Психодиагностической деятельности
Тема 6. ПРОЦЕДУРНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Психодиагностическое обследование (тестирование) и его этапы. Область применения теста. Условия тестирования.
Характеристика начального этапа тестирования. Инструкция к тесту: определение, требования к формулированию.
Материал, используемый для тестирования. Тестовые задачи закрытого и открытого типа, их разновидности. Правила формулирования содержания тестовых задач. Стимульный материал, используемый в тестах: его виды, основные требования при подборе, хранении, производстве. Формы вопросов (утверждений), используемых в опросных методиках, их разновидности.
Фиксация результатов тестирования. Бланк обследования: его варианты, правила разработки, основные требования.
Этап обработки данных тестирования: его особенности, основные требования. Ключи к тесту, их формы. Разновидности тестовых оценок, получаемых при обработке данных: "сырые" (первичные), шкальные, профильные.
Психологическое заключение: его назначение, основные требования при составлении.
Требования, предъявляемые к тестовым методикам.
Тема 7. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Актуальность компьютеризации психодиагностики.
Принципы современных технологий компьютеризированного психологического тестирования.
Этапы компьютеризации психодиагностики и их характеристика.
Психологические последствия компьютеризации психодиагностической деятельности: позитивные и негативные.
Перспективы развития компьютерной психодиагностики.
Раздел 3. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Тема 8. ОСНОВЫ ПСИХОМЕТРИИ
Понятие психометрии.
Статистическая природа тестовых шкал. Проблема меры. Диагностическая шкала и ее виды: абсолютные, процентильные и критериальные.
Стандартизация теста: определение. Стандартизация диагностической процедуры и стандартизация шкалы.
Тестовые нормы: определение. Количественные и качественные тестовые нормы. Репрезентативность тестовых норм: ее обеспечение, проверка. Алгоритм построения тестовых норм.
Тестирование, ориентированное на статистическую норму и на социально-психологический норматив. Критериально-ориентированное тестирование – перспективное направление психодиагностики.
Тема 9. НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТОВ
Понятие надежности теста и ее видов. Анализ случайных и систематических ошибок измерения. Определение ошибки измерения. Стандартизация процедуры тестирования как важнейшее средство повышения надежности теста.
Ретестовая надежность тестовой методики. Процедуры ее определения: преимущества и недостатки.
Одномоментная надежность теста. Понятие сопоставимых форм методики. Варианты определения одномоментной надежности: метод параллельных форм, метод расщепления, метод анализа согласованности ответов по всем пунктам методики (метод Кьюдера-Ричардсона). Преимущества и недостатки каждого из них.
Надежность отдельных пунктов теста. Характеристика требований, обеспечивающих надежность отдельных пунктов теста: объективность, валидность, устойчивость, сила/трудность, дискриминативность.
Тема 10. ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТОВ
Понятие валидности теста. Соотношение понятий "надежность" и "валидность". Понятие валидизации. Критерий валидизации и его виды. Требования, предъявляемые к критерию валидизации: релевантность, свобода от помех, надежность. Количественные и качественные методы оценки валидности. Процедура определения коэффициентов валидности.
Типы валидности теста: подлинная и ложная. Характеристика видов ложной валидности. Характеристика видов подлинной валидности: теоретической и эмпирической (прагматической).
Особенности содержательной, текущей, прогностической, ретроспективной валидности.
Валидность процедуры тестирования. Приемы ее обеспечения.
Л И Т Е Р А Т У Р А П О К У Р С У
ОСНОВНАЯ
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Т. 1. – 320 с. – Т. 2. – 336 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев, 1989. – 200с.; СПб., 1999. – 528 с.
3. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб., 1994. – 364 с.
4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – 304 с.
5. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1986. – 544 с.
6. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М., 1984. – 152 с.
7. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – 304 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982. – 101 с.
2. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопр. психологии. – 1986. – № 2. – С. 30-42.
3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. – 216 с.
4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985. – 319 с.
5. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 176-181.
6. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981. – 232 с.
ПЛАНЫ семинарских и практических занятий