Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в.

Основные направления исследований возрастной психологии рассматриваемого периода концентрировались вокруг узловых проблем детского развития, определившихся в 60-е гг. XIX в. В ка­честве главных областей исследования выделились: изучение пси­хического и физического развития ребенка в их взаимосвязи, ис­следование учебно-познавательной деятельности школьников, анализ психологии воспитания личности.

Существенный вклад в исследование вопросов психофизичес­кого развития детей внес П.Ф.Лесгафт. Основываясь на представ-



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3. Психическое развитие человека в трубах отеч. психологов




                   
    Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru
    Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru
 
    Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru
    Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru
 
 
    Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru
  Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru
 

П.ФЛесгафг (1837-1909) — русский анатом, педа­гог и психолог. Обосновал теорию физического вос­питания в контексте зада­чи формирования целост­ной личности. Разрабаты­вал вопросы семейного воспитания.

лении о неразрывной связи между физи­ческим и духовным развитием, он рас­сматривал физическое воспитание как полноправную и необходимую часть об­щего образования. Согласно его пред­ставлениям, физическое воспитание имеет свои особые педагогические зада­чи — обоснованная система физических упражнений направлена на совершенст­вование не только физических, но и нравственно-волевых качеств. П.Ф.Лесгафту принадлежит заслуга разработки научных основ физи­ческого воспитания, ориентированного на задачи целостного развития личности ребенка, создания психологической типологии детей, обоснования роли семьи в воспитании.

Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) ~ основоположник науч­ной гигиены в России. Исследовал гигиеничес­кие аспекты организации процесса обучения.

Изучение влияния школьного ре­жима на физическое развитие ребенка предпринял Ф.Ф.Эрисман. Он/выявил и зафиксировал факт существования «школьных болезней»: близорукости, искривления позвоночника, наруше­ний нервной системы и дрТ) На основе

своих исследований Ф.Ф.Эрисман разработал модель образцовой классной комнаты, предложил парту собственной конструкции, сформулировал гигиенические требования к освещению учебных помещений и т.д. Эти исследования позволили сформулировать принципиально новую психолого-педагогическую проблему: ор­ганизация процесса обучения, отвечающего физиологическим и гигиеническим требованиям детского организма.

И.А.Сикорский (1842-1919) — русский психолог. Один из основателей дет­ской психологии в Рос­сии. Реализовал в детской психологии объективные методы познания; психо­логическое изучение де­тей увязывал с проблема­ми воспитания.

С конца 70-х гг. изучение детства стало систематическим. Сформировались два основных типа исследования: наблюдение ученых за детским развитием по определенной программе и на­блюдение родителей за своими детьми, результаты которого фик­сировались в дневниках развития ребен­ка. В итоге этих исследований была со­здана достаточно полная картина хода детского развития.

Авторитетным исследователем раз­вития ребенка раннего возраста являлся И.А.Сикорский. Он провел длительное наблюдение за собственными детьми и за развитием детей в воспитательных и медицинских учреждениях. Эта про-

грамма (наблюдений охватывала все стороны психического разви­тия ребенка.)

Большое внимание исследователь уделял условиям и движу­щим силам развития детей. Среди условий умственного развития особое значение И.А.Сикорский придавал игре: играя, ребенок приобретает и конкретизирует знания о внешнем мире, в игре раз­вивается его самосознание. Данные собственных наблюдений И.А.Сикорский сопоставлял с результатами наблюдений и иссле­дований ведущих зарубежных ученых. В результате он наметил це­лостную картину нормального хода физического и психического развития ребенка, дал классификацию типичных ошибок воспита­ния детей.

П.Ф.Каптерев (1849-1922) — русский педагог и пси­холог. Разрабатывал про­блемы дошкольной педа­гогики и семейного вос­питания, дидактики, ис­тории, русской педагоги­ки, педагогической пси­хологии. Выдвинул идею автономности педагоги­ческого процесса, свобод­ного от давления государ­ства и церкви.

Большую работу по изучению и обобщению данных исследований дет­ского развития проделал П.Ф.Каптерев. Ему принадлежит заслуга Ьоздания до­статочно полного представления о ре­бенке первых четырех лет жизни.^В ос­нову описания психофизического раз­вития ребенка каждого из годов жизни им был положен характерный признак, определяющий своеобразие развития ребенка. Например, особенности пси­хического и физического развития ре­бенка второго года жизни связаны с

прямохождением; трехлетний ребенок овладевает речью и т.п.

Н.НЛанге (1858-1921)-русский психолог, один из основателей экспери­ментальной психологии в России. Разработал кон­цепцию стадиально-фазо­вого процесса восприя­тия, который детермини­руется сменой фаз вос­приятия от общего харак­тера к дифференцирован­ному.

В изучение хода детского развития большой вклад внесли дневники родителей. Инициатива развертывания наблюдений ро­дителей за своими детьми принадлежала журналу «Семья и школа». Материалы наблюдений за десятью детьми от их рождения до 5—6 лет жизни были обобщены Б.П.Лен­ским. В дальнейшем задачу сбора и пуб­ликации родительских дневников взял на себя Н.КЛанге. К концу XIX в. был собран значительный материал о дет­ском развитии, вышли в свет пособия по исследованию развития ребенка, по ухо­ду за детьми, общие руководства по вос­питанию и обучению детей в семье и школе, основанные на использовании знаний детской психологии.



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru Развитие возрастной психологии в начале XX в.

Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научную основу; утвердился ее статус как само­стоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретичес­кую и практическую значимость. Исследования проблем разви­тия заняли ведущее место в русской психологической и педагоги­ческой науке. Это обеспечило авторитет возрастной психологии не только в научной сфере, но и в решении практических задач обучения и воспитания. И в науке, и в мнении педагогической об­щественности утвердилась точка зрения, согласно которой позна­ние законов детского развития является основой для правильного построения системы образования, для воспитания будущих граж­дан страны.

В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин, выдающиеся теоретики и организато­ры отечественной науки — В.М.Бехтерев, П.ФЛесгафт, И.П.Пав­лов и другие. Сформировалось сообщество русских психологов, разрабатывавших вопросы изучения детского развития и построе­ния научных основ воспитания и обучения: П.П.Блонский, П.Ф.Каптерев, А.ФЛазурский, Н.НЛанге, А.П.Нечаев, М.М.Ру­бинштейн, Н.Е.Румянцев, И.А.Сикорский, Г.И.Челпанов и другие. Благодаря усилиям этих ученых развернулась интенсивная теоре­тическая и научно-организационная деятельность, направленная на углубление и расширение проблемного поля исследований, на пропаганду психолого-педагогических знаний.

В этот период в России стали создаваться специализирован­ные научные центры, ведущие научно-исследовательскую, образо­вательную и просветительскую деятельность. Получили распрост­ранение небольшие лаборатории, кружки, кабинеты по изучению детей при ряде учебных заведений, создавались психолого-педаго­гические общества, научно-педагогические кружки, объединявшие

АЛ.Нечаев (1875-1943) — русский психолог. Раз­рабатывал вопросы экс­периментальной психоло­гии применительно к за­дачам дидактики и мето­дики обучения.

всех желающих направить свои усилия на совершенствование процессов воспи­тания и обучения. Первая лаборатория по экспериментальному изучению пси­хологии детей в условиях их обучения и воспитания была создана А.П.Нечаевым в 1901 г. в Петербурге при Педагогичес­ком музее военно-учебных заведений. В России было налажено и издательское дело; значительно возросло число публикаций по вопросам психологии развития. Си-

стематический характер приобрела переводческая и популяриза­торская деятельность, реферирование и рецензирование русских и зарубежных публикаций. Сложилась широкая база для обмена мнений, дискуссий по фундаментальным проблемам психологии развития. Работали съезды и конференции, на которых обсужда­лись проблемы детской и педагогической психологии. Русские уче­ные активно участвовали во всех международных конгрессах по психологии и смежным дисциплинам, выступали с докладами, пе­чатались в зарубежных изданиях, трудились в зарубежных исследо­вательских учреждениях, перенимали опыт организации научно-исследовательской работы.

Важным результатом развития возрастной психологии в доре­волюционный период была постановка и обсуждение ее важней­ших теоретических и методологических проблем. Предметом дис­куссий были вопросы о характере психологических знаний, необ­ходимых для решения педагогических проблем, о возможностях и границах эксперимента в школе, о путях дальнейшего развития возрастной психологии и ее взаимоотношениях со смежными об­ластями знаний. В итоге было осознано первостепенное значение психологической теории и вместе с тем признана важная роль на­копления научно достоверных фактов, полученных с помощью объективных методов.

В исследованиях ученых тщательную разработку получил ме­тод наблюдения, в частности метод дневников детского развития; были разработаны обоснованные программы наблюдения за дет­ским развитием. Существенным дополнением к научным данным о психологии детей различного возраста был опыт анализа худо­жественных произведений (анализ П.Ф.Каптеревым детских пер­сонажей произведений Ф.М.Достоевского и детских лет жизни Илюши Обломова в одноименном романе И.А.Гончарова). Для изучения психологии детей и особенностей их обучения и воспита­нияА.Ф.Лазурский разработал программу естественного экспери­мента.

Начало XX в. в развитии русской возрастной психологии ха­рактеризовалось возрастанием интереса к гуманистическим и де­мократическим идеям 60-х гг. прошлого века, к творчеству Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского, стремлением поставить в центр теоретических обсуждений высоконравственную личность. Де­тальному анализу в психологических исследованиях были под­вергнуты вопросы сущности личности, факторов ее становления, о возможностях и пределах воспитания, о всестороннем и гармо­ничном ее развитии.



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru Развитие отечественной возрастной психологии в конце XIX в. - student2.ru Идея всестороннего развития личности органически сочета­лась с осознанием необходимости более глубокого — комплексно­го изучения детского развития; исследования физического, умст­венного, волевого, эмоционального развития детей. На основе по­лученных результатов предлагались научно обоснованные пути и средства руководства духовным и физическим развитием ребенка.

В итоге были выделены главные положения о ходе общего раз­вития ребенка.Основные из них: 1. Развитие совершаетсл последо­вательно и представляет собой непрерывное поступательное дви­жение вперед. 2. Развитие может идти средним темпом, может ус­коряться и замедляться в зависимости от самых разных причин, оно может приостановиться или принять патологические формы. 3. Каждый возрастной период должен «изжить» себя, поэтому не следует искусственно форсировать детское развитие. 4. Между ду­ховным и физическим развитием существует неразрывная связь; неразрывно связаны также умственная, волевая и эмоциональная стороны жизни. 5. Воспитание и обучение, построенные на науч­но-теоретической основе, должны быть нацелены на гармоничес­кое и всестороннее развитие личности.

Завершая изложение дореволюционного периода истории возрастной психологии, отметим, что эта отрасль была одной из наиболее развитых в отечественной психологии. Накопленный русскими психологами научный багаж пока еще в должной мере не осмыслен и все еще не востребован в педагогической практике.

3.2. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии

□ Марксистская перестройка психологии развития (1918—1936) U Развитие отечественной возрастной психологии в пе­риод с 1936 по 1960 г. □ Экспериментальная разработка про­блем психического развития в 60 — 80-е гг.

Наши рекомендации