Цель и задачи вступительного испытания
В программе изложены основные компоненты системы психологических
знаний и умений учащихся, заложенных в Государственных образовательных
стандартах среднего профессионального образования. Проводимое
вступительное испытание нацелено на выявление степени овладения
учащимися знаниями основных научных фактов, понятий; умениями определять
термины и понятия психологии, раскрывать теоретические положения на
конкретных примерах; классифицировать понятия, явления и объекты.
Форма вступительного испытания и его процедура
Вступительное испытание проводится в форме теста. В определенное
расписанием время абитуриенты должны занять места в назначенной
аудитории, для чего с собой необходимо иметь: паспорт, экзаменационный
лист, 2 ручки (синих или черных). После размещения всех допущенных к
вступительным испытаниям представитель экзаменационной комиссии
объясняет правила оформления ответа и раздает листы с экзаменационными
заданиями. С этого момента начинается отсчет времени. Продолжительность
вступительных испытаний – 2 академических часа (90 минут). По окончании
отведенного времени абитуриенты должны сдать листы ответа
представителям экзаменационной комиссии и выйти из аудитории.
Содержание программы
1. Общие основы психологии: предмет, задачи и методы психологии;
развитие психологии как науки; основные категории психологии; психика и
ее развитие; деятельность; сознание и самосознание; сознательное и
бессознательное; человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность;
конституционные типологии; человек как субъект; мотивация; эмоции
и чувства, воля; деятельность, ее психологическая структура,
виды деятельности; познавательная деятельность: ощущения и
восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение; человек
как личность и индивидуальность: структура личности, направленность,
самоактуализация, самосознание, самооценка, уровень притязаний, образ
«Я» и его структура; индивидуально-типологические особенности человека:
характер, задатки, способности и склонности; психология творчества.
2
2. Общие вопросы психологии возрастного развития: основные
закономерности психического развития; предпосылки и условия; возрастная
периодизация; понятие ведущей деятельности; зона ближайшего развития;
возрастные кризисы; сензитивные периоды развития; возрастная периодизация
психического развития, различные основания построения периодизации,
периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину; применение метода
наблюдения в работе с детьми; опрос в психолого-педагогических
исследованиях детей; эксперимент и особенности его применения в возрастной
психологии; специфика использования методов изучения личности в возрастной
психологии; особенности психического развития и педагогического
воздействия на разных возрастных этапах; психология воспитания;
механизмы формирования личности; социализация; социальные установки,
нормы и ценности.
3. Психология игры: роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии
дошкольника; развитие игры в дошкольном возрасте; особенности общения
ребенка со взрослыми в ходе развития предметных действий и
возникновение предпосылок ролевой игры; развернутые формы игровой
деятельности; социальная природа ролевой игры; взаимоотношения детей в
игре; роль и воображаемая ситуация, их значение в мотивации игровой
деятельности; развитие роли в игре; место предмета, действия, слова в игре;
реальные и игровые взаимоотношения детей в игре.
4. Психология общения: общение и общительность; общение и
деятельность; многоплановый характер общения; роли и ролевые ожидания;
эмпатия в общении; правила слушания; ведение беседы; правила убеждения;
конфликты, пути выхода из них; коррекция поведения; особенности общения
с детьми разного возраста; общение детей со сверстниками; особенности
общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
психологические
основы
воспитательных технологий; психология
педагогической деятельности: структура деятельности; диагностика и
развитие педагогических способностей; педагогическое общение: функции,
стили,
модели; культура
педагогического общения; психология
педагогического взаимодействия; индивидуальные стили педагогической
деятельности; психологическое содержание категории «отношение»; детско-
родительские отношения.