Упражнение «Скучно, скучно так сидеть».
Цель: Развитие раскованности, тренировка самоорганизации.
Процедура игры. У одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стены комнаты также стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей.
Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга все глядеть; Не пора ли пробежаться и местами поменяться?
Как только ведущий заканчивает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Замечания: Не разрешайте детям начинать бег раньше,
чем кончится стишок. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если первый занял его раньше второго.
Упражнение «Сова».
Цель: Развитие произвольности.
Процедура игры. Дети сами выбирают водящего - «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение дня дети двигаются.
Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить.
Кто из играющих пошевелится или рассмеется, тот становится совой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
III. Упражнения направленные, на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «Лифт».
Психолог говорит: «Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.
Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»:
· Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
· Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
· Вдохните – и «поднимите лифт» еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
· Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта».
Упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2-3 минуты. Дыхание задерживается на 2-3 секунды.
Упражнение «Воздушный шарик».
Дети сидят на стульчиках.
Психолог говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились.
· Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
· Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
· Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
· Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.
· Снова вдохните и наполните легкие воздухом.
· Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
· Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».
Упражнение «Насос и мяч».
Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой – насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.
· «Мяч сдутый» - ребенок сидит на корточках.
· «Насос надувает мяч» - ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с…».
· «Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
· «Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг.
· «Мяч вновь сдувается» - ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
РАСТЯЖКИ
Упражнение «Росток»
Исходное положение: сидя, сгруппировавшись, обхватив колени руками:
· 1-2 - медленно выпрямляются колени, корпус при этом наклонен к коленям, голова и руки расслаблены и висят;
· 3-4 - медленно поднимается корпус, выпрямляется позвоночник;
· 5-6 - выпрямляется и вытягивается шея, поднимается голова, руки при этом висят;
· 7-8 - медленно поднимаются руки и вытягиваются вверх, ладони открыты, пальцы расставлены;
· 9-10 - все тело вытягивается вверх, но пятки не отрываются от пола. («Улыбнитесь и поприветствуйте солнце, мир вокруг вас и друг друга».)
Упражнение «Марионетки»
Лежа на спине, руки вытянуты за головой, кисти соединены, ладони раскрыты; ноги вместе, носки оттянуты. Подбородок опущен так, чтобы задняя сторона шеи приближалась к полу. Потянуться сначала одной рукой (другая лежит расслабленно), затем другой. Потом поочередно потянуться ногами. Затем одновременно одной рукой и ногой, затем другой рукой и ногой, имитируя марионетку на веревочке.
Примечание. Проследите за положением ребенка. В этом положении важно почувствовать опору тела и одновременно расслабление. Взяв ребенка за руку или за ногу, проверьте, насколько он расслаблен.
Упражнение «Потягивание»
Лежа на спине, носки, голени и пятки касаются друг друга, руки вытянуты вдоль тела и свободно лежат ладонями к полу. Носки вытянуть, но без напряжения, затем потянуть носки на себя, чтобы растянулись задние мышцы ног.
Упражнение «Ежик»
Стоя на коленях, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены. Сесть между пяток. Сделать вдох и сплести пальцы рук за спиной ладонями вниз (можно под пальцами ног, можно на подошвах - кому как удобно). При выдохе плечи подать вперед, голову опустить как можно ниже, чтобы спина стала круглой. При вдохе, не расцепляя рук, свести лопатки, голову откинуть назад. Сделать выдох, вернуться в исходное положение. Расслабиться, отдохнуть.
Упражнение «Свеча»
Стоя прямо, колени прямые, руки напряжены и подняты вверх, тело напряжено, будто свечка на праздничном торте. Постепенно свечка начинает таять - тело расслабляется сверху вниз. Сначала опускаются руки, затем голова падает на плечи, потом сгибается туловище, подгибаются ноги, и ребенок медленно падает на пол - «свеча растаяла».