?); направление, формы и результаты развития (куда и во что нечто развивается?) Все пере­численные категории в своей совокупности и при соответствую­щей их содержательной интерпретации позволяют достаточно пол­но воспроизвести процесс развития субъективной реальности в он­тогенезе, понять закономерности психического развития человека на разных этапах его жизни.

Представим теперь сопоставительную таблицу всех рассмот­ренных выше парадигмальных установок (см. гл. 4.1), в которой конкретизированы основные категории принципа развития в пси­хологии (рис. 8).

Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии____ 155

Причинная, целевая, ценностная и смысловая детерминанты - student2.ru

Методологическая рефлексия

Вопросы для обсуждения и размышления

^ Сопоставьте парадигмы социоморфизма и культурализма в психологии, в чем их сходство и различие?

ф В чем заключается принципиальное отличие антропологи­ческой парадигмы и субъектного подхода в психологии развития от других методологических подходов?

$ В каких областях знания наиболее значим принцип разви­тия?

ф Каково соотношение процессов присвоения готового и по­рождения нового опыта, процессов репродукции и творчества на этапах онтогенеза?

$ Можно ли считать, что в своем развитии ребенок должен пройти (воспроизвести) этапы культурно-исторической эволюции человеческого рода? Или можно ли вести речь о культурно-истори­ческой рекапитуляции, повторяемости в процессах филогенеза и онтогенеза у человека?

$ Можно ли согласиться с утверждением, что в основе совре­менной школьной практики лежит гносеологическая (когнитив­ная) установка?

$ Соотнесите между собой понятия «развитие», «образова­ние», «взросление», «социализация».

Наши рекомендации