Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936)

После 1917 г. Россия вступила в новый, советский этап своего исторического развития. Этот период развития общественной и гу­манитарной мысли характеризуется сильной зависимостью науч­ных исследований от политических реалий жизни и от партийно-

идеологических установок. Единственно правильным мировоззре­нием был признан марксизм, на его фундаменте выстраивалось здание советской науки.

Г.И.Челпанов(1862-1936) — русский философ и психолог. Основатель (1912) и директор Мос­ковского психологичес­кого института. Автор учебников по психологии и логике.

Процесс создания марксистской психологии проходил в острой борьбе ее идеолога в-основателей с представите­лями традиционной психологии. Вид­ный русский психолог Г.И.Челпанов от­стаивал идею независимости психоло­гии от какой бы то ни было идеологии и философии. Согласно его взглядам, марксистская психология возможна лишь как психология социальная, изучающая генезис обществен­ных форм сознания и поведения людей.Г.И.Челпанов считал, что научная психология не может быть марксистской, как не может быть марксистской физика, химия и т.д.

К. Н.Корнилов (1879-1957) — отечест­венный психолог. Созда­тель оригинальной кон­цепции реактологии. Ис­следовал синтез волевых механизмов субъекта в сочетании с его индиви­дуальным характером.

В борьбу с Г.И.Челпановым всту­пил его ученик К.Н.Корнилов. Он исхо­дил из противоположных убеждений и активно внедрял в психологию марк­сизм. Одной из первых версий марк­систской психологии выступило разра­ботанное К.Н.Корниловым реактологи­ческое учение. Ключевое понятие этого учения — реакция — обозначало поведе­ние, сходное по механизму с рефлексом. Психологическая реальность человека сводилась к связке реакций; основным в реактологии стало изучение скорости и силы реакций человека. Вкатегориях поведения определяли предмет марксист­ской психологии П.П.Блонский и М.Я.Басов. Не избежал увлече­ния поведенческой психологией на начальном этапе своей научной деятельности и Л.С.Выготский.

Итог борьбы традиционной и марксистской психологии был предрешен — повсеместно была признана необходимость марк­систского обновления психологии. Уже к середине 20-х гг. вычле­няются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм (психика — продукт деятельности мате­риальных структур и процессов) и детерминизм (внешняя причин­ная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектический метод, ориентирующий на ис­следование качественных преобразований психики в ходе эволю­ции, истории, онтогенеза.





Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




               
    Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru
    Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru
 
    Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru
 
  Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru

В 20 — 30-х гг. в советской психологии были сформулированы новые общие принципы объяснения психики человека, опирающи­еся на марксистскую методологию. Основные из них таковы: 1) психические процессы человека формируются и развиваются в процессе осуществления им общественной по своей природе пред­метно-практической деятельности; 2) психическое развитие челове­ка имеет конкретно-исторический характер, детерминируется об­щественными условиями его жизни; 3) научно-психологическое изучение деятельности, сознания и личности человека необходимо осуществлять объективными методами (наблюдение, эксперимент). На раннем этапе своего развития советская психология актив­но осваивала достижения зарубежных психологов. Были переведе­ны труды классиков психологии: З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, Э.Торндайка, Ж.Пиаже и других психологов. Однако в дальнейшем наметился и усилился процесс обособления советской психологии. Утвердилось мнение о принципиальном отличии советской науки от буржуазной. Марксистская психология стала рассматриваться как высший этап развития мировой психологической мысли.

Реконструкция понятийного строя и объяснительных схем на марксистской основе происходила и в возрастной психологии. Ре­ализация здесь марксистских взглядов на общество и на человека, новых принципов исследования психических явлений привела к разработке оригинальных концепций, к конструированию новых программ и методов изучения закономерностей психического раз­вития детей. Эти достижения психологии развития связаны с твор­чеством выдающихся ученых М.Я.Басова, П.П.Блонского, Л.С.Выготского.



М.Я.Басов (1892—1931) — русский психолог. Разра­ботал метод наблюдения за детьми дошкольного возраста. В своих работах обосновывал необходи­мость объективного ис­следования психики. Од­ним из первых ввел в психологию понятие дея­тельности.

М.Я.Басов создал учение о человеке как активном деятеле в окружающей среде, ввел в психологию категорию дея­тельности, ставшей на десятилетия ос­новополагающей для советской психо­логии. Основной областью исследова­ний М.Я.Басова стала детская психоло­гия; проблема развития рассматривалась им как важнейшая для психологии. М.Я.Басов полагал, что задача детской психологии состоит в выявлении зако-

номерностей психического развития. Важнейшим методом дет­ской психологии он считал наблюдение. Ему принадлежит заслуга разработки научно обоснованных программ и схем объективного наблюдения за детьми дошкольного возраста.


П.П.Блонский 0884-1942) — российский психолог, философ, педагог. Рас­сматривал психику как науку о поведении живых организмов, был защит­ником идеи трансформа­ции всей психологии в социальную. Исследовал процессы развития памя­ти, мышления, сексуаль­ное развитие детей.

Большой вклад в развитие возраст­ной психологии внес П.П.Блонский. В качестве предмета психологии он считал поведение; основным методологическим принципом — генетический, или истори­ческий подход к изучению психики.На­учная психология должна стать генети­ческой психологией, а поведение чело­века может быть понято как история по­ведения. П.П.Блонский был известным педологом и выступал за комплексный подход в изучении ребенка.

Человек, согласно П.П.Блонскому, развивается в обществе на основе наследственных предпосылок. Признавая зависимость он­тогенеза психики человека от ее филогенеза, он отмечал его свое­образие: ребенок всегда живет настоящим, в своем развитии он ус­ваивает то, что ведет прямой дорогой к интеллекту взрослого. Со­циально обусловлены все виды детской деятельности, в том числе игра и учение. П.П.Блонский показал решающую роль школьного обучения в психическом развитии; при этом умственное развитие учащихся зависит от содержания образования.

Стержневой проблемой психологии развития П.П.Блонский полагал проблему возраста.Возрастом он называет эпоху или ста­дию развития, которая характеризуется определенным симптомо-комплексом, т.е. сочетанием устойчивых и специфических психо­логических структур. П.П.Блонский первым в советской психоло­гии различил резкие (критические) и постепенные(литические) пе­риоды в психическом развитии.Эпохи или стадии развития — это времена детской жизни, отделенные друг от друга резкими перехо­дами (критическими периодами), а фазы развития отделены друг от друга литически. При этом сами возрастные эпохи являются ис­торически изменчивыми и определены в своем содержании кон­кретными условиями жизни детей.

Огромный вклад в развитие возрастной психологии внес Л.С.Выготский. Он создал культурно-историческую концепцию в психологии — учение об общественно-исторической природе психи­ки человека.Л.С.Выготский предложил отличное от биологиза-торских и социологизаторских теорий понимание источника, ус­ловий, форм, специфики и движущих сил психического развития ребенка; выявил и сформулировал основные законы детского раз­вития.



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3, Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru Л.С.Выготский подчеркнул определяющую роль отношений между ребенком и взрослым для его психического развития; свою конкретную реализацию это положение получило в учении о веду­щем значении обучения в развитии ребенка. Он ввел в психологию экспериментально-генетический метод исследования,суть которого состоит в воспроизведении в специально создаваемых и контроли­руемых условиях самого процесса происхождения и становления новых психических свойств и качеств.

Л.С.Выготский разработал учение о возрасте как единице ана­лиза детского развития и предложил оригинальную периодизацию психического развития, представляющую собой чередование ста­бильных и критических возрастов. Он внес вклад в решение многих проблем возрастной и педагогической психологии. Взгляды Л.С.Выготского на процесс психического развития стали основой для разработки общепризнанной теории детского развития в отече­ственной психологии (их изложение будет сделано в отдельном па­раграфе).

На основе сложившихся в отечественной психологии теорети­ческих подходов были поставлены, с одной стороны, проблемы разработки надежных методов изучения закономерностей психи­ческого развития детей, с другой — проблемы использования зна­ний психологии развития в педагогическом процессе. А.Ф.Лазур-ский продолжил разработку метода естественного эксперимента, получившего широкое признание в педагогической практике. М.Я.Басов детально разработал и описал метод наблюдения в дет­ской психологии. Специальные руководства по изучению психиче­ского развития на основе сочетания различных методов создали К.Н.Корнилов, Н.А.Рыбников, П.П.Блонский.

В середине 20-х гг. были получены опытные данные об осо­бенностях развития представлений, речи, интересов, идеалов у де­тей различных социальных и возрастных групп, у городских и сель­ских школьников (Н.А.Рыбников, П.О.Эфрусси, А.РЛурия и дру­гие). Ценные экспериментальные данные о влиянии социального окружения на формирование механизмов поведения ребенка ран­него возраста были получены в работах В.М.Бехтерева, Н.М.Щело-ванова, М.ГДенисовой, А.А.Фигурина и других.

Исследования по психологии развития смыкались с пробле­матикой педагогической психологии, в первую очередь психологии обучения. Л.С.Выготский сформулировал идею зоны ближайшего развития и ведущей роли обучения в психическом развитии. В це­лях выявления путей успешного усвоения школьниками знаний

проводились исследования мышления, памяти, речи ребенка (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и другие).

Успешное развитие отечественной возрастной психологии было прервано постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Как отме­чалось ранее, идея создания педологии как комплексной науки о ребенке принадлежала С.Холлу. Эта идея получила признание во всем мире, в том числе и в России. В 20-х гг. по всей стране развер­нулась работа по созданию сети педологических учреждений. Пе­дология стала претендовать на роль общей науки о ребенке, состав­ляющей основу для других наук, в том числе для психологии и пе­дагогики. Вместе с тем в педологии не было разработано теории и методов, адекватных предмету исследований — комплексному изу­чению ребенка.

В сфере образования педология ставила перед собой задачи синтезирования данных о ребенке и детском коллективе. Главными направлениями деятельности педологов-практиков стали тестовые обследования по определению школьной успешности, умственно­го возраста, проведению профотбора. Именно в области примене­ния педологии к педагогической практике были допущены серьез­ные ошибки, выразившиеся в квалификации педагогически запу­щенных детей как дефективных. Такая оценка служила основани­ем отправки детей в специальные школы с упрощенной програм­мой обучения. Педологическая практика привела к негативным со­циально-педагогическим последствиям и была пресечена извест­ным постановлением.

В указании на необходимость связи между теоретическими исследованиями и их практическим воплощением в образовании, в пресечении необоснованной практики тестирования заключался позитивный момент постановления. Но это постановление имело и большие негативные последствия для развития психологических исследований в стране. Тестология как теория и практика разра­ботки и использования тестов на десятилетия оказалась под запре­том. Негативные оценки тестологии были распространены на всю педологию и психологию. Критика педологии сопровождалась от­рицанием всего положительного, что было сделано учеными в об­ласти педагогики и психологии; многие педагоги и психологи под­верглись преследованиям. Однако принципиальные наработки в области психологии развития, определившие ее дальнейшие пер­спективы, уже были сделаны.



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3, Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru Развитие отечественной возрастной психологии в период с 1936 по 1960 г.

Этот период развития отечественной психологической мыс­ли как никакой другой связан с достаточно жестким идеологиче­ским контролем официальных властей за ведущимися научными разработками. В этот период прошли сессии, посвященные зна­чению для психологии учения И.П.Павлова об условных рефлек­сах (1952), характеру взаимоотношений философии, психологии и физиологии (1960). «Павловская сессия» 1952 г. признала необ­ходимость строить психологию на физиологической основе. Для психологии это означало ликвидацию ее в качестве самостоятель­ной науки и замену физиологией. Механизмами психических яв­лений на последующие десятилетия признавались материальные физиологические процессы. В понятиях рефлекса, первой и вто­рой сигнальных систем, процессов возбуждения и торможения, типов нервной системы, законов иррадиации и концентрации, аналитико-синтетической деятельности мозга объяснялись слож­ные явления психической жизни человека. Редукционизм (сведе­ние сложного к простому) стал реальностью психологии этого пе­риода. На сессии 1960 г. не отрицалась самостоятельность психо­логии как науки, но признавалась целесообразность разработки ее проблем на основе физиологического учения.

В этот сложный и тяжелый период в истории нашей страны (годы массовых репрессий конца 30-х гг., Великая Отечественная война, послевоенная разруха) продолжали проводиться теорети­ко-психологические исследования, осуществлялась опытно-пе­дагогическая работа с детьми различных возрастов, велась науч­но-организационная работа. Важную роль в развитии исследова­ний проблем детства сыграло создание в 1943 г. Академии педаго­гических наук РСФСР. В результате расширилась проблематика и объем научно-исследовательской работы в области возрастной психологии, психологии обучения и воспитания детей. Последо­вавшая затем организация отделений психологии на философ­ских факультетах ряда университетов создала условия для подго­товки научных кадров в этой области. Консолидации научных сил на разработке важнейших проблем психологии способствовали организация журнала «Вопросы психологии» (1955) и учреждение Общества психологов (1957). В этот период оформились две науч­ные школы в психологии; школа Л.С.Выготского и школа С.Л.Ру­бинштейна.


С.Л.Рубинштейн (1889-1960)-отечест­венный психолог и фило­соф. Разрабатывал фило­софские и теоретические проблемы психологии. Автор трудов «Основы общей психологии», «Бы­тие и сознание», «Чело­век и Мир» и др.

СЛ.Рубинштейн является видным теоретиком российской психологии. Проблемы природы психического, бытия и сознания, деятельности, субъектности человека и его взаимоотношений с миром были для него определяющими и главны­ми в течение всей его жизни;в изучение этих проблем он внес решающий вклад. С.Л.Рубинштейну принадлежит заслуга анализа, систематизации и обобщения современных ему достижений психологической науки, результаты которых были изложены в фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1940).

В своих работах С.Л.Рубинштейн затрагивал проблемы пси­хического развития человека. Сформулированный им принцип единства сознания и деятельности составил основу деятелъност-ного подхода в психологии. Он утверждал единство обучения и психического развития и на этой основе сформулировал методо­логический принцип изучения психического развития детей в процессе обучения и воспитания. Основной закон психического развития заключается в том, что ребенок развивается, воспитыва­ясь и обучаясь, осваивая под руководством взрослых содержание человеческой культуры. Наследственно обусловленные процессы созревания открывают широкие возможности психического раз­вития, реализуемые в деятельности ребенка. В обучении и воспи­тании ребенок выступает не только объектом, но и субъектом де­ятельности.

Психическое развитие определяется единством внешних и вну­тренних условий: внешние причины преломляются через внутренние условия.Внешняя обусловленность развития человека законо­мерно сочетается со «спонтанностью» в его становлении. Все в психике формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводится непосредственно из внешних воздействий. Психический эффект каждого внешнего (в том числе педагогического) воздействия на личность обусловлен историей ее развития, которая включает как процесс эволюции, историю человечества, так и личную историю развития данного индивида.

Общие вопросы психического развития детей, проблемы диа­лектики внешних и внутренних условий развития, развития мыш­ления и речи младших школьников разрабатывал известный иссле­дователь Г.С.Костюк. Онустановил, что процессы обучения и вое-



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




       
  Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru
    Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru

Г.С.Костюк (1899-1982) — советский психолог. Разрабатывал проблемы психологии развития де­тей. Основные труды по­священы изучению мыш­ления и речи в младшем школьном возрасте, вы­явлению психологически обоснованных путей по­строения учебного мате­риала.

питания по-разному реализуют налич­ные возможности ребенка и содейству­ют его дальнейшему развитию в зависи­мости от содержания этих процессов, в зависимости от того, как они вовлекают самого ребенка в достижение тех целей, которые стоят перед ним, в какой мере учащиеся выступают в качестве субъек­тов педагогического процесса. Воспита­ние обусловливает процесс развития, со­здавая и используя необходимые для не­го внешние обстоятельства. Но объек­тивные причины всегда действуют на этот процесс через внутрен­ние условия, через деятельность воспитанников. Результат их воз­действия зависит не только от характера воздействующего объекта, но и от природы субъекта, уровня его развития, сложившихся у не­го отношений к окружающему миру.

Видным представителем школы Л.С.Выготского, оказавшим значительное влияние на развитие возрастной психологии, являет­ся А.Н.Леонтьев. Он исходил из принципиального положения, что психические достижения человеческого рода не закрепляются в наследственно фиксируемых изменениях организма, а воплощают­ся в продуктах материальной и духовной культуры. Индивиду до­стижения человеческого рода не даны в его природе, а заданы в ок­ружающей его общественной жизни; ребенокдолжен их «присво­ить», овладеть ими.Осваивая их, он воспроизводит исторически сложившиеся человеческие способности, тем самым становясь че­ловеком. Присвоение родовых способностей возможно только в собственной деятельности ребенка, которая адекватна природе ос­ваиваемой способности. Эта деятельность осуществляется под ру­ководством взрослых, в общении'ребенка и взрослого.

А.Н Леонтьев (1903-1979) — отечественный психо­лог, теоретик психологии. Автор общепсихологичес­кой теории деятельности. Основатель психологиче­ского факультета М ГУ им. М. В Ломоносова.

АЛ.Леоптьев разработал общепси­хологическую теориюдеятельности, ввел в психологию категорию ведущей деятельности, на основе которой в то время содержательно характеризовался каждый возрастной период, определя­лось его место и роль в общем ходе пси­хического развития человека. А.Н.Ле­онтьев осуществил исследование игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Ему при­надлежат исследования по педагогической психологии.



Б.Г.Ананьев (1907-1972) — отечественный психо­лог. Выступил с идеей со­здания единой концепции человекознания, синтези­рующей достижения круга наук о человеке. Основа­тель психологического факультета Л ГУ им. АА.Жданова.

Оригинальное направление в воз­растной психологии составили антро­пологические исследования Б.Г.Ана­ньева. Предметом его исследований вы­ступило индивидуальное развитие че­ловека в интервале всей его жизни. Б.Г.Ананьев одним из первых психоло­гов в стране сделал предметом изуче­ния психологические изменения чело­века за пределами школы. Развитие че­ловека анализировалось им в комплексе развития его индивид­ных, субъектных, личностных и индивидуальных характеристик. Психическое развитие рассматривалось как внутренне противоре­чивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека. Методами изучения онтоге­нетической эволюции человека были возрастные (поперечные) срезы и лонгитюдный метод. Изучение индивидуального разви­тия человека, по Б.Г.Ананьеву, составляет предмет онтопсихоло-гии как синтетической дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию.

А.В.Запорожец (1905-1981) — отечественный психо­лог, ученикЛ.С.Выгот­ского, создатель теории психического действия. Исследовал закономерно­сти психического разви­тия детей раннего и до­школьного возраста.
Амплификация (от лат. amplificatio — распростра­нение, увеличение) в пси­хологии обозначает рас­ширение возможностей полноценного развития детей в определенный пе­риод их жизни.

Важный вклад в развитие детской психологии внес А.В.Запорожец. Он раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов (восприятия, мышления и т.д.), разра­ботал теорию перцептивных действий и сенсорных эталонов, на основе кото­рой впоследствии была разработана си­стема сенсорного воспитания детей до­школьного возраста. А. В.Запорожец установил, что в развитии восприятия ребенка свою роль играет и созревание анализаторных систем, приспособление их к услови­ям существования. Но эти процессы сами по себе не предопреде­ляют сенсорного развития, а выступа­ют в качестве предпосылок формирова­ния чувственного опыта. В последние годы своей жизни А.В.Запорожец обос­новал идею амплификации психического развития, в основе которой лежит пред­ставление о необходимости совершенст­вования содержания, форм и методов воспитания для достижения максималь-



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936) - student2.ru но возможного развития психологических структур, типичных для каждой возрастной ступени развития ребенка.

Наряду с фундаментальными теоретическими исследования­ми, в этот период велись работы по многим проблемам психичес­кого развития, обучения и воспитания детей на разных этапах он­тогенеза. Интенсивно проводилось изучение возрастных особен­ностей памяти (А.А.Смирнов, Л.В.Занков, П.И.Зинченко); актив­но исследовались общие закономерности мыслительной и речевой деятельности детей (А.Н.Гвоздев, А.Р.Лурия); выявлялись психоло­гические условия развития воли и характера ребенка (Н.ДЛевитов, А.Г.Ковалев); изучались особенности умственной деятельности школьников и воспитания способностей (Д.Н.Богоявленский, А.А.Люблинская, Н.А.Менчинская, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев). В результате был показан относительный характер возрастных норм развития психических процессов, их зависимость от деятель­ности, в которую они включены.

Наши рекомендации